TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

     

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не являются шедеврами…”, - верно* в конце статьи заметила она. И, казалось бы, зачем же мне в эту серость погружаться? Но как-то брезжит, что из этого "не шедеврами” можно добраться до многозначительности, касающейся нынешней судьбы России.

    Многозначительной мне кажется и та серенькая картина Мората,

    серостью как-то аж бравирующая по сравнению с яркой своей сестрой,

    Морат. Долина Айо Валлей. Закат. Холст, акрил.

    от которой, серой, врагиня отталкивалась, - многозначительной казалась и хозяйка этой картины, Ирина Хакамада,- многозначителен и тон ответа той на серый вопрос "что помогает ей не сдаваться” – какой-то тоже серенький: "Звучит дико банально… любовь к себе**…”.

    Почему вопрос серый? – Да потому что "не сдаваться”, а не победить. Давно я что-то ничего не слышу про Хакамаду. Закатываются помаленьку времена любералов. А их идеал, "любовь к себе”, среди других идеалов давно у большого искусства как-то не в чести. Причём не только в империи Лжи, в СССР, где официально такой идеал был гоним, а фактически – тайно главенствовал. Вплоть до реставрации капитализма, где он перестал прятаться. Но мощи и славы всё же не достиг. Как это сделал Пастернак в “Докторе Живаго”. Скучнейшей книге, в конце чтения которой я как бы стал ходить по облакам, читая. Это единственный случай, когда от мещанского идеала у меня грудь распирало. Как моему с детства воспитанному дурновкусию (как живое!) ни поддакивали голландские натюрморты, грудь они мне не распирали. Как я ни обожал подробнейшие архитектурные симфонии Каналетто и Алексеева.

    Само Ранее Возрождение (тоже в веках повторяющаяся "любовь к себе”) меркнет на фоне последующих идеостилей. Сам академизм (та же "любовь к себе”, победителю жизни) шпыняем последующими, опять же, идеостилями.

    Лишь импрессионизму повезло у последующих поколений. Так в формуле этого идеостиля есть трагическая нота: хвала абы какой жизни.

    Но уже предателя его, так называемого нового импрессионизма (лишённого горя абы какой жизни, оставшегося лишь с “красяво”), приверженцы иных идеостилей презирают.

    Так и кажется, что, как только художник принимается выражать "любовь к себе”, так увеличивается вероятность, что его не посетит вдохновение. Даже экзотика не спасёт.

    Масовое производство. Аж врагиня почувствовала: "не являются шедеврами”.

    Тем не взялась популяризировать.

    Мне и это показалось многозначительным в качестве дальнего эха либерализма.

    Ведь либеральный капитализм уходит с исторической арены, а заменит его или китайский социальный кредит, или, по Швабу, инклюзивный. Включающий. Включающий всех, кроме правящей группы, для которой сохранится неограниченность потребления. Всем останется равенство – гарантированный доход. А работать будут роботы и искусственный интеллект. СМИ – оболванивать всех, чтоб не бунтовали: равенство ж! Равенство в серой жизни. – Вот для неё и нужно серое искусство. Про которое СМИ уверят, что оно – что надо.

    И тут врагиня сделала промах: "не являются шедеврами”.

    Она, правда, следом стала лялякать обычную хвалу, полагающуюся у таких любителей живописи предмету своего очередного внимания:

    "Но художник обладает уникальным взглядом на мир. Он обращает внимание зрителей на красоту окружающего и привычного, заставляет задуматься о связи прошлого и настоящего. Чувствуется, что автор картин любит и ценит жизнь и, осознавая её хрупкость и быстротечность, стремится сделать мир лучше. Яркость картин заряжает зрителей энергией и позитивом, которых порой нам очень не хватает”.

    Надо ж россиян до оболванивания довести, не то Россия ж может вмешаться в процесс плавной замены либерального капитализма на что-то китайское или швабское.

    И Россию можно-таки сбить с панталыку. Уничтожить её самобытность. Глобализовать. Озападнить или китаизировать. Ведь покой устойчивее, чем бурность.

    Мне нравится, пусть и ложная, но теория пассионарности Гумилёва. На иной народ, мол, вдруг снисходит пассионарность. И тогда он становится великим. А потом-потом бледнеет и исчезает. В какой точке трека Россия? Пока была в хороших местах – страна героев. – Так, может, врагам её стоит попробовать внести свою лепту в её исчезновение – оболваниванием… Воюет, вот, опять, вредная… Нет, чтоб смирно глобализироваться.

    7 ноября 2022 г.

    *- Но вы так же голословны со своим “не являются шедеврами”, как она со своими “хрупкость и быстротечность, стремится сделать мир лучше”.

    - Правда. Постараюсь исправиться. В данном случае делается это просто: надо Гуглу задать гуглоперевод на английский вопроса “стиль картин Стивена Мората”. На одном из сайтов есть его слова: "…да, я флиртую с кэмпом и китчем, потому что формы местности вызывают у меня чувство юмора — холмы, покрытые шипами…” (https://www.leslielevy.com/orig_art_bios.php?id=smora).

    А что такое кэмп?

    "…специфический изощрённый эстетский вкус и лежащая в его основе специально культивируемая чувствительность. Кэмп также понимается как социальные и культурные стиль и чувственность, и при таком рассмотрении обычно связывается с гей-субкультурой. Для кэмпа характерны повышенная театральность, любовь к искусственности, преувеличенность до гротеска, некоторая вульгарность, эстетизм, антиномичное сочетание игры и серьёзности. Эстетика кэмпа является примером того, как в культуре постмодерна приобретают новое содержание классические категории возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного: если высокое искусство предполагает красоту и ценность, то кэмп нуждается прежде всего к смелости, живости и динамике, противопоставляет себя удовлетворенности, имея целью вызов” (Википедия).

    Теперь смотрим, что из перечисленного можно видеть на приведённых репродукциях (пусть я и отсеял шуточные)?

    Например, на второй – двух зайцев, незаметных из-за похожести на кактусы. Это вам "чувство юмора” и “вызов”. На всех, кроме первой, "преувеличенность” и “сочетание игры и серьёзности” видны в подробности. Так писал Каналетто, и дети так рисуют. Теперь "театральность”. Сплошь и рядом видим удаляющиеся пары кулис.

    То же можно проделать относительно слова “китч”.

    "Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, “дешёвка”) — культурно-эстетическая категория, которая включает в себя клишированные произведения искусства серийного производства” (Википедия).

    На одном из сайтов, демонстрирующих репродукции Мората, есть такая запись его хозяина:

    "Лесли Уокер · Извините за дублирование некоторых фотографий. Уследить за ними сложно” (https://www.pinterest.com/hatetheheat/paintings-by-stephen-morath/).

    Как говорится, без комментариев.

    В чём разница между мною и врагиней (и что привело её к страстной вражде со мною)?

    Я нацелен на анализ произведения, т.е. на поиск деталей, ЧЕМ выражено ЧТО (в нашем случае выражен изыск, изощрённость). Поэтому я способен задаться вопросом: “стиль картин Стивена Мората” или “смысл картин Стивена Мората”. А она – не нацелена на анализ. Она может довольно тонко почуять: шедевр или "не являются шедеврами”. Но не захотеть словесно выразить, почему это.

    Вы видите, читатель, даже я, нацеленный, сорвался в данной статье и не написал этого ЧЕМ ЧТО, пока меня не пнули.

    Почему я сорвался?

    Потому что это очень трудно – анализировать. А врагиня и органически не может это делать. И от бессилия – злость на меня, попробовавшего её этому научить. А особенно – за жёсткую критику её всё же попыток где-то увидеть треугольник или спираль с присобачиванием слов о ценности автора этого “обнаружения”.

    Ну а в чём верно почувствованная ею нешедевральность картин Мората?

    Это долгий разговор.

    Шедеврами оказываются произведения неприкладного искусства, порождаемые подсознательным идеалом художника. Боговдохновением это когда-то называли. Из-за этого при произнесении слова “искусство” молчаливо понимается неприкладное, выражающее ЧТО-ТО, словами невыразимое. Общаются подсознания автора и восприемника, ибо подсознания слов не имеют. А когда выразимо, - например, изыск, как у Мората, - то общаются сознания автора и восприемника. Менее тонкое переживание. До различения тонкости и не тонкости врагиня доросла. Потому ей удалось почуять, что "работы Стивена Мората не являются шедеврами”. Ибо те – осуществления замысла сознания.

    Вообще же словесно отличать тонкость от нетонкости до чрезвычайности трудно. И сама постановка мною такой проблемы врагиню бесит настолько, что она написала целый опус против одного из моих приёмов – вживания. Вживание требует моих личных ассоциаций с тем, ЧТО выражает автор, даже если у него это реализация замысла сознания. То есть я вынужден писать о себе, причём даже и об интимном и трудно выразимом, из-за чего даже и не знаешь заранее, к чему придёшь в словесном оформлении. Она – против:

    "…я прочла на сайте Воложина (http://art-otkrytie.narod.ru/ioffe.htm) Статья как бы посвящена творчеству Алисы Иоффе. И автор действительно об Алисе сказал… Но адекватные авторы, принимаясь за написание статьи, знают, какова её цель, что они хотят сказать читателю. У Соломона Воложина подход другой…

    он рассказывает, что живёт у моря и ходит гулять по его берегу, а во время прогулки всматривается вдаль, разглядывая корабли. Упоминает о недостатках своего зрения, о физиологии. Про Алису он, кажется, забыл. Далее наш автор повествует о том, что он видит на небе вечерами, рассуждая, какова реальная картина и что ему мерещится…”.

    Я через мерещится демонстрирую трудность словесного оформления своего ощущения разницы между замыслом сознания и вдохновением от подсознательного идеала, а ей плевать на словесное оформление этого. Она почуяла, что "работы Стивена Мората не являются шедеврами” и всё. Больше ей не надо. И другим нечего тужиться. Иначе она разгромный текст сочинит и в журнал отправит.

    Надо оставаться болваном, иначе уууу.

    10.11.2022.

    **- Как “любовь к себе” связывается с “флиртую с кэмпом и китчем”. Ведь первое смирное, а второе агрессивное?

    - Индивидуализмом связывается.

    11.11.2022.

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100