TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.07.2024
18:58

Новый (для меня) вид импрессионизма

     

    Что противно – даже самому себе – что я очень сложен. Вот сейчас мне открылся – назову это так – новый вид импрессионизма. А и обычный я понимаю не совсем так, как все. И неприятно быть не таким, как все.

    Вот бытовой пример.

    Я чуть не умер годовалым, и вырос хлюпиком. Драться не умел и потому драк избегал. Я любил быть заодно со всеми. А это требует быть, как все, что, как оказалось, не получалось.

    Я в первой командировке попал в совсем необычное место насчёт драк – в Славянск.

    Приехав, сперва пошёл на завод, быстро обернулся там, устроился в гостинице, пообедал в её ресторане и вышел на улицу погулять. А рабочие уже тоже вернулись с работы, поели и тоже вышли погулять. И через несколько минут я почувствовал неуют. Что такое? – Понял. Я ото всех отличался одеждой. Я был из Литвы, и там купил себе светло-голубой болгарский пыльник. Он был на мне – была осень. А все, парни, были в… ватниках. Это б ещё куда ни шло. Но там и сям начинались и тут же прекращались драки – дружинников было полно и они были всё время тут как тут. Я был в восторге от таких, смелых, нравов. (Я не знал, что надо не смелость иметь, чтоб затевать драку, а простую привычку часто драться.) Восторгало меня и то, что никто из задираемых не таил зла и могли тут же слиться с пристававшим в одной компании. – Но. Сам я драк не любил, подумал, что в болгарском пыльнике я драки не избегу, и решил лучше подобру-поздорову вернуться в гостиницу.

    Вот и со своими особенностями насчёт восприятия искусства… Я очень хочу ими поделиться – как достижением человеческим. И понимаю, что это мало кому нужно, и нечего навязываться. Разрываюсь.

    Для большинства импрессионизм – это выражение мигов жизни. Дрожью мазков. Тем, что собственно увидеть-то можно что-то, только если смотришь как бы мельком, проходя.

    Но. Самообразовавшись, я дорос, во-первых, до мнения, что автор неприкладного искусства выражает не то, что видят глаза (вот эту дрожь мига – стилем изображённую: мелкими мазками чистого цвета). Во-вторых, – до мнения, что выражается – дух времени (идеостиль). В третьих, что содержательно идеостиль представляет собой словесную формулу. Импрессионизм, мол, так: хвала абы какой жизни.

    Сотни картин этой формуле в моём мнении подчинились.

    Хвала даётся ударным цветом и светом, а абы какая жизнь – сюжетом.

    За одно и другое сперва эти картины считались мазнёй. Художники страдали и это тем более утверждало их в желании изображать некачественную жизнь. Пастернак был импрессионистом в поэзии.

    Потом хитрованы некачественную жизнь отбросили, и стали торжествовать – из-за хвалы, что всем по нраву. Это уже был так называемый новый импрессионизм. Советские художники в него спрятались от требования быть соцреалистами. Герасимов, например, любимец Сталина (два вождя после дождя). Сталин был не настолько тонок, чтоб раскусить подвох.

    И вот сегодня – для меня – третий импрессионизм: жгучее горе от ослепительной красоты жизни, но – преходящей. Уже через миг её не будет такой, какая она была.

    Аронзон

    Листание календаря

    1

     

    Как будто я таился мертв

    и в листопаде тело прятал,

    совы и мыши разговор

    петлял в природе небогатой,

    и жук, виляя шлейфом гуда,

    летел туда широкой грудью,

    где над водою стрекот спиц

    на крыльях трепеща повис,

    где голубой пилою гор

    был окровавлен лик озер,

    красивых севером и ракой,

    и кто-то, их узрев, заплакал,

    и может, плачет до сих пор.

    2

     

    Гадюки быстрое плетенье

    я созерцал как песнопенье,

    и видел в сумраке лесов

    меж всем какое-то лицо.

    Гудя вкруг собственного у

    кружил в траве тяжелый жук,

    и осы, жаля глубь цветка,

    шуршали им издалека.

    Стояла дева у воды,

    что перелистывала лица,

    и от сетей просохших дым

    темнел, над берегом повиснув.

    3

     

    Зимы глубокие следы

    свежи, как мокрые цветы,

    и непонятно почему

    на них не вижу я пчелу:

    она по-зимнему одета

    могла бы здесь остаться с лета,

    тогда бы я сплетал венок

    из отпечатков лап и ног,

    где приближеньем высоки

    ворота северной тоски,

    и снег в больших рогах лосей

    не тронут лентами саней.

    4

     

    И здесь красива ты была,

    как стих “печаль моя светла”.

    1965

    Мне что-то не хочется оскорблять такие стихи разбором.

    Разве что комментарии развяжут мне язык.

    11 июня 2023 г.

    Жаль расставаться с таким ярким поэтом…

    Как я на него набрёл?

    Из такой вот бессмыслицы искусствоведа Екатерины Андреевой:

    "Михнов каждой своей удавшейся картиной убеждает в особой истинной конкретности искусства: в необходимости живого образа, который независим от того, реалистический или абстрактный тип изображения выбран… Абстракции Михнова как система творчества совершенны, ведь они представляют формализованный свод истин, но вместе с тем каждая из них, доросшая до своей зрелости, являет собой чудо рождения конкретного, неповторимого образа, незабываемого во всей своей красочной живописи-жизни, как строка Аронзона, описывающая восемью словами целый мир, “где голубой пилою гор / Был окровавлен лик озер”” (Андреева. “Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века”. https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/115490-ekaterina-andreeva-vse-i-nichto-simvolicheskie-figury-v.html).

    Почему это бессмыслица?

    Потому что не в поэтическом, а в искусствоведческом произведении своём она применяет оксюморон: акт "рождения конкретного” из "Абстракции”.

    Пусть физики применяют оксюморон тёмная материя, так потому, что она непосредственно не открыта ещё, известна только по своему проявлению, способности притягивать массу.

    Хорошо, возьмём “Тюбик” и андреевское "акцент на источнике”, из которого я вывел непредвиденность, как свойство метафизического иномирия,- свойство, какого в Этом мире нет в материальном виде (есть только в понятии). Хорошо, назовём непредвиденность конкретностью. – Разве смысл у андреевской тирады обретётся?

    Или возьмём другой её намёк – "акт творения” как радость. Назовём это конкретностью. (Она даже имеет позитивный тон.) – Смысл у андреевских слов возникнет?

    В последнем случае возникнет. Но субъективный – у автора и у восприемника (если тому повезло воспринять).

    Это плохо?

    Плохо, потому что это психический процесс, как бы идеальное, а не материальное. И ещё потому, что он не цель. Целью с точки зрения человечества является испытание сокровенного в человеке: принять ли идеал Михнова, в котором надежда на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления Злу рождается от соотношения Зла к Добру в отношении 5/8 к 1/8 (как написал некий Суриков), или остаться на идеале ином, рождённом из соотношения 4/8 к 1/8, как у Аронзона?

    Пусть отличие идеалов малое, но разве можно простить Андрееву, раз она натянула идеал другого на идеал первого?

    12 июня 2023 г.

30.06.2024
15:53

Я понимаю, почему большинству отвратительно натурокорёжение

    Что искусство возникло (синхронно с человечеством по теории Поршнева) в виде абстракции (ритма в музыке и изобразительном искусстве), то есть натурокорёжения (в . . .

28.06.2024
10:28

Напропалую

    https://art-otkrytie.narod.ru/lazar.htm Признаться, что ли… Пусть меня и засмеют. Среди многих открытий (одно из них, что в “Явлении Христа народу” никто Христа не видит) есть у . . .

18.06.2024
19:49

Слу-у-ушайте! Почти открытие

    Думаю, что разведка США (судя по https://pobasenki.ru/mirovozzrenie/obshhestvo/proekt-prevrashheniya-rossii-v-natsistskuyu-germaniyu-tehnologii-lzhi.html, почти единственному сайту, где разоблачают разбираемый фейк) . . .

17.06.2024
09:55

И Никита Михалков свалился раз в антисемитизм

    Как бы экранизировал антисемитское письмо Прилепина первоначально называвшееся “Письмо товарищу Сталину”. Для маскировки потом заголовок подправили: . . .

15.06.2024
18:16

«Полюбилась» мне предательница Вольтская

    Наверно, не вполне сознаю, за что. Возможно, за то, что дала мне возможность демонстрировать, как вредит установка на враньё на качество поэзии. Для . . .

15.06.2024
18:15

«Полюбилась» мне предательница Вольтская

    Наверно, не вполне сознаю, за что. Возможно, за то, что дала мне возможность демонстрировать, как вредит установка на враньё на качество поэзии. Для . . .

13.06.2024
21:39

Меня пленяет трудность как таковая

    Умственная. Наверно, это – привычка со школы. Там учитель математики то и дело устраивал в классе гонки, кто раньше решит задачу. И я часто бывал победителем. А . . .

09.06.2024
09:38

Смутность

    Чем она хороша, смутность? – Обещанием любимого труда по прояснению недопонятного. . Так случилось, что я стал как-то чересчур оригинальным. Принял в качестве . . .

02.06.2024
17:52

Что бы это значило?

    Хочу вникнуть в психологию. Фрагмент. И немного хитрю с вами, читатель, начиная с фрагмента. Ибо только на большом увеличении и не абы какой репродукции видна . . .

29.05.2024
14:20

Молодцы* были американцы, когда издевались над собой

    Это было в 60-х годах, когда пошла вторая волна эры Потребления. Издевались художники поп-артисты. Кто хочет развитого обоснования этого заявления, смотрите . . .

28.05.2024
13:32

Буча

    Хоть Михалкову нельзя верить ни на полслова (обманет, если это ему нужно), но его несколько слов о Буче я решил принять на веру. Вот они: "Разве не по этому методу . . .

26.05.2024
15:08

Я волком бы выгрыз авангардизм

    Оттуда, где его нету… . Розалинда Краусс поманила меня миражом, что я не единственный, кто применяет теорию художественности по Выготскому (т.е., что произведения . . .

25.05.2024
23:04

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Кроме одного (см. тут), уже найденного… . Я и всегда почти начинаю с себя, а теперь, чувствую, надо начать с себя очень давнего. Со времени, когда мне, провинциалу, . . .

24.05.2024
10:29

Искусствоведы – несчастные люди

    Это становится очевидным, когда после прочтения неисчислимого множества их текстов натыкаешься на один – настоящий. (И тогда возникает тихий вопрос: неужели те, . . .

22.05.2024
09:16

Искусствовед Екатерина Андреева и… всераздрай

    Мои последние поиски первоисточников в недавнем прошлом нынешнего предательства России, прямого или потенциального, некоторыми представителями культуры . . .

01.05.2024
19:50

Своим искусствоведением – на жалобу артиста Галкина, что неверно его в иноагенты записали

    Наказали его за распространение заведомо ложной информации о действиях Вооружённых сил РФ на Украине. Я подумал: вдруг он прав, раз жалуется… – Стал проверять. Я . . .

30.04.2024
16:44

Антон Долин молодец и лукавец

    Молодец, потому что имеет вкус, лукавец, потому что уже в 2014-м был потенциальный враг России. Доказать то и другое довольно трудно. Потому что тонко. Я говорю . . .

11.04.2024
16:40

У меня явная слабость к предателям России: у иных есть тонкость, а я её люблю

    Креативным классом они себя называют, и некоторые, хоть и тёмные (художественности по Выготскому не знают), но всё же… Антон Долин, один из таких (увы, не первый . . .

02.04.2024
21:44

Утончённый антисоветизм Екатерины Андреевой

    Вообще-то моё амплуа – открывать, каким подсознательным идеалом был вдохновлён автор художественного произведения (т.е. произведения неприкладного искусства) . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100