TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник вдохновения на подсознательный идеал. Продвигая эту идею в науку об искусстве я сам несколько виноват. Получив отказ в публикации в одном рецензируемом журнале (за неисследовательский стиль), я отправил похожую статью в нерецензируемый, а потом только повторил попытку в другом рецензируемом журнале, стиль сменив, но был не принят из-за публикации в журнале нерецензируемом. Пришлось и этот вариант отправить в нерецензируемый. Но я чувствую, что и опубликуй я это предложение в научном журнале, идея была б не принята практически, как практически не принята та идея, которая привела меня к мысли о подсознательном идеале, – идея Выготского, изложенная им в “Психологии искусства”, и которая в нескольких словах такова: художественность – это подсознательный катарсис от столкновения противочувствий, возникающих от текстовых противоречий произведения. Написав работу в 1925 году, Выготский, чтоб не схлопотать упрёк в идеализме (за подсознательность катарсиса), опасался её издавать, впрочем, опасался ещё и потому, что она не включала в художественность образность. А та, по сути, включалась, если иметь в виду не затёртую применением образность: подразумеваемая обычность “плюс” выданная новизна “равны” катарсису. Но и будучи напечатана (в 1965 году), идея подсознательного катарсиса не нашла применения. Видно, по той простой причине, что обосновывала аполитичность и внеморальность художественности.

    Сами же творцы стихийно во все времена именно такой художественностью и руководствуются. Если это большие художники, то есть те, кто обычно не позволяет себе впадать в осознаваемые конъюнктурные поветрия. Например, страдания в России в XIX веке за народ, сперва, находящийся в крепостничестве, а потом освобождённый без земли. Или другой пример, в СССР – социалистический реализм. В условиях отсутствия строительства настоящего социализма (с ежедневным усилением самодеятельности за счёт государства вплоть до того исчезновения, что обозначит наступление коммунизма) удовлетворять требованию власти отыскивать и выражать ростки общественного прогресса, в общих чертах предусмотренного правящей идеологией. В обоих примерах изображение применялось натуроподобное. В обоих примерах не было проблем с понимаемостью массами выражаемого таким изображением. И в обоих примерах – антихудожественность в указанном выше смысле. Которая, чем дальше, тем больше тяготила художников, стихийно писавших бы не так.

    И это не очень тяготило художественно слабые натуры.

    Но даже они – те, кто умён и ловок – чуяли, чем дальше, тем больше, что, чтоб их вещь слыла художественной, надо, чтоб она была сколько-то непонятной. (Это объективно соответствует тому, что подсознательный идеал не присутствует в сознании.)

    А в искусстве есть закон привыкания. Старое перестаёт действовать. Реакция на натуроподобие со временем сама стала надоедать. И возникла потребность опять в натуроподобии.

    Ей-то и соответствует Таисия Короткова. Она живописует опять натуроподобно. Но. Не имея художественного таланта (подсознательной его части), зато будучи умной, она пишет с непонятинкой о том, что, собственно, она изображает (а не с непонятинкой, что она выражает). Для этого она пользуется реалиями научно технической революции, проникшей много-много куда. Наука и техника предполагают специализацию. А та – непонятность для неспециалистов. Чем Таисия Короткова и воспользовалась. Например, в цикле “Технология” (2008).

    Короткова. #1 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Тут, наверно, инфекционная больница и младший обслуживающий персонал, раз оба взялись за ручки дверей, хоть те и дезинфицированы. То есть явно не врачи. А приборы, наверно, пылесосы особые или приспособления, дезинфицирующие пол и стены. Если они открывают двери для каталки с больным, то не понятно, почему они свои приборы оставили на дороге. Не исключено, что Короткова просто не додумала. Если это приглашение гостям проходить, то тоже не понятно, зачем это изображено. Возможно, для того, чтоб сказать: “Как стерильно!”

    Короткова. #2 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Явно объект деятельности не больной человек, раз так присело одно из действующих лиц. Но и сваркой это быть не может, так как объём огорожен целлофаном, который горюч. Возможно, там осветительный прибор, и что-то ищут на полу. Если это не постановка чего-то, пока непостижимого или вообще бессмысленного. Возникло подозрение, что серию можно переименовать в “Стерильность”, которая безотносительна к конкретной деятельности. Не есть ли тогда это синонимом бездушия? – Но и тогда это будет порождением ума, а не подсознательного идеала.

    Короткова. #3 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Похоже на одевание космонавта. Оранжевый цвет применяют, чтоб заметнее его было видно при поиске, если космонавт приземлился где-то в поле. То есть нам показывают процесс или тренировки или подготовки к полёту. И кругом должна соблюдаться стерильность.

    Короткова. #4 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Явно не полёт, а куда-то засадили космонавта и наблюдают. И кругом – стерильность.

    Короткова. #5 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    После какого-то испытания в продолжающейся стерильности, испытуемого обмеряют?

    Короткова. #6 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Зачем-то в поле интереса попали кабели, наверно, к той камере, в которой было испытание. – Может, бессмысленность переключений внимания наводить должна на уже заподозрённое бездушие? Мой одноклассник где-то там кем-то работал, так его, рассказывал, угнетала слежка, чтоб он кому что не выдал. А не бездушие.

    7-го номера я не нашёл, но на одном из сайтов обнаружил запись: "…будни рядовых сотрудников NASA (серия “Технологии”)” (http://w-o-s.ru/plugins/backward/Visual/korotkova/index.html).

    Не понятно, как российскую художницу допустили в NASA, которое ж, наверно, секретное. Но в другом месте было написано про серию "Воспроизводство" (награждённую премией имени Кандинского), что изображена сфантазированная фабрика рождения детей. – Тогда ей и в NASA не надо проникать.

    В общем, у меня впечатление (уже не впервой), что премию Кандинского дают за околоискусство.

    8 августа 2020 г.

     

     

     

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100