Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"

Русский переплет


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Золотые прииски Юлия Андреева 
Дискуссия

Обозрение Олега Павлова


Олега Павлова
О проекте

24.11.2001
07:14

Конец публицистики

08.06.2001
03:45

Ни мира, ни войны

08.06.2001
03:42

Достали!

08.06.2001
03:37

Новости их профессия

26.12.2000
15:25

Невеликий пост

25.12.2000
13:04

Антикритика

21.12.2000
08:53

1997 год

18.12.2000
09:47

Игра в четыре руки

14.12.2000
17:01

Молодильные яблочки

11.12.2000
13:30

Приглашение на политинформацию

06.12.2000
13:55

1996 год

04.12.2000
19:46

1995 год

20.11.2000
17:02

" Я не стал объяснять, что значение Платонова уже меняется ..."

    Когда-то я писал о проделках ректора Литературного института Сергея Есина . Было всего немало , а главное - травля неугодных преподавателей и кощунственное отношение к памяти Андрея Платонова : там , где жил и умер великий русский писатель, ректор устроил пункт обмена валют. Все осталось как было . Только в защиту Платонова пишутся и пишутся что ни год письма, собирая по много сотен подписей . В силу своей страдальческой судьбы и высочайшего творческого авторитета, Платонов посмертно оказался тем, чье достоинство - и творческое, и человеческое - Есину до сих пор так и не сходит с рук попирать безнаказанно. Но рассматриваемый то в администрации президента, то в правительстве вопрос о защите чести и достоинства Андрея Платонова вяз и вязнет в бюрократической волоките .

    Меж тем, Есин за это время избавился от Натальи Васильевны Корниенко . Руководитель платоновской группы ИМЛИ, член-корреспондента РАН, она преподавала в Литературном институте и была все годы центром этой своего рода борьбы , которой еще другое сильное моральное основание давала позиция дочери Платонова, Марии Андреевны . Дочь Платонова - это не просто его формальная наследница, а сотрудница Института Мировой Литературы, глава Платоновского общества, то есть человек даже научно и общественно причастный к вопросу о судьбе платоновского наследия. Она не распродавала отцовского архива и не отдавала его на мертвое хранение в закрытые спецхранилища, а поставила вопрос с предельной принципиальностью : все вещи и архив передаст только в музей. И для этого он уже как бы неминуемо и должен быть создан, потому что архив Платонова, в ряду шолоховского, пушкинского, достоевского, толстовского - национальное наше достояние. Есин не стыдился паясничать : открыл во флигеле " памятную аудиторию " с несколькими фотками среди голых стен. Лицемерил , водил студентов в сию святыню. Ну, разве что панихиду в ее стенах не отслужил по Платонову , чтоб только поскорее отпеть " вечную память " - и будто еще разок похоронить. Ведь только весь флигель, сегодня щедро сдаваемый Есиным в аренду под коммерцию, может вместить архив, прижизненную обстановку - музейные фонды - и сделаться доступным для людей, тогда как доступно для них сейчас лишь глазеть со стороны Тверского бульвара на мемориальную доску, под которой, чуть левее красуется курс валют.

    Что под обменный пункт сдано помещение, где находился письменный стол Андрея Платонова, было Есину будто бы и неведомо. Но я никогда не понимал, как писателю - а ведь он все же писатель и называется к тому же " русским " - возможно так бесстыже вести себя в отношении памяти русского гения, делая Андрея Платонова уже в современности гонимым и бесприютным ? Что же, в конце концов, дает ему на это м о р а л ь н о е п р а в о ? Об этом поведал наконец сам Есин, теперь-то без лицемерного почтения к Платонову .

    Речь идет о текущей публикации дневников писателя Сергея Есина в журнале " Наш современник ". Большая часть дневников посвящена тому, где и что вкусного скушал этот писатель в течение дня . Смешно , что обжорный мемуар публикуется " Нашим современником " - вроде как журналом народного гнева и боли . Еще невероятней, что ресторанный рейтинг, действительно, мешается временами с подобием гнева и боли . Цитата ( курсив мой - О.П. ): " Под конец дня звонил из министерства культуры некто Юрий Константинович. Это опять речь идет о передаче куска института под музей и исследовательский центр Платонова. Я долго объяснял всю ситуацию, как я ее вижу и как уже не один раз описывал ее в прессе. Но Марии Андреевне Платоновой нужно место директора, а властям за любой счет отсветиться, что они радеют за культуру. Я не стал объяснять, что значение Платонова уже меняется, видимо, он писатель, который останется со своим временем. Бум Платонова был связан еще и с тем, что объективно своим массированно выброшенным в средства массовой информации творчеством он разрушал социализм . Вместе с Баклановым письмо подписала и Наталья Васильевна Корниенко. Особенно активен Бакланов. Так мне сказали собеседники из администрации президента. Но какова Наталья Васильевна, работает в институте и тут же институту же гадит. Почему я эту ученую даму-совместительницу не освободил от работы в прошлом году? Я разнервничался сильнее, чем когда три недели назад мне звонили бандиты. Будем советовать открыть моим оппонентам такой центр в ИМЛИ. Площадей, которые они сдают, у них не меньше, чем у нас. А мы ограничимся памятной аудиторией "

    Или вот еще плач " по Платонову ": " Были ребята из администрации президента - по Платонову. Они без интереса встретили мои новации и старания по институту. О музее почему-то - мне-то понятно - особенно печется Бакланов. Сорос его, говорят, от работы освободил, теперь занят новыми планами. Маша Платонова хорошо подбирает союзников. В разговоре возникло недоумение, почему из трех крупнейших фигур русской литературы, столетие со дня рождения которых исполняется в этом году, - Набоков, Леонов, Платонов - акцент делается на Платонове. Это и понятно, именно Платонова сделали одним из орудий уничтожения социалистической идеи. А ведь и он, и погибший от советской власти Мандельштам были очень советскими людьми. Вот дочери и жены у них были другого склада. А в общем, я на все махнул рукой, пусть делают музей, пусть губят институт, пусть закрывают. Эта власть может безумствовать так, как ей заблагорассудится. Мы устали от нее и больше не станем предостерегать ее от необдуманных поступков "

    Так поняли наконец ребята из президентской администрации или все же не поняли ? Музей Платонова, конечно же, не захлопнет дверей Литературного института - потеснит , но не более . При жизни Платонова так и было : флигель институту не принадлежал, однако ничего с ним худого в те годы не происходило, функционировал, словом. Мария Андреевна роет под себя, директоршей желает музейной заделаться ? Да у любого музея должен быть директор, то есть должность сама по себе неотвратимая, а что быть им должен человек любящий, родной Платонову - это как раз и становится понятным за чтением дневниковых откровений Есина ; но ведь главное - быть должен сам музей писателя в России , и быть в его доме . Да, конечно, дом этот не был собственностью Андрея Платоновича и к нему еще не мало литературных имен причастны. Но жил и умер здесь лишь писатель Андрей Платонов , тем более смертью заслуживая , чтобы это место звалось его домом . Здесь ведь умирал также его сын - и здесь родилась его дочь. Здесь он писал, то есть с 1931 года квартира во флигеле на Тверском бульваре - это еще и его дом творчества. Здесь было все его земное имущество, существование - и здесь, уже после его смерти, вплоть до семидесятых годов, жила его семья, храня именно что платоновский дух . Платоновы не бросили свой дом по доброй воле. Выселяли из него по решению ЦэКа, только на таком вот уровне и добился тогдашний ректор, Пименов, осуществления этой своей мечты - получить под институт все обрамляющие его постройки.

    И сколько еще раз нужно повторять и повторять эту историю ? Ведь и вопрос не в том, чтобы Литинститут отдал " чужое " или " свое ": он в том, что Андрей Платонов - это национальное достояние России, которое надобно ей, России, хранить, беречь , отдавая ему-то, Платонову, д о л ж н о е. Во-вторых, приобретает что-либо, скажем, ни дочь Платонова и его наследники с открытием музея, а само государство : ценнейший архив. При чем приобретает, отдавая взамен за это богатство лишь стены, в которых Платонов к тому же и жил, что были его домом единственным . Ну и хороша Мария Андреевна Платонова ? Да уж как хороша , готова все отдать государству, а сама сесть на зарплату музейщика, на хлеб и воду . Не иначе помнит завещанное отцом : без него Россия будет неполной. Помнит - и терпит нескончаемое пока что унижение. Товарищ правительство, так долго семье Платонова все это еще терпеть ? Россия без десятка служебных помещений Литинститута уж точно может обойтись . Правда в том, что без них ведь может обойтись и сам институт : именно во флигеле помещения давно и сдаются в аренду как излишки . То есть под пункт обмена валюты можно , оказывается, передать " кусок института ", а под музей и исследовательский центр Платонова родное ему же наконец-то отдать - сразу вопли до небес, пафос неистовый гражданский : " эта власть может безумствовать так, как ей заблагорассудится " и тому подобное, как с броневика .

    Но пока что безумствует как ему заблагорассудится Есин : разве это не безумие, что у России не будет музея Платонова , потому что ему, Есину , нужнее иметь в этом c вятом для русской литературы месте торжище ? Платонов - средний руки писатель ?! Вот создадут музей, оттяпают помещений, а все не впрок окажется в некоем будущем столетии, когда культ Платонова в России, де, справедливо будет развенчан ? Это когда, что ли, советская власть обратно вернется ? А доллары с марками - ценности вечные, будет только расти их курс ? Господин-товарищ Есин , покровитель обменных пунктов, своими книгами о Ленине , однако , строил социализм, а вот автор " Котлована ", " Чевенгура " его разрушил своими романами, конъюнктурщик , но тут еще вроде как и на валютный пункт посягнул , опять все хочет испортить ... На этом основании Есин гадит на память о Платонове - но его не увольняют из учреждения культуры, в котором это происходит . Нет, это он сам решает в его стенах судьбы людей. Вот решал судьбу " ученой дамы-совместительницы " , позволившей себе совмещать служение Платонову со службой под его началом . А публикуя очередной мемуар, по своему обычаю , добивает спустя время жертву публично. То есть уже в ангельском чине писателя грязно оскорбляет женщину, после того как в сане ректора потихоньку выжил из института, доверяя когда-то свои планы на этот счет разве что обжорному дневнику .

    Он не стал объяснять, что значение Платонова уже меняется! Его вообще - то жалко. .. Человек с душой и совестью завхоза осознал себя в литературе русской как при хозяйстве - и вот итог . Ему бы и быть завхозом , на своем , вероятно , месте. Болел бы душой за исправность туалетов, экономил свет - а там бы и рассуждал сварливо, что " Марии Андреевне Платоновой нужно место директора, а властям за любой счет отсветиться, что они радеют за культуру. " За чей ? Да за его, конечно, завхоза. Но вопреки красивой легенде , Платонов не служил дворником при Литинституте. Он жил по соседству, иногда выходил листву вымести , снежок разгрести у своего дома. Кто-то увидел эту картину - и родился такой вот миф, лживый в главном : у Платонова был свой дом, а не каморка, выделенная дворнику каким-нибудь тогдашним завхозом.

16.11.2000
10:13

Литературный институт и его ректор

13.11.2000
08:55

Почему в России так мало хороших новостей?

06.11.2000
09:56

Жертва обзора

30.10.2000
10:00

В завершение полемики о "новом реализме"

23.X.2000
09:45

На осколках чеченской войны

16.X.2000
09:45

Жертвоприношение

09.X.2000
09:45

По дороге в Храм

02.IX.2000
09:45

Родная речь

 

Архив Обозрения Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет



Aport Ranker

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"