TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На . . .

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

     

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас,

    Филонов. Головы. Первая симфония Шостаковича. 1935.

    я вспомнил политолога русофоба Сытина*. Вспомнил, как он с ненавистью говорил, например, что русские, хоть имеют земли очень много, селятся тесно.

    Коллективизм, наверно, его уязвляет. Это множество глаз, от которых трудно спрятаться, если нечистая совесть.

    А ещё я наткнулся на подходящие слова:

    "С первого же их [картин Филонова] появления на выставках критики стали адресовать автору упреки в патологическом пристрастии к анатомическому препарированию и к изображению уродств. Его картины называли “порождением больной горячечной фантазии”, сравнивали с “видениями одурманенного опиокура”, усматривали сходство с экорше [учебное пособие, скульптурное изображение фигуры человека, животного, лишённого кожного покрова, с открытыми мышцам]" (https://www.rulit.me/books/pavel-filonov-realnost-i-mify-download-365116.html).

    В самом деле, смотрите, какие резкие тени, выявляющие бугры на лбу, или скулы, или носогубную складку, даже в более нежном женском лице, смотрите, как резко отделён нос от щеки.

    Главное же (см. тут), я вспомнил, как из жестокого натурализма произошли все страшно корёжащие натуру “измы” на грани 19 и 20 веков. Шостакович-то в Первой симфонии до ненависти к своим “персонажам-ничтожествам” ещё не дошёл. Остановился на полном нейтралитете к той низменной жизни, какую выразил. Будто она не достойна ничего позитивного. Разве что одобрения, что существует**. – Филонов же сочится ненавистью к этой бесполётности, к этому мещанству, подобному земляным червям. К 1935 году, ему, наверно, стало ясно, что мещанство победило. Что подтвердилось через 50 лет – в реставрации капитализма в СССР.

    Это, собственно говоря, реализм. Никто ещё не видел. Наоборот, страна обуреваема была энтузиазмом строительства, как думали, социализма в одной, отдельно взятой стране. А Филонов почуял обратное и выразил.

    31 июля 2022 г.

    *- Не имеет никакого значения ни теснота жизни под взаимным присмотром (то есть образ колхоза, сделанного как бывшая сельская община), ни образы ничтожеств Первой симфонии Шостаковича (то есть образы мещан) – и то, и то ненавистные, мол, Филонову люди старого образца, из-за мечты о каких-то иных людях будущего. Не имеет значения из-за существования похожей картины с противоположным названием.

    Филонов. Ударники. 1935.

    - Нет. Всё, наоборот, сходится. Просто Филонову ненавистен советский работизм как идеал. Потому что его идеал – люди коммунизма, живущие искусством, а работу отдавшие автоматам. То есть можно и отдать должное рабтизму, пока страна находится в агрессивном окружении и отстала в техническом и военном смысле от этого окружения. Но надо не терять перспективы коммунистического будущего. А в СССР её потеряли. И это – плохо. Что и выразил Филонов замученными лицами ударников, выматывающих свои силы в условиях тяжёлого физического труда.

    Всё сходится с ненавистью и там и тут. Это ненависть к социализму сталинского типа.

    1.05.2022.

    **- “Симфония написана в классической сонатной форме и состоит из четырех частей… наличие музыкальных контрастов в каждой части экспозиции симфонии… Если посмотреть на расположение голов на картине, а именно они создают наивысшую точку, кульминацию изобретенной формы, то можно сказать, что здесь намечаются четыре визуальных контраста” (Саленков).

    Попросту говоря, в каждой части – свои пики эмоций в виде голов. И действительно, сверху вниз глядя, видим 4 скопления голов: одно – в верхнем их ряду, второе – в ряду пониже и 2 – слева и справа – в последнем, нижнем ряду.

    - Я могу своеобразно проверить, есть ли соответствие эмоций симфонии сгущению голов и их отсутствию. Тут текстом написаны видения и эмоции, какие по ассоциации вызвала во мне музыка первой части. Я выделю в тексте зелёным фоном повышение эмоций, жёлтым – их небольшой накал и синим – чувство отстранённости ото всего. Теперь помещу эту картинку ниже.

    Теперь смотрим на верхнюю “строчку” с головами.

    Действительно, выделений зелёным – три, и групп голов – три. ("Читаем" слева направо и сверху вниз.) Правый нижний край (конец первой части симфонии) особенно бледен, ненасыщен, что соответствует синему. Нет, правда, соответствия финальной желтизне. Но это можно спустить на тормозах.

    2.08.2022.

     

     

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

11.12.2022
18:38

Сегодня день смерти Высоцкого

    Попробую это отметить и тут… Помню слова Карякина, кажется, что он утратит популярность с изменением хозяйственной жизни страны. Это имело смысл, потому что . . .

10.12.2022
23:44

Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен

    Я пишу исходя из предположения, что Пахомовская живопись в 1920-х годах была не "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов). Он, . . .

09.12.2022
20:00

Надеялся или не надеялся Багрицкий?

    Я думаю о “Смерти пионерки” (1932). Я предполагаю, что осознаваемым идеалом Багрицкого был настоящий социализм (т.е. с государством, отмирающим ради федерации . . .

08.12.2022
15:48

«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?

    Филатьев, взявшийся копаться в душе Маяковского, не учёл двух обстоятельств, что Маяковский большой поэт и что он, Филатьев, не имеет художественного вкуса. Из . . .

07.12.2022
16:14

С первого взгляда не похоже, но это акционизм

    Вот это. Тер-Оганьян. Это не бомба. 2011. "Первой в этом ряду можно считать работу Тер-Оганьяна-мл. “Это не бомба” 2005 года: она появилась на волне террористической . . .

05.12.2022
14:29

Откуда, мол, и что это за искусствоведческие новости?

    Что нас всех задолбала ложь во всех СМИ, известно. А вот как против этого восстал художник (так он называется) Тер-Оганьян своими “Тенями” (2002). Но сначала надо . . .

04.12.2022
14:27

Как невольно оболванивают людей (Продолжение)

    Маленькая заноза осталась от моего разоблачения поверхностности одной интернетной горе-развлекательницы репродукциями живописи. Я пропустил одну из трёх . . .

03.12.2022
13:04

Опасное чтение

    Мне (почти всегда с себя начинаю) опять не о чём писать, и я берусь за опасное чтение. Мало что мне гарантирует, что оно не ерунда. В таком случае хороший приём – . . .

02.12.2022
10:54

За что умер художник Пакулин

    Если обычное ницшеанство (активный демонизм) мне нравится за философские глубины (метафизика, иномирие), то почему мне нравится пробуддизм (пассивный демонизм, . . .

30.11.2022
17:59

Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет

    Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту: "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что . . .

29.11.2022
12:11

Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать

    Другой это Глеб Напреенко: ""Со мной что-то происходит, я не понимаю, что это такое и почему это творится” — с этого начинается <…>. “Что-то в этом есть” — . . .

28.11.2022
16:22

У меня была одна проблема с Pussy Riot

    И, теперь, благодаря одной искусствоведу-либералке, я её разрешил. Проблема была с акционизмом вообще, если акт был заснят на видео и демонстрировался, как то, о . . .

27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100