Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.01.2023 |
Либералке плевать на эстетическое качество
|
||
09.01.2023 |
|
||
08.01.2023 |
Что могли б похвалить либералы
|
||
07.01.2023 |
Притянуть, что ли, политическую ноту?..
|
||
05.01.2023 |
|
||
04.01.2023 |
|
||
03.01.2023 |
|
||
02.01.2023 |
|
||
01.01.2023 |
|
||
31.12.2022 |
|
||
30.12.2022 |
|
||
29.12.2022 |
Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!
|
||
28.12.2022 |
Каспар Давид Фридрих и анекдот
|
||
27.12.2022 |
|
||
25.12.2022 |
|
||
21.12.2022 |
Вроде бы не духарятся, серьёзные люди
|
||
21.12.2022 |
Вроде бы не духарятся, серьёзные люди
|
||
20.12.2022 |
Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты
Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями.
"Прежде всего, если отвлечься от привычной мелодии Чайковского (а это необходимо сделать), мы воспринимаем в этих стихах, как и вообще в стихах Жуковского, свою поэтическую мелодию, напев стиха, поглощающий смысловую отграниченность друг от друга не только слов, но и синтаксических элементов. Жуковский создает музыкальный словесный поток, качающий на волнах звуков и эмоций сознание читателя; в этом музыкальном потоке, едином и слитном, как и единый поток душевной жизни, им выражаемый, слова — это ноты. Отсюда особое семантическое наполнение слова, начинающего значить гораздо больше, чем оно значит терминологически, и выявлять в себе в соотношениях потока мелодии иные смыслы и звучания, чем в обычной логической конструкции речи… Лейтмотивом первой строфы цитированного отрывка являются слова: вечер, померкнули, последний, умирает, последняя, потухшим, угасает. Здесь два обстоятельства важны: во-первых, самое наличие лейтмотивов, слов-тем, выделенных не синтаксически и логически, а накоплением эмоциональных повторений, нанизыванием однотонных слов. Тем самым опять тон, лирическая нота преодолевает логику, субъективное преодолевает объективное. Словесные лейтмотивы — характерная черта стиля Жуковского и романтизма вообще” (Гуковский. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/guk/guk.htm). Так с Жуковским известно житейское происхождение страшной оценки им внешнего мира: "…Маша Протасова выходит замуж за Мойера и нет выхода из страданья” (Там же). Мой ум восхищён: по наличию лейтмотива в процитированных стихах (а это было новостью в русской поэзии) можно вывести Машу Протасову и страдание Жуковского! Можно открыть его подсознательный идеал (своей прекрасной души). . После моего второго отпуска (на Кавказ), я отказался охотиться фотоаппаратом за пейзажами. Отпечатав сочинские кадры корабельных мачт на фоне облаков, я пришёл в отчаяние от несовпадения получившейся фотографии с теми чувствами (я их помнил), с какими я ходил около корабля на пристани и искал ракурс для снимка. И дело было не в том, что я про себя знал, какая я моральная мразь был тогда… А может, и оттого… Прекрасность-то в моей душе жила и была очень требовательна, раз я отказался фотографировать для выражения своих самых глубоких переживаний. Она потому и была так требовательна, что её не устраивал реальный я. – "…и нет выхода”. Так что и тут ясно, как и с Жуковским. А вот что терзало А. П. Боголюбова через десятки лет после Жуковского и расцвета романтизма в России? Терзало. В 1859-м он женился на чудной Надежде Павловне Нечаевой. А через 6 лет она умерла, успев родить двух сыновей, которые тоже умерли, один сразу, другой – вскоре после рождения. И смерть жены почти совпала со смертью друга. ""Всё это вместе взятое сильно отразилось на моём зрении и мозге. Я плакал, как дурак, и окончательно расстроил свои нервы"” (https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post428422025/). Так Жуковский и он (не я) сумели выразить свой подсознательный идеал прекрасной внутренней жизни. Вот откуда само солнце в картине Боголюбова, много места для неба и такая относительная редкость как замёрзший туман, от которого солнце еле видно. А.П. Боголюбов. Зима в Борисоглебске. Около 1881. Так всегда с большими художниками: нарисовано одно, а выражено – другое. Тут – прекрасный внутренний мир при страшном внешнем. Не знаю… Страшность внешнего мне кажется как-то отражённой огромностью неба, которому как-то безразлично, что под ним. (В других романтических пейзажах стихии откровенно страшны.) Но тогда неверно такое: "От неё исходят покой и умиротворение, она оказывает успокаивающий эффект. Возможно, это от того, что большую часть вытянутого по вертикали полотна занимает изображение неба” (Разноцветные грани). Как и неверно: "Художник блестяще передал <…> особую прелесть русской зимы” (Там же). Ибо до создания “Союза русских художников”, занявшегося выражением русскости (в пику плачу передвижников о русском народе) в 1881 году оставалось ещё 22 года. Нет, чувство покоя, переживаемое зрительницей и авторессой статьи, есть не только субъективный факт, но и объективный. Ибо искусство с самого происхождения своего, изобразительное в том числе, выражает помимо главного просто радость жизни. Видом чего может быть и покой. Это надисторическая его функция. Самое трагическое произведение выражает и радость жизни – красотой своеобразной. Из-за надисторичности этот момент не ценится специалистами. Он получается автоматически, если автор не ремесленник или халтурщик. Иное дело любители того, чтоб им было красяво. В эпоху интернета их деятельность по приобщению людей к живописи объективно оказывается оболваниванием. Люди думают, что приобщились к высокому искусству, а на самом деле им извратили то, что хотел “сказать” нам живописец. В наши дни, когда чётко виден замысел Запада уничтожить Россию, такое оболванивание, будучи осознаваемым, восходит до масштаба предательства. 5 августа 2022 г.
|
||
19.12.2022 |
Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю
|
||
18.12.2022 |
Огромная неожиданность – это эстетическая ценность
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"