TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


23.10.2005
16:38

Василий Пригодич. Чак Паланик, или Кнут и пряник

    Чак Паланик, или Кнут и Пряник

    Чак Паланик.

    Уцелевший.

    Роман. Перевод с английского

    Т.Ю.Покидаевой. М., Издательство ╚Аст╩.

    Серия ╚Альтернатива╩. 2005. 315 С. Тираж 5000 экз.

    Читатель, поговорим о романе ╚культового╩ (как теперь принято изъясняться) американского писателя, ╚короля контркультурной прозы╩, как пишут о нем, крупнейшего представителя ╚альтернативной прозы╩.

    Несколько слов об этих терминах, которые многие считают ответвлениями пресловутого постмодернизма. Мол, в произведениях Чака Паланика читатель подвергается писательской агрессии, в них нет некоего тоталитарного ╚послания╩, что характерно для классической литературы. Чушь это все собачья. На постмодернизме во всех его изводах лихие люди ╚срубили╩ лихие ╚зеленые╩ деньги. Нехорошо дурить доверчивых читателей.

    В ╚Уцелевшем╩ √ обратная нумерация глав и страниц (т.е. книга начинается с 47 главы и 315 страницы). Ну, ясное дело, ╚критики толстопузые╩ (Пушкин) сразу усмотрели в этой изящной литературной игре признаки ╚контркультурности╩ и ╚альтернативности╩. На самом деле бывает хорошая и очень хорошая литература, а все остальное √ макулатура.

    Как всегда, несколько фраз об авторе. Чак Паланик родился 21 февраля 1962 г. в городе Портленде (штат Орегон), где проживает и по сей день. В его жилах течет французская и украинская кровь. Правильнее было бы транскрибировать его фамилию по-русски: ПАЛАНЮК. Во всех анкетах писатель почему-то указывает, что его рост равен 180 см, а вес 86 кг. Не худенький! Будущий писатель окончил факультет журналистики Орегонского университета. Писать стал поздно, после тридцати годочков. В 1994 г., работая механиком-дизелистом, написал первый роман ╚Невидимки╩, который был отвергнут всеми издателями. Паланик разгневался и написал роман ╚Бойцовский клуб╩, ставший мировым бестселлером. Одноименный фильм Дэвида Фингера, поставленный по этому роману, справедливо считается одной из лучших кинокартин последнего десятилетия минувшего века. Журналисты выдумали (а, может быть, и не выдумали) легенду, что дед писателя застрелил несколько членов своей семьи.

    ╚Уцелевший╩ √ третий роман Паланика (яростный и великолепный, трагический и сатирический). О чем книга? Не просто рассказать, но попробую. Прежде всего, о рае и аде! Пожалуй, так! Серьезные мистики-визионеры серьезно полагают (точнее, знают), что рай √ это не санаторий для партхозактива, а ад √ не советский истребительно-трудовой лагерь (как пугают друг-дружку-подружку бывшие комсомолки, а ныне √ церковные ревнительницы-охранительницы). Рай √ полное молока и меда, веселое, вечное ощущение-понимание Богоприсутствия всегда и во всем. Ад √ трагическое, зудящее и саднящее переживание Богооставленности. Так скажем.

    Герои Паланика пакостничают, лгут, убивают, губят себя и других в смутной надежде обрести веру в спасение и искупление, пусть для этого придется отправиться в ╚Поход в Небеса╩. В кромешном отчаянии они горестно жаждут, что Господь протянет им пронзенную гвоздем руку, погладит по головке и простит┘ Ад √ внутри них, внутри нас. В этом и коренится горячечный и пульсирующий трагизм книги.

    В основе сюжета романа лежит история секты ╚Церковь Истинной Веры╩, якобы благостной, а на самом деле┘ . В общине оставались только сыновья-первенцы, которым специально находили жен. Всех остальных по достижении семнадцати лет принудительно отправляли в мир. Всех ╚Тендеров╩ (в переводе: ╚слуга╩) и ╚Бридди╩ (мужчины и женщины носили одинаковые имена) в общине долго обучали домоводству и этикету. В ╚людях╩ они становились домоправителями в семьях богатых людей, однако жалование отсылали домой, т.е. работали десятилетия лишь за еду и постель. Вот он, кнут. А пряник? Увы, пряника нет и не будет в юдоли нашей скорбной. Только на небесах. Финал Церкви Истинной Веры (нет, не скажу).., оставшиеся вне общины менеджеры-домоправители в течение десяти лет один за другим┘

    Внимание! Обращаюсь к замужним дамам и холостым дяденькам: книга изобилует чрезвычайно толковыми и абсолютно реальными советами по домоводству: как сделать, чтобы свечи не оплывали, как готовить омаров, чем собирать осколки стекла, как эффективно чистить щели между кафельной плиткой, как уничтожить отеки под глазами и т.д. и т.п. Это новое качество новой литературы: сообщать читателю новые ПРАКТИЧЕСКИЕ сведения из разных сфер. К примеру, Паланик даже рассказывает о том, как безнаказанно, используя кассовые чеки, жульничать в магазинах.

    Над людьми, изгнанными из секты, витает какая-то мрачная эротическая тайна. Читатель начинает думать, что их кастрировали. Нет, на самом деле их заставляли┘

    Главные герои романа: Тендер Бренсон, брат-близнец Адам, который на три минуты его старше, но получивший совсем иную долю по этой причине, и Фертилити (в переводе с английского: ╚плодородие╩, ╚изобилие╩) Холлис, пророчица, ясновидящая, знающая будущее, суррогатная мать, которая не может┘ Адам сыграет демоническую, провокационную роль в трагическом финале┘ Все мужчины-старейшины носили имя Адам, все их жены были Сарами. Тайна секты коренится в том, что они ┘ своих детей.

    Трагические и невероятные, преступные и благородные приключения этой троицы и наполняют ╚тело╩ романа. Сюжет изящен, примитивен, прост и сложен одновременно. Сюжет раскрывать я ни в коем случае не намерен, читай и обрящешь.

    В этой очень не смешной книге чрезвычайно силен сатирический элемент. Паланик просто с ювеналовой, щедринской мощью и злостью обрушивается на религиозную жизнь современной Америки, где конфессия становится торговой корпорацией, приносящей баснословные доходы в результате гнусных манипуляций над душами наивных и доверчивых обывателей. Акт исповедания веры √ на стадионах в перерыве спортивного матча, в телевизоре, в коммерческих квазицерковных побрякушках.

    Писатель яростно обрушивается (как новый Ницше) на либеральное общество с его обветшалой верой в разум и прогресс, на массовую мещанскую культуру. Многие страницы в этом скорбном романе уморительно ироничны.

    Паланик и его герои экзистенциально переживают грядущую смерть и грядущее бессмертие. Они не думают о воздаянии в смутной надежде на недостижимое и непостижимое спасение┘ ╚Над кем витал самоубийства обворожительный дымок╩┘ Горячий ветер чаемого и отвергаемого последнего (губительного, смертного) акта человеческой воли, как хамсин, дышит писателю и читателю в лицо, сжигая повествовательную ткань романа.

    Книга лупит по голове, как деревянный молоток. Читатель переживает некий эстетический шок (употребим это дамское словечко). По словам Паланика, ╚весь мир √ это несчастье, которое только и ждет, чтобы грянуть╩ (С. 50). Вот как он формулирует основную проблему современного общества: ╚Главный вопрос, который теперь задают себе люди, это не ⌠В чем смысл существования?■┘ Главный вопрос √ это ⌠Откуда эта цитата?■╩ (С. 118).

    Закругляюсь. В Америке сегодня чрезвычайно популярна теория ╚Разумного Дизайна╩, которая сводится к тому, что человек и социум настолько сложны, прихотливы, рациональны и иррациональны, что они не могли возникнуть случайно, по невероятной прихоти Природы. Следовательно, есть некий Дизайнер (пусть не Бог, но неведомый Кто-то, источник ╚креатива╩), слепивший-создавший наш прекрасный и ужасный, нежный и грубый, возвышенный и похабный мир. К чему это я? А к тому, что Паланик исповедует и проповедует концепцию ╚Неразумного Дизайна╩: мир невнятен и алогичен, как бред шизофреника.

    Но писатель все же лукаво дарит призрачную надежду на┘ Тендер Бренсон вольно или невольно захватывает самолет и летит в┘ Кажется, ┘ его неизбежна, но все же, все же, все же┘ ╚Не чувствуй зло. Не смотри на зло. Не слушай зла. Не бойся зла╩ √ таков ╚мессидж╩ писателя к читателю (С. 73). Вот такая книга, своеобычная и незабываемая.

    12 октября 2005 г.

    Петергоф.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
266033  2005-10-23 16:39:43
-

14.10.2005
16:15

Василий Пригодич. Заметки о...

14.10.2005
16:14

Василий Пригодич. Заметки о...

05.10.2005
02:02

Василий Пригодич. Старый Мститель, или Новый граф Монтекристо

13.09.2005
02:15

Василий Пригодич. Волос Венеры, или Роман о...

29.08.2005
21:39

Василий Пригодич. Точка обмана, или Точка обмена (о романе Дэна Брауна)

12.07.2005
23:38

Михаил Бабкин. Иерархи Русской Православной Церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г. ). Статья.

14.06.2005
03:14

Имеющий уши да слышит..," или Год да Винчи - новая статья Василия Пригодича

23.05.2005
02:17

Две песни русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

17.05.2005
21:30

Сергей Гречишкин (Василий Пригодич). Девочке златоволосой. Рифмованный текст.

17.05.2005
21:09

Сергей Васильевич Гречишкин, или Письма с войны, письма из войны. Часть II.

08.05.2005
01:06

Письма с войны, письма из войны, или Сергей Васильевич Гречишкин. Великой победе в Великой войне. Часть I.

01.04.2005
03:33

Светлая книга, или Книжный свет

31.03.2005
17:02

Авторы-оборотни против Орануса? - статья Дмитрия Языкова о творчестве Виктора Пелевина

09.01.2005
14:34

Грустное имя: Ольгин, или Веселое имя: Ольгин - заметка Василия Пригодича

12.11.2004
16:58

Валерию Краснянскому - стихотворение Василия Пригодича

07.11.2004
01:49

Норманнская Англия, или Английские норманны

10.10.2004
20:58

"Бесчестье" "Осени" в Петербурге", или "Безнравственное безволие" и нравственная воля (первая в новом сесоне заметка о творчестве Лж.М.Кутзее, лауреата нобелевской премии по литературе 2003 г.)

28.08.2004
14:04

Лариса Володимерова. "Кошачий ящик".

07.06.2004
18:31

Умер Владимир Петрович Купченко

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100