TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу.

    Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой Справедливости. И если такой я, например, пострадал от советской власти пренебрежимо мало, то я и готов ей простить очень много в её преступлениях. А Иткинд пострадал очень сильно, слов нет, как сильно. И он не смог её простить. Поэтому он всегда брал для своих скульптур древесные заготовки с трещиной, чтоб лишний раз крикнуть, что он не простил.

    И вот я задался вопросом: зачем ему и для изображения Джамбула, этого счастливца, обласканного всеми и при царе и после, понадобилось взять дерево с трещиной*?

    Иткинд. Джамбул смеётся. 1945. Дерево.

    Я стал читать в интернете о Джамбуле и быстро понял, в чём дело. Джамбул подлизывался к советской власти. Особенно это ярко выразилось в таком произведении.

    Песнь о батыре Ежове

     

    Кочуй по джайляу, лети по аулам -

    Степная, гортанная песня Джамбула, -

    О верном и преданном сталинском друге,

    Враги пред которым трепещут в испуге.

    Любви своей к Родине он не изменит.

    Как лучшего сына страна его ценит.

    Он снится шпионам, злодеям заклятым,

    Всегда - обнаженным разящим булатом.

    Нас солнечный Сталин повел за собою

    И Родина стала страной героев,

    Каких не рождалось в замученных странах

    При белом царе, при султанах и ханах.

    Геройство повсюду: в пшеничном просторе,

    В лазури небес, на лазоревом море, -

    И там, где тревожные реют зарницы

    На синих, далеких зеленых границах.

    Я славлю героя, кто видит и слышит

    Как враг, в темноте подползает к нам, дышит.

    Я славлю отвагу и силу героя,

    Кто бьется с врагами железной рукою.

    Я славлю батыра Ежова, который

    Разрыв уничтожил змеиные норы,

    Кто встал, недобитым врагам угрожая

    На страже страны и ее урожая.

    Будь орденом Ленина вечно украшен,

    Наш зоркий хранитель заводов и пашен,

    И пусть моя песня разносит по миру

    Всесветную славу родному батыру.

    Пер. с каз. К.Алтайского, 1937

    Поспешил Джамбул подлизать.

    Чем я руководствуюсь?

    Последнее время я придумал, как давать отдых от экрана глазам. Я воспользовался услужливостью искусственного интеллекта Яндекса. Он под поисковым окном стал много рекомендовать мне слушать историка Спицына. А тот – сама научная честность. Из-за того карьеры не сделал. Я пару его заявлений проверил. Проверки были логического характера. – Не врёт человек. И вот он говорит, у Ежова просто голова кругом пошла от власти, оказавшейся у него, когда НКВД было разрешено упрощённое искоренение повсеместно, по словам местных секретарей обкомов, зреющего контрреволюционного элемента. Ежов задумал заместить Сталина собою. Для этого он (есть документы) преуменьшал число репрессируемых в отчётах центру, а на местах пустил репрессии во все тяжкие. Чтоб возбудить повсеместное недовольство Сталиным. И при достижении этого Сталина убить.

    Джамбул не мог не заметить недовольства, раз оно осуществлялось как повсеместное, и в своём посёлке Узун-Агач. Есть совершенно чудовищный список жертв политических репрессий по адресу https://ru.openlist.wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%94%D0%9A%D0%9D%D0%91_%D0%A0%D0%9A_%D0%BF%D0%BE_%D0%B3._%D0%90%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B в Казахстане. Тем не менее Ежова Джамбул воспел. Может, не без расчёта быть не тронутым.

    Во всяком случае на такие мысли наводит трещина, прошедшая через тело акына в скульптуре. Смех, мол, сквозь слёзы. Над собою смеётся Джамбул у Иткинда за свою духовную слабость.

    И может, себя тоже осмеивает Иткинд. Он же не может не понимать, что зациклился на выражении обиды.

    22 октября 2021 г.

    *- А Вы не допускаете такого, что когда скульптура создавалась, трещины не было? Что она появилась спустя годы, из-за неправильного хранения, например? Вот нашлось черно-белое фото, сделанное, очевидно, раньше приведённого Вами. И на нём нет трешины.

    - Просто фотографировавший счёл за долг исправить изъян и снял так, что трещины почти не видно.

    Но она осталась видна. Надо просто смотреть внимательней.

    Кроме того скульпторы ж знают, с чем имеют дело. Они пропитывают готовое изделие, чем надо, и оно не изменяется.

    Кроме того у Иткинда полно деревянных скульптур с трещинами по лицу. Я их репродукции не ставлю тут или потому, что не знаю даты создания, или потому что она позже 1945 года.

    23.10.2021.

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100