TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B> Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне . . .

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова . . .

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве . . .

28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

     

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре.

    Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898.

    Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” (https://cyberleninka.ru/article/n/zhorzh-minne-strogiy-simvolizm). Из-за их скучной бесполётности. Но вот головой своей придумать, что нужно было делать скульптору, чтоб стать символистом, я б ни в жисть не мог. У меня слабо с формализмом. Я силён привлечением духовного, порождающего формальное – здесь, в символизме, это порождающее будет полётность*.

    Бронзой – полётность… Ну, и как это сделано?

    "Он преодолевает переживание телесности как мышечной, витальной, в которой пластика тектонична и полна мускульно-мышечной энергии и полноты… то путь Минне… скульптура лишается мышечной полноты… Не случайно, что на смену атлетам и развитым мужским телам приходят худенькие подростки. Это, бесспорно, отражает появление нового возраста в искусстве. До этого (схематизируя ситуацию) были дети, взрослые, старики. Понятно, что именно зрелость занимала основное положение, его доминирование только подчёркивалось до- и пост-возрастами. Но рождение нового возрастного промежутка — особая тема, нас здесь интересуют скорее следствия этого переноса внимания и те пути, по которым идёт Минне по выбранной дороге… Полнота мышечно-развитой телесности убирается, фигура словно бы сжимается и уплотняется и особую роль в пластике начинает играть линия, а не объём. Собственно именно на линию силуэта и переводится внимание зрителя. Скульптура словно бы начинает оперировать не собственно своими, видовыми характеристиками, но графическими. Трепетная, тонкая, нежная, дрожащая, робкая линия — это те определения, которые возникают при взгляде на статуи Минне” (Там же).

    Самое сладкое для меня – вот:

    "Подчеркнём, это ни в коей мере не стоит воспринимать как сознательный процесс” (Там же).

    У меня, получается, как дальтонизм: я чуток к духовному и нечуток в формальному. Глаза, конечно, видели, что фигуры Милле резко не такие, как были до него. Но перевести это в слова для меня оказалось недостижимым. Десятки лет антиформалистской нацеленности сказались. Не помогло, что я, вроде, не вульгаризатор, раз упор делаю на подсознательный идеал.

    19 сентября 2022 г.

    *- Вы предали себя. Вы ж настаиваете на необходимости анализа и синтеза в искусствоведческих статьях. Так где анализ, синтез из которого приводит к полётности?

    - Виноват.

    Вячеслав Иванов это когда-то сделал:

    "Одна из его [Минне] самых важных черт — ритм, повторяемость.

    Известно, что и для Метерлинка была свойственна повторяемость слов, фраз, ситуаций. Вячеслав Иванов определял это как символистскую “заклинательную магию ритмической речи, посредствующей между миром божественных сущностей и человеком”” (Там же).

    Моление означает полёт душою куда-то, в сверхбудущее.

    27.09.2022.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100