TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

     

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо поймать могущую ускользнуть четверть мысли. Этим я объясняю неосторожность в применении репродукции картины Фридриха “Крест в горах” (1808) для статьи (см. тут). – Я взял из интернета очень тёмную репродукцию, и почуял, что там гранитная скала светится сама по себе. Она взята в контражуре на фоне зашедшего за скалу солнца, и скала в таком изображении светиться б не должна. А Фридриху плевать. И я почуял. А взял я ту, что сегодня стоит во втором ряду в центре. И на другие не смотрел. Гнался…

    Не знаю почему (может, её не было, 5 лет прошло) я не читал переводную Википедию об этой картине.

    Тут я перескочу…

    Я кончил школу (67 лет назад), не зная, что есть два романтизма: гражданский и психологический. (Названия условны. Первое в интересах авторитаризма – грубо говоря – теперь замалчивается как гражданский: он революционный, антинаполеоновский, в России переходящий в декабристский. Второй в СССР иногда называли реакционным, в пику революционному, и теперь тоже об этом помалкивают.) Мировая скорбь, демонический герой, мистика, как образ бессилия личности перед бесконечно более сильной и злой действительностью, заставляющей бежать личность в свой прекрасный внутренний мир из внешнего – это про второй. И Фридриха относили ко второму. И этот “Крест в горах” – тёмная ж картина – относили ко второму. И тогда драматизм в небе был к месту. И допустимо пейзаж назвать полным "мистической атмосферы” (https://zen.yandex.ru/media/r_grani/takoe-raznoe-nebo-kartiny-hudojnikov-62e4060aba32e636fefc733d?&).

    А я вдруг свечение скалы увидел…

    Мало того, я теперь прочёл в переводной Википедии, что это имеет глубокий смысл, относящий картину к гражданскому романтизму.

    Картина, во-первых, есть часть алтаря.

    А Наполеон верил не в Бога, а в фортуну.

    Далее.

    "Исследование, проведенное в 1977 году… показало, что Фридрих задумал картину еще до заказа и что он намеревался посвятить ее королю Швеции Густаву IV Адольфу (что стало спорным, когда король был свергнут в конце 1808 года). Тун-Гогенштейнам стало известно об этих деталях к августу 1808 года. Мать графини возражала как против цены, так и против формата произведения искусства, заявив, что оно никогда не будет использовано в семейной часовне или где-либо еще в замке. В конце концов они купили его, но он был повешен в спальне графини. Фридрих хотел навестить семью, чтобы увидеть свой алтарь на месте, не зная о его фактическом местонахождении. Его покровители обескуражили его, солгав о своих планах относительно местонахождения картины или ее текущего местонахождения. Тем не менее, в замке Тетшен с 1809 по 1921 год находился алтарный образ.

    Желание Фридриха посвятить картину шведскому королю Густаву IV Адольфу усложняет не только историю заказа, но и интерпретацию картины. Фридрих был родом из города Грайфсвальд, области, которая находилась под властью Швеции со времен Вестфальского мира в 1648 году, закончившегося вторжением Наполеона в 1806 году. Для такого антифранцузски настроенного немецкого патриота, как Фридрих, вторжение Наполеона вызвало чувства немецкого и романтического национализма. Густав IV Адольф подтвердил свое признание Германии, заявив: "Пусть я еще увижу день, когда я увижу Германию, как мою вторую родину, восстановленной в том положении, на которое ее уважаемая нация и слава веков дают ей неоспоримое право". Король также был набожным человеком, на которого оказала влияние Моравская церковь, протестантская деноминация, которая стремилась к "радикальной внутренней преданности "... вера была "не в мыслях и не в голове, а в сердце, свет, зажженный в сердце". Картина Фридриха отразила это чувство, и она содержит то, что можно интерпретировать как один из символов Густава IV, полуночное солнце. По словам Норберта Вольфа, Тетшенский алтарь был "таким образом, в первую очередь не алтарем, а предметом политической пропаганды... [принимая] освободительную идеологию шведской монархии"” (Википедия).

    Учитывая это, "свет, зажженный в сердце”, это антифранцузский замысел сознания Фридриха, выраженный всякими тайными свечениями: невидимого солнца и самого самосвечения скалы. Явное свечение предутренних облаков при этом имеет мало значения.

    То есть, хоть облака и небо играют большую роль в психологическом романизме, но не в данном случае, в случае романтизма гражданского.

    Самое катастрофическое – что приходится отнести картину к прикладному искусству (приложена к задаче усиления патриотического переживания), к искусству второго сорта. Какими и были большинство произведений гражданского романтизма.

    Эстетическую ценность оно сохраняет. Данный сознанием замысел берёт в работу то подсознание, которое не подсознательный идеал, и обеспечивает тысячи мелочей, работающих на замысел. До чего ремесленник или приспособленец без таланта не дошёл бы.

    Например, точка зрения – как с какого-то дрона, с высоты, равной высоте изображаемой скалы, что выражено мельчайшими деталями еловых веток и абсолютной параллельностью елей друг другу. Это – образ победы в поражении. Побеждённый равен по росту победителю, и ещё посмотрим, что будет завтра.

    То есть своя, какая-никакая невербальная глубина есть и в произведении прикладного искусства.

    А вот применение "мистической атмосферы” создаёт лжеглубину.

    Обидно что? – Все мы имеем подсознание, которое улавливает, что нам шлёт подсознание художника (например, точка зрения в этой картине хочет внушить оптимизм для будущей борьбы {через 5 лет Наполеон был таки изгнан из Германии}). А ложь, - пусть и невольная, от собственной слабости в постижении, пусть это просто повторение шаблона о наличии "мистической атмосферы” у романтиков, - калечит чутьё читателя. И в этом – вред: нельзя списывать слова из интернета.

    8 августа 2022 г.

     

     

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

20.12.2022
16:13

Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты

    Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями. Уж вечер... облаков померкнули . . .

19.12.2022
14:12

Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю

    Если окажется, что я не прав, я повинюсь. И все дела. Зато я не притворяюсь. Мне показалось, что то, что мне хоть что-то говорит с выставки “Гении и шедевры” 2011 года, . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На . . .

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

11.12.2022
18:38

Сегодня день смерти Высоцкого

    Попробую это отметить и тут… Помню слова Карякина, кажется, что он утратит популярность с изменением хозяйственной жизни страны. Это имело смысл, потому что . . .

10.12.2022
23:44

Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен

    Я пишу исходя из предположения, что Пахомовская живопись в 1920-х годах была не "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов). Он, . . .

09.12.2022
20:00

Надеялся или не надеялся Багрицкий?

    Я думаю о “Смерти пионерки” (1932). Я предполагаю, что осознаваемым идеалом Багрицкого был настоящий социализм (т.е. с государством, отмирающим ради федерации . . .

08.12.2022
15:48

«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?

    Филатьев, взявшийся копаться в душе Маяковского, не учёл двух обстоятельств, что Маяковский большой поэт и что он, Филатьев, не имеет художественного вкуса. Из . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100