TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B> Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне . . .

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова . . .

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

     

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве Петрова-Водкина", и стал читать. Авторессой оказалась известная мне особа, перепечатывающая из интернета предложения к себе. Как и следовало ожидать, не нашла она в сети и сама не додумалась, что этим циклом хотел сказать художник. Сама – потому что не умеет анализировать и синтезировать, в сети – потому что там засилье формалистов.

    И у меня возник соблазн попробовать свои силы. Ведь мне везёт: я уже чуть не всех, корёживших натуру на грани 19 и 20 веков расшифровал не формалистски. А последним моим “открытием” я утвердился во мнении, что Шагал двойное исключение из корёживших. Все это делали от крайне, ну совсем крайне, негативных переживаний, а Шагал – от радости жизни. Самой зачуханной. Духарился (см. тут), её не стесняясь. Тем паче, что был недоучка, а кругом – мода на корёжение. То есть все корёжили искренне и страдая, а он – шутя и радуясь.

    Я и подумал: а не проверить ли, не духарился ль и Петров-Водкин в Африке? Стал искать намёки на это в интернете и нашёл:

    "Да и потом, уже когда имя Петрова-Водкина произносили с почтительным придыханием, он так и не избавился от воинственной провинциальности” (https://aif.ru/culture/person/kuzma_petrov-vodkin_avantyurist_talantische_prorok).

    Но прежние мои подходы к Петрову-Водкину хорошо встраивали эту низость как пару к высокому открытой им сферической перспективы (вид с очень большой высоты).

    "Равнодействующая” такого низкого и высокого была гармония низкого и высокого – идеал типа Высокого Возрождения. В чём-то созвучный в России начала 20 века со строительной функцией революции (которую иные считают длившейся с 1905 года по 1922). То есть позитивное переживание.

    По Африке Петров-Водник путешествовал в 1907-м. Но он "увидел землю, как планету” (https://www.livelib.ru/quote/43776871-prostranstvo-evklida-kuzma-petrovvodkin) ещё до того, как обратился к живописи. Итогово. Значит, в Африке он мог искать впечатлений низкого, имея в виду результирующую итоговость. Что это за низкое?

    Пребывание в безмыслии.

    Петров-Водкин. Африканское дитя. 1907.

    Где-то вычитал, что, когда наблюдаешь представителей первобытных племен, то можно заметить, что на малейшее раздражение, выводящее их из дремоты, они стараются исчезнуть. Могут сидеть часами неподвижно, когда же их спрашиваешь: “А что вы делаете? О чем думаете?” – они обижаются и говорят: “Только сумасшедшие думают – они держат мысли в своей голове. Мы не думаем”.

    А вот наивность.

    Петров-Водкин. Африканский мальчик. 1907.

    Его вниманием легко завладеть. Он рот откроет.

    А вот и слов не нужно.

    Петров-Водкин. Поцелуй. 1907.

    Девушка глаза не закрыла.

    И всё такое тёмное.

    Вполне годится как подсобный материал для чего-то будущего. А вовсе не как самостоятельные картины. Может, годится как предвестие тёмного места в самой знаменитой.

    Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912.

    Художник тёмной водой замаскировал не тёмным показанное низкое, телесное, сласть купания, наготу, естественность. Низкое и в искажениях пропорций.

    Конь гораздо толще, чем нужно, немного короче, чем нужно. У человека одна рука не дотягивает до нормы, плечи, кажется, узки.

    А высокое тут – глобальный взгляд на планету, не меньше, выраженный сходящимися вниз вертикалями. – Вот столкновение этих противочувствий (низа и верха) и даёт неосознаваемый катарсис гармонии низкого и высокого.

    23 сентября 2022 г.

     

     

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100