Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.05.2021 |
|
12.05.2021 |
|
11.05.2021 |
|
09.05.2021 |
|
08.05.2021 |
|
07.05.2021 |
|
06.05.2021 |
Можете бросить в меня камень за Матисса
|
05.05.2021 |
|
04.05.2021 |
|
03.05.2021 |
|
02.05.2021 |
|
01.05.2021 |
|
30.04.2021 |
Опять этот непонятный Бродский…
|
29.04.2021 |
|
28.04.2021 |
|
27.04.2021 |
|
26.04.2021 |
Подхалимаж искусствоведов к Западу
|
25.04.2021 |
|
24.04.2021 |
Против Дмитрия Быкова Первое, что меня смутило – такие слова: "Сергей легко увлекался, и если девушка ему понравится, то он готов идти за ней хоть в огонь; Семен же в сердечных делах был осторожен и всегда придерживался известного правила: семь раз отмерь - один раз отрежь”. Это речь о двух демобилизованных после конца войны. Так они воевали или за женщинами ухлёстывали? То есть в позиции всезнающего автора видна и довоенная биография парней. Но. Что-то я боюсь, что тут скорей авторская глупость. Герои ожидают повышенного женского внимания после годов отсутствия вокруг них женщин. Это и довлеет над автором. Он вывел двух голодных до женщин. Время действия – начало лета (фаза налива пшеницы): "Дорога лежала между пшеницей, еще не созревшей, но уже принявшей восковую окраску”. Через месяц после окончания войны этих двух демобилизовали, выходит. Так стало понятно, зачем была эта фраза о сердечных делах. Сергей уже влюбился в первую же встретившуюся девушку, Катю. . "…то окружали станичные парубки, одногодки и друзья детства”. – Как-то не понятно… Почему они дома, а не в армии? Неужели успели демобилизоваться? Может, автор просто не подумал? Как факт: больше они не появились в тексте. . Как предназначено: Семён увлёкся сестрой Сергея Анфисой. – Это эстетика такая: всё – предопределено. А интрига в чём: что Сергей не знает, из какой станицы Катя и пришлось с её телеги пересесть на газик и уехать? А вот, говорит, что он месяц у родителей поживёт и уедет учиться. Как же они встретятся? . Не верю цвету: "Высоко в небе висела луна, плиты камня вокруг церкви казались красными, как слитки меди, а купола и шпиль колокольни горели багряным пламенем”. . “Сергей никогда еще не видел свою станицу в таком красивом ночном убранстве”. Не может быть. Он же, вон, любил когда-то Соню и "просидел так, бесцельно глядя на воду, до глубокой полуночи”. – Что: автор забыл, что написал семью стоками выше? . Не верю вспыльчивости Сергея, что его хотят пустить по торговой части. Их дело предложить, его – просто отказать. Пусть и второй раз. Вспылить – выдумка автора. . Сергей во сне пустил слезу. Не верю. Нечего ему огорчаться. . Анфиса: "-Мы были в клубе, на танцах”. Не верю. Будний же день. Неужели в будни танцы устраивали в станице? . "Теперешние границы [раздела станицы на 3 колхоза] были установлены еще в 1930 году, и за шестнадцать лет [т.е в 1945-м, когда время действия романа] старые прозвища кварталов всеми были забыты. Никто не говорил: “пойдем в Соленую балку”. Обычно говорили так: “пойдем к ворошиловцам”, “а мы вчера были у кочубеевцев”, “так это же поля буденновцев”. Или: “буденновские отары пасутся””. Всезнающему автору, да, это известно. Но это не известно Сергею. С какой стати о забытье написано? – Авторская глупость? Описание продолжается и описывается, где какой был председатель колхоза. Так я не верю, чтоб за войну председатели не сменились. А это так. И все написано, чтоб Сергей знал, как зовут председательшу Кочубеевского колхоза и чтоб он её окликнул, когда она, вот, проезжает мимо на двуколке: "- Тетя Даша, а я к вам в гости,- сказал Сергей, когда шарабан подкатил к нему”. Так я в ужасе от умственных способностей автора. . Тётя Даша отвечает так, словно не было войны и не уходил на неё Сергей: "- Спасибо, что не забыл! - Тетя Даша поправила выбившиеся из-под косынки волосы…”. Автор что: совсем?.. . "Вдоль дворов, сколько видно глазу, тянулась изгородь - высокие плетни из хвороста, всюду исправные ворота, калитки; дома побелены, крыши починены, ставни и деревянные коридоры выкрашены зеленой краской. Ничего этого Сергей не видел на территории ни колхоза имени Кочубея, ни, тем более, у ворошиловцев…”. Как мог Сергей видеть коридоры, проезжая улицей? Раз. Как мог Сергей в прошедшем времени не видеть "этого на территории”, которую он ещё не посещал после войны: только вчера приехал? Это ужас какой-то… Как автору могла быть присуждена Сталинская премия первой степени? . Опа. На вопрос: "Насовсем или только на побывку?” Сергей отвечает: "Насовсем”. Автор забыл, что чуть раньше заставил Сергея сказать, что он месяц? . На вопрос третьего председателя, как встретил второй: "- Как? Обыкновенно,- сухо ответил Сергей”. А ведь ложь. Бутылку вина вместе выпили. – Забыл автор, что написал. . Мне странна замашка Сергея жаловаться на председателя-транжиру: "Надо поговорить в районе…”. Он что: вжился, что звезда героя делает его вхожим в район? Но почему автор выдаёт это вдруг прорезавшимся и нормой? . "Все эти дни Тимофей Ильич намеревался поговорить с сыном по душам, но никак не мог решиться. Еще не улеглась обида за ссору с Рубцовым-Емницким, и старик молчал. Вот и в тот вечер, когда Сергей вернулся из колхоза имени Ворошилова…”. Я извиняюсь, вернулся-то Сергей, будучи там в первый же день после приезда. Ругался на него отец вчера вечером, когда праздновали приезд. То есть "Все эти дни” – это один день. Автор, ау! С вами что? . Этот председатель колхоза имени Ворошилова, Артамашов, наделён странной страстью дарить колхозное добро налево и направо. . "- А теперь мне надо идти к Савве Остроухову. Вчера его не застал, а повидаться нам нужно”. Создалось впечатление, что повествование идёт без пропусков. Но. Вчера ни о каком Савве Остроухове не было ни намёка. . ""Да ведь это же дядько Игнат”,- подумал Сергей. Они поздоровались. Игнат многозначительно посмотрел на дверь с надписью: “Предстансовета С. Н. Остроухов” и сказал”. Люди всё-таки 4 военных года не виделись. Почему это не чувствуется при встрече? Автор забыл? . Или хватит мне читать эту выдуманную белиберду – роман Бабаевского “Кавалер Золотой Звезды” (1947-1948). Я вычитал в интернете, что в романе проиллюстрирована задумка Сталина отстранить партию от прямой власти, оставив ей только идеологическую и кадровую работу, а прямую власть отдать исполкомам. Вот и Сергей Тугаринов преуспел на посту председателя райисполкома. Это для меня хоть как-то объясняет Сталина, закрывшего глаза на вопиющий текст. И я теперь могу не согласиться с выдумкой, что "это одна из любимых книг Сталина” (Д. Быков. Время потрясений. 1900-1950. М., 2018. С. 519). Меня могут поймать: вы же считаете реализмом чуяние того в социуме, что ещё никто, кроме художника, не видит, хоть оно появилось. Вот Бабаевский-де и почуял… Нет. Сталин этот ход готовил как неожиданный: "…XIX съезд — это была та часть идей Сталина, которую ожидовленная партноменклатура боялась особенно сильно. Историки пишут, что решение Сталина созвать съезд ВКП (б) было неожиданным для аппарата партии. Сталин принял это решение в июне 1952 г., а уже в августе был опубликован проект нового устава ВКП (б), т. е. Сталин созывал съезд именно для этого — для изменения статуса партии и ее организационной структуры” (https://plan-pu.livejournal.com/82341.html). Это было через несколько лет после выхода в свет книги Бабаевского. Он попал в нужное Сталину случайно. 17 марта 2021 г.
|
23.04.2021 |
Соломон Воложин Ваш канал Почему меня не радует такой сочный художник Ежаков
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"