TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

     

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения.

    Я, по его мнению, должен был обрадоваться: народ взялся за творчество. (Я ему рассказывал, что при коммунизме работать будут роботы, а люди станут жить в неприкладном искусстве. Потому в неприкладном, что оно наиболее конкурентоспособно среди других занятий: развлечения, спорта, прикладного искусства, науки и т.д. Оно единственное занимается непосредственным и непринуждённым испытанием сокровенного мироотношения человека и при создании произведения, и при восприятии его. А испытание – это всё-таки не сама жизнь. Оно – условность. Потому не так опасно для жизни, как сама жизнь. Например, скалолазание. Плюс неприкладное искусство исключительно по утончённости переживания: это переживание ЧЕГО-ТО, что необходимо выразить творцу из-за вдохновения и это переживание ЧЕГО-ТО, что случилось с восприемниками от общения с произведением. Оба переживания подсознательны. И это упоение: одному – суметь выразить, другим – суметь почуять, а повезёт – впоследствии и понять.)

    Разозлившему, наверно, никогда не случалось понять. Так он думает, что ЧЕГО-ТО и не существует на свете. Поэтому он пропустил мимо внимания такую тонкость (выражающуюся у меня частицей “не” в слове “неприкладное”). И вот считает ценным обезьянничанье перед фотообъективом на предмет уподобления себя и изображения на знаменитом произведении искусства. Тут – картины “Девушка с жемчужной серёжкой” (1665) Вермеера.

    Что художественный смысл произведения неприкладного искусства нецитируем (в него, если это картина, нельзя направить внимание указкой или словами, мол, вот этим, изображённым, выражено то-то и то-то, неизображённое), моему визави не втолкуешь. То, чего нет в его голове, лично мне не дано вложить в его голову (он всё, что от меня, принимает в штыки). Я подозреваю – из-за моего покоммунизма (сам он воинствующий мещанин). И мне ничего не остаётся, как обращаться к общественному мнению (мещане с общественным мнением открыто ссориться не любят).

    Так вот я думаю, что такое действие, как указанное обезьянничанье, гроша ломанного не стоит, будучи всерьёз представлено как творчество. А моя беда в том, что Вермееру как-то не повезло, чтоб я где-то когда-то прочёл о его вещах что-то глубокое, сам же я что-то не тяну такое породить. Могу только одно – ещё раз попробовать поискать.

    Он последователь Терборха. А про того писал достаточно глубокий Эжен Фромантен:

    "Рассматривая исторические события этого периода, можно представить, каковы должны были быть устремления, характер и судьба будущей школы. Но, прежде чем ван Гойен и Вейнантс успели расчистить путь, прежде чем Терборх, Метсю, Остаде и в первую очередь Рембрандт обнаружили свои намерения, можно было с некоторым основанием спросить себя, что именно в данных исторических условиях, в такой стране, как Голландия, могли написать эти художники.

    Революция, только что даровавшая голландскому народу свободу, богатство и предприимчивость, лишила его того, что повсюду составляет жизненную основу великих школ. Она изменила верования, подавила потребности, сузила привычки, оголила стены, упразднила изображения как античных, так и евангельских сцен, пресекла создание наиболее обширных произведений ума и кисти — церковных, декоративных и вообще каких бы то ни было больших картин. Никогда еще страна не ставила так настойчиво своих художников перед столь необычной альтернативой: быть оригинальными или не быть вовсе” (Старые мастера).

    Победа капитализма – это была победа того, что ниже пояса (кроме, наверно, свободы – в первом приближении; у человека ж всё – человечно, в том числе и его низкое; того воспевание и может ассоциироваться со свободой, переживанием высоким относительно несвободы).

    "Проблема выглядела так. Есть нация бюргеров, практичная, мало склонная к мечтаниям, занятая делами, настроенная отнюдь не мистически, пропитанная антиитальянским духом, с нарушенными традициями, с религией без алтарных картин, с привычкой к бережливости. Для этого народа надо было найти искусство, которое понравилось бы ему, соответствовало ему, изображало его. Один писатель нашего времени, очень сведущий в этом вопросе, весьма остроумно заметил, что подобный народ мог иметь в виду только одну задачу, очень простую и очень смелую, единственную, которую в течение пятидесяти лет ему неизменно удавалось разрешить, — создать свой собственный портрет.

    Этим все сказано” (Там же).

    Индивидуалиста может соблазнить только изображение его самого и его окружения. Идеализация допустима? – Наверно, но только того, что отличает голландца ото всех. Например, если итальянки в большинстве своём красивые,

    а голладки нет,

    то рисовать надо дурнушек, приукрашенных лишь чуть-чуть.

    Такую мы как раз и видим на портрете. У неё аж ресниц нет! Да и бровей.

    "Отныне гениальность состоит в том, чтобы… отдаться своей модели и только у нее спрашивать, как она хочет быть изображенной. Ничего не надо ни прикрашивать, ни облагораживать, ни обличать: все это ложь и бесполезный труд” (Там же).

    Эта вот считает, что её главное достоинство – душевность. Вот и нарисуй ей увеличенные глаза, выражающие совершенную бесхитростность.

    "Можно подумать, что домашние добродетели перенесены из частной жизни в искусство и одинаково помогают и хорошо вести себя и хорошо писать. Если отнять у голландского искусства то, что можно назвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и не сможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля. Но так же, как в обычной жизни есть движущие силы, ее возвышающие, так и в этом искусстве, считающемся столь привязанным к практической стороне жизни, в этих художниках, заслуживших в большинстве репутацию близоруких копиистов, чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реальному. Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе как будто и не имеют. Отсюда и идеал этого искусства…” (Там же).

    Так и просится сказать: идеал абы какой жизни. – если б это не звучало уничижительно.

    Я не цитирую то, что лично для меня загадка: "рисунок искусный, а не искусственный”, “мощными и строгими красками, сконцентрированностью, так сказать, концентричностью производимого впечатления” и т.п.

    А что процитировал, относится к первой половина XVII века, к становлению живописи в освободившейся от Испании стране. А Вермеер писал – по крайней мере этот портрет написан – во второй половине века. Про Вермеера пишут, что он стал аристократичен: появился яркий свет, смелые противопоставления, сильные колористические контрасты (https://renesans.ru/books/art-17century/gollandia.shtml). И правда: жемчужная серьга, контраст освещения, синяя и жёлтая повязка на голове… Эта бедная девушка получила жемчуг от богача. Тут мыслима интрига. (Я даже видел фильм на эту тему: служанку позвал знаменитый и богатый художник позировать, дав надеть жемчужную серьгу; она сексуально возбудилась от чести позировать, быть запечатлённой на века и от пусть и временного, но красования, в жемчуге; и – скромная всё-таки – бросилась после сеанса к безнадёжно ухаживавшему за нею парню и отдалась ему.)

    Но сколько времени заняло всё это вычитать и вспомнить! И всё равно меня портрет не волнует. Наверно, потому что мещанский самоуспокоенный идеал мне лично не импонирует. А может, другое: тайны-то нет. Недопонятности. Следов подсознательного идеала.

    Не считать же странностью, что не носили тогда тюрбан на голове, или что не могла быть такой большой жемчужина.

    Другое дело, что в картине есть внеисторическая радость жизни: художнику удалось передать ту особую жизненность, когда замечтавшуюся от подарка, серёжки, девушку неожиданно окликнули, и она оглянулась, наивная, деревенская, не умеющая мгновенно менять выражение лица по новым обстоятельствам мига. Никакого, мол, позирования, а – вырванная прямо из жизни доля секунды. (Что скучающей в карантине повторить не удалось нисколечки.)

    За умение эту внеисторическую радость жизни выразить картину можно признать эстетически ценной, но – не художественной. То есть до неприкладного искусства она не дотягивает.

    12 апреля 2020 г.

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что . . .

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – . . .

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100