Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.09.2021 |
Естественным образом консенсус сословий невозможен
|
02.09.2021 |
В бесконечности бредущий Бродский
|
01.09.2021 |
|
31.08.2021 |
|
30.08.2021 |
Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар
|
29.08.2021 |
Мне больше повезло (о Джорджоне)
|
29.08.2021 |
Мне больше повезло (о Джорджоне)
|
28.08.2021 |
|
27.08.2021 |
|
25.08.2021 |
Зла не хватает (О Ян ван Эйке) У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434. бездоказательно (доказательства читайте по активным ссылкам), что здесь тоже пофигизм выражен. Ни веры в Бога больше нет (Он ничтожен - луч из окна и голубь, стремящийся по этому лучу в голову Марии – по сравнению с чем угодно тут натуралистически изображённым), ни нет веры чему бы то ни было, кроме того, что видят глаза. Переходное состояние духа от средневековья к ренессансу. И этим сказано гораздо больше, что у приобретшей в 90-х годах славу оперативностью своих откликов на инфоповоды в области искусства Киры Долининой. "20 марта 1997 Маленькая картина наделала много шуму “Благовещение” ван Эйка из Национальной галереи в Вашингтоне, Государственный Эрмитаж. Картин ван Эйка в российских музеях нет, и то, что в Санкт-Петербурге можно будет увидеть одно из самых знаменитых его произведений, – экстраординарное событие нынешнего художественного сезона. Однако экстраординарным его делает не искусство, а политика. “Благовещение” (ил. 1), находившееся с 1850 года в собрании Эрмитажа и считавшееся гордостью музейной коллекции, было продано в Америку советским правительством в 1930 году. Сегодня картина снова в “родных” стенах, хотя по справедливости родными для нее могли бы считаться разве что стены монастыря Шанмоль близ Дижона, для которого бургундский герцог Филипп Добрый заказал ее своему придворному художнику Яну ван Эйку. В ХX веке одним из самых серьезных нарушений писаных и неписаных музейных законов стала продажа советским правительством нескольких десятков шедевров из российских государственных собраний. Среди наиболее ощутимых потерь Эрмитажа – “Мадонна Альба” и “Святой Георгий” Рафаэля, “Поклонение волхвов” Боттичелли, “Венера с зеркалом” Тициана, “Благовещение”, “Распятие” и “Страшный суд” ван Эйка, “Портрет папы Иннокентия X” Веласкеса, “Портрет Елены Фоурман” Рубенса. И хотя почти все эти картины находятся сейчас в хороших руках и доступны для обозрения (двадцать одна картина из Эрмитажа украшает вашингтонскую Национальную галерею), наши музейщики эти продажи до сих пор переживают как трагедию. Нынешний показ в Эрмитаже “Благовещения” ван Эйка – акт исторический. В каком-то смысле это попытка двух музеев – российского и американского – искупить грехи политиков. То есть показать в России то, что было у нее отнято ее же собственным правительством. Для американцев это еще одна возможность продемонстрировать дружеское расположение к Эрмитажу в частности и к России в целом. А для Эрмитажа это еще и очень важный этап формирования его нового имиджа. Директор музея Михаил Пиотровский все пять лет своего директорства отстаивает мысль о том, что искусство, кому бы оно фактически ни принадлежало, принадлежит всему человечеству. И его следует показывать – вопреки всему. Пока дело касалось исключительно трофейных произведений искусства, эта тактика воспринималась как сиюминутная; после показа проданного в 1930-е годы произведения стало очевидно, что это последовательная политика. В данном случае Эрмитаж выступает как музей цивилизованный, открытый любому диалогу. Так уж сошлось во времени, что шедевр ван Эйка вернулся в Россию в разгар очередных прений по поводу закона о реституции. Не думаю, чтобы американцы совсем уж не опасались за судьбу принадлежащего им сокровища. Ибо в стране, где понятие частной собственности трактуется весьма вольно, никакие гарантии не могут быть стопроцентными. Уже после вернисажа стало известно, что Ельцин наложил вето на Закон о реституции. На этот раз американцы могут быть спокойны – здравый смысл восторжествовал” (https://www.litmir.me/br/?b=712642&p=2). 9 августа 2021 г.
|
24.08.2021 |
В чём причина бледнописи Бруни
|
23.08.2021 |
Нецитируемость художественного смысла
|
22.08.2021 |
|
20.08.2021 |
Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)
|
19.08.2021 |
|
18.08.2021 |
|
17.08.2021 |
|
16.08.2021 |
|
15.08.2021 |
Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм
|
14.08.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"