TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

     

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что искусствоведы баламуты в большинстве своём и нам просто врут (а я смелый и открываю глаза на голость короля). Как вдруг я натыкаюсь на такую фразу:

    "…последующее развитие живописи (начиная с Сезанна) во многом знаменует возврат к принципам обратной перспективы (суммирование зрительного впечатления)” (Б.А. Успенский).

    Как это соединить с крайним индивидуализмом, который расцвёл от непрекращающихся поражений революций в Западной Европе в XIX веке, - расцвёл до степени отрицания всего Этого мира с его законами (коррелирующими с обществизмом и Порядком)? Или иномирие как раз и есть иной Порядок, чем был (в Этом мире)? И, раз Порядок, то вот налицо суммирование?!. А?

    Есть, оказывается, и другие слова, выражающие иномирие: "изображения “по представлению” [не то, что с натуры срисовано]… “внутреннюю дистанцию для созерцания, некую отстраненность и обобщенность видения”” (Максим Тавьев. https://classic-art-ru.livejournal.com/1042.html).

    Хорошо б это проиллюстрировать…

    Сезанн. Сезанн. Каштаны и ферма в Жа де Буффан. 1985-87.

    "…элементы пространственного целого <…> выделяются в самостоятельные, обособляющиеся в нашем восприятии эпизоды” (Там же).

    Одно – передний план, другое – объединённая крона деревьев второго плана, третье – уходящая вглубь ограда, четвёртое – далёкие деревья, пятое – дома, шестое – небо.

    Первое "сверху достаточно определенно очерчивается непрерывной линией изменчивого цветового контраста” (Там же). Тёмно-сине-зелёное контрастирует с красным слева, зелёное с красным контрастирует в центре, тёмно-синее контрастирует с бледно-зелёным справа.

    Обособленность кроны обеспечена её темнотой, контрастирующей с более светлым со всех сторон кроны: желтизной, наверно, дома – слева внизу, желтизной дома – в центре внизу, бело-синим небом – справа.

    Ограда обособлена снизу контрастом с коричневой тенью от ограды, сверху – контрастом с жёлтым домом.

    Далёкие деревья обособлены контрастом с желтым домом внизу и с голубым небом вверху.

    Дома тоже кругом обособлены контрастами.

    И небо – тоже.

    Фрагменты "несут в себе некие самостоятельные пространственные ощущения и при этом явно сопоставляются друг с другом… предоставит зрителю разнообразие точек зрения” (Там же).

    Кроме того, всё обособленное объединено времённо, так сказать.

    "…одно из уникальных качеств живописи состоит в том, что фактор времени здесь освобождается от своей извечной последовательности, и в картине его течение замыкается в обозримое целое” (Там же).

    Вот мне и суммирование…

    Так утончённо, что ой. Никакое не корёжение.

    То есть корёжение, конечно, но к которому "теряется интерес” (Успенский).

    Пропали все мои открытия корёжения как образа выражающего принципиально недостижимое метафизическое иномирие, только тем и хороший образ, что образ это всё же некая достижимость.

    С этим поражением как-то надо научиться жить…

    *

    А нельзя ли как-то спастись? Например, с привлечением подсознательного идеала.

    Известно, что Сезанн подкладывал монетки под некоторые предметы натюрмортов.

    Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Ок. 1895.

    Например, вот здесь под большую тарелку явно что-то подложено – она видна с точки зрения более высокой, чем кувшин, судя по большей вытянутости овала кувшина. То есть налицо осознаваемое желание получить разные точки зрения, чтоб было из чего получить "суммирование зрительного впечатления”, какого нет в прямой перспективе, и чего он, не учёный живописи, и фактически в жизни не видит (из-за бинокулярности зрения). Учили б прямой перспективе – у него б нормой она стала. Не было б позитивное стремление к истине в виде обратной перспективы. Позитивное и осознаваемое – коррелируют. Но! Есть же в жизни и негативное! И его отрицание вполне может быть не данным сознанию, быть подсознательным идеалом иномирия. (Тогда то, что я назвал иномирием выше и что связано с осознавааемостью, надо и называть другим словом – например, другомирием.)

    И вот иномирие прорывается вопреки сознанию и – см. красную линию – край столешницы, продолженный прямою слева, из-под салфетки выныривает не продолжением этой прямой, а выше. И ваше сознание этого не замечает. Можно думать, что сознание Сезанна – тоже, хоть исполняла ЕГО рука. Она была не вольна сделать верно, что и есть след подсознательного идеала, явно негативного по отношению и к Этому миру, и к другомирию.

    И – я спасся!

    Теперь можно вернуться к первой репродукции

    и увидеть, что и там (если предположить параллельность построек друг другу: дома, двух заборов) есть отрицающее иномирие наряду с созидающим другомирием.

    4 мая 2022 г.

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100