TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том . . .

01.05.2025
19:51

Макаревич и, извиняюсь, я

    Я очень долго не разрешал себе отрицательно относиться к Макаревичу, к его песням, хоть мне хотелось отнестись отрицательно. Я даже целую книгу написал, имея в . . .

27.04.2025
19:40

Подколка в сериале «Спасская»

    Сериал “Спасская” оказался произведением о женской сексуальной психологии. А с этой материей ассоциируется слово “тайна”. А где недопонятность, там у меня . . .

24.04.2025
18:15

А всё-таки она вертится!

    Я, наглец, уподобляю себя Галилею перед инквизиторами. Хоть ни имени у меня нет, ни контакта с эстетическими врагами. Те даже не знают о моём существовании. (Лишь . . .

23.04.2025
12:08

Я ошибся с предательницей Афонской

    Я ошибся с предательницей Афонской Время от времени я спрашиваю поисковик: “новые стихи о войне на Украине”. И в этот раз мне выдало Афонскую. Она ж россиянка. На . . .

22.04.2025
18:05

Наглость

    Наглость – это у меня. Я разрешил себе публиковать то, что, возможно, есть ошибка. Пусть, мол. Разозлю, так займутся этим и поправят меня, если я ошибся. А зато я . . .

21.04.2025
12:16

Художник Моисеенко, совок и Пушкин

     

    Вы себе не представляете, читатель, какая это сласть, угадать подсознательный идеал художника (а такой идеал рождает произведения неприкладного искусства), и потом брать одно за другим его произведения и по его, художника, манере, тоже угаданной, идеал этот выражать – анализировать и получать подтверждения правоты дважды угаданного.

    Евсей Моисеенко после войны в последней глубине души был крайне разочарован тем лжесоциализмом (без самоуправления), который построили в СССР, и теми совками, какие дали себя к нему приобщить. То есть настоящий социализм (с отмирающим государством, и наступлением коммунизма, когда государство совсем отомрёт) был у Моисеенко подсознательным идеалом, не данным сознанию. И вдохновение, требуя выразить это бессловесное, заставляло художника отчаянно корёжить натуроподобие, раз так безнадёжно было что-то сейчас и в будущем изменить к лучшему. Сознание же стремилось потакать общепринятому положению вещей. А подсознание заставляло художника людей этого лжесоциализма выставлять совками. Ограниченными людьми. Скажем, советские люди – любят Пушкина, и сознание художника с энтузиазмом это рисует. А подсознание – незаметно для сознания – портит картину. Люди оказываются совками, воспринимающими произведения Пушкина почти “в лоб”. А в своих картинах об этом подсознание Моисеенко ставит им, совкам, подножки, которые те (да и сам художник) не замечают. (И власть тоже, и очень его хвалит.)

    Например.

    Моисеенко. Пушкин в Михайловском. 1974.

    Мы читаем стихи Пушкина, и, где есть кони, у нас ассоциация "с вольностью и свободой” (https://proza.ru/2008/10/31/16). Из-за чего? Из-за того, что Пушкин в стихах не по лесу ездит возле Михайловского:

     

    "Как быстро в поле, вкруг открытом,

    Подкован вновь, мой конь бежит!

    Как звонко под его копытом

    Земля промёрзлая звучит!

    “Как быстро в поле, вкруг открытом…”. 1828

    Пороша. Мы встаём и тотчас на коня,

    И рысью по полю при первом свете дня;

    Арапники в руках, собаки вслед за нами[2]…

    “Зима. Что делать нам в деревне?..”. 1829

    Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

    Махая гривою, он всадника несёт,

    И звонко под его блистающим копытом

    Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.

    Осень. IX. 1833

    В глуши что делать в эту пору?

    Гулять? Деревня той порой

    Невольно докучает взору

    Однообразной наготой.

    Скакать верхом в степи суровой?

    в XLIII строфе IV главы “Евгения Онегина”

    И те отлогости, те нивы,

    Из-за которых вдалеке

    На золотом аргамаке[4],

    Заморской шляпою покрытый,

    Спеша в Тригорское, один -

    Вольтер, и Гёте и Расин -

    Являлся Пушкин знаменитый...

    в стихотворном послании к П.А. Осиповой от 8 декабря 1827 года” (Там же).

    Видите? – "в поле, вкруг открытом”, “по полю”, “в раздолии открытом”, “в степи”, “нивы”.

    А у Моисеенко – дебри, по которым можно рысью на коне, но только если по тропинке. И какая ж тут свобода и вольность?

    А мощное “фэ” обществу, построенному в 1974 году, выражено изрядным корёжением натуроподобия. Слева от Пушкина, глядя от нас, на переднем плане деревце с совершенно шарообразной кроной. Так стригут только кусты в парках. Центральное дерево так блестит внизу, что это может быть только при дожде, или сразу после него. Но почему другие деревья так не блестят. Через два-три конских шага и холм, на котором лес, кончится, и будет страшный обрыв вниз, а Пушкин смотрит куда-то вверх, когда ему б не продолжать ехать, а останавливать коня надо.

    Самое пикантное, что, начиная писать статью, я совершенно не представлял, как я справлюсь с конкретикой анализа. Просто я верил в силу синтеза, которое изложил вначале. А потенциальный синтез предопределяет сходимость элементов анализа в одной идее.

    Следующая по времени создания и теме картина цикла.

    Моисеенко. Вечер (А. С. Пушкин). 1974.

    Советские люди, сами оптимисты из-за гарантированности государством и конституцией обеспечения их работой, и Пушкина понимали в соответствии с известным изречением Белинского: “Пушкин не дает судьбе победы над собою; он вырывает у ней хоть часть отнятой у него отрады”. Так совки не замечают, что Моисеенко им представил совсем другого Пушкина, каким его стали описывать после реставрации капитализма – что он в конце жизни искал смерти. Что он решил было хотя бы уйти из литературы в историческую науку. Ибо он 12 раз идеал сменил, из-за разочарования в каждом предыдущем. Устал. Жена сомнительно, что его любила. – Пессимизм.

    Эта содержательная подначка тому, что привычно для совка, провалила фронт сознания, и то впустило в “текст” признаки крайнего разочарования советскостью: страшное корёжение натуроподобия. – Откуда тень на левом от нас глазу Пушкина? – От пера? Но для этого надо чтоб свет падал не справа (глядя от нас), где нарисованы свечи, а слева. От негорящей свечи тень могла б падать. Но горят все 4 свечи. Крайняя правая свеча не из своей чашечки подсвечника торчит. Самая высокая свеча имеет не цвет воска.

    Следующая вещь.

    Моисеенко. Пушкин. 1974.

    Советские люди привыкли иметь Пушкина за реалиста. А тут он, изрядно реалистичный… парит над землёй. Хочется притвориться не замечающим это. Что есть как бы содержательная подначка совку.

    Это открывает дорогу экспрессиноистскому корёжению натуроподобия, выразителю крайнего разочарования в своём времени, так называемого развитого социализма. - Осенние листья выглядят, как булыжники. Туман, скрывающий низ ног коня, не стелется дальше места пребывания этого коня: конь вдали виден весь. В то же время всё небо затянуто непроницаемым туманом.

    Далее.

    Моисеенко. Пушкин в Болдино. 1974.

    Что знали советские люди про Болдинскую осень? Что это был наиболее плодотворный период его творчества. А что мы видим на картине? – Что он не пишет, а шатается по берегу озера. Подножка совку.

    Спускающая целую свору экспрессионистских “фэ” времени создания вещи. Тут и немыслимые белые блики на сюртуке Пушкина, его тёмных штанах, полях чёрной шляпы, дереве, траве на переднем плане, и ужасная тень на правой пушкинской щеке.

    Далее.

    Моисеенко. Пушкин. 1977.

    Если думать, что это то же Болдино, то и рассуждение должно быть повторено.

    Следующая картина.

    Моисеенко. Пушкин на аллее. 1980.

    Мне вспомнилась такая фраза из “Фиесты” Хемингуэя: “В газетном деле, этика которого требует, чтобы никто никогда не видел тебя за работой…”. А также своё студенчество. – Шиком было во время экзаменов из пяти, скажем, дней, получающихся для подготовки к следующему экзамену после предыдущего, четыре прогулять, в пятый засесть до утра, когда надо уже идти на экзамен, прийти, сдать его на хорошую отметку и похвастать, дескать, я только вчера сел готовиться и кончил утром. Все выкатывали большие глаза и спрашивали: “И ты смог совсем не спать?” А я хладнокровно отвечал: “Да”. И все восхищённо молчали.

    Про Пушкина народ, не знающий его творчества, прекрасно знает, что он был рубаха-парень и большой шалопай. Но и знают, думаю, как выглядели его черновики. Ужас. Прочесть ничего нельзя. То есть он сочинял с пером в руке и на бумаге, а не на ходу или при езде. – Накладка в том, что художник не изображает его пишущим. – Когда же тот пишет? – Что не замечается.

    И что даёт возможность подсознательному идеалу настоящего социализма в гневе прорваться в “текст” вещи, творимой при ненавистном лжесоциализме, - прорваться экспрессионистскими корявостями натуроподобия. Этими невероятными бликами света, да ещё и со стороны, противоположной солнцу (смотрите, куда тень падает – назад и вправо), на сюртуке и ногах. Этой тенью от лошади, падающей на… промежуток между стволами. Этим отсутствием теней от всего остального, кроме Пушкина и коня.

    Странно! Все смотрят. Никто не замечает. Хвалят. И публика и власть… Все переродились от нацеленности на то, что ниже пояса, на Потребление.

    Следующее.

    Моисеенко. Памяти поэта. 1984-1985.

    Имеется в виду, что несёт смертельно раненного (и потому бледного) Пушкина его старый слуга Никита Козлов, про которого мало кто знает и который уж точно ничего в поэзии не смыслил, а просто любил своего барина, как человек человека.

    Но под ударом экстремиста-экспрессиониста Моисеенко находится именно гуманизм. Которому привержен был и совок, как к буржуазному (пусть и лживо-пропагандистскому по сути) явлению. Да, отчаяние от ухода перспективы построения коммунизма в какое-то не известно, достижимое ли, сверхбудущее, превратило экспрессионизм в ингуманизм. Что и выражено в этой страшной правой ручище Никиты Козлова. Да, Моисеенко стал совконенавистником. Ибо и все советские люди через 150 лет после смерти Пушкина проявляли в общем какую-то нелитературную, а просто человеческую любовь к Пушкину, будто это близкий сосед или родственник. От потери это, если положа руку на сердце, коммунистической перспективы – к самосовершенствованию. Гуманизм и вообще то, что у или ниже пояса, - роднее оказалось.

    Следующее.

    Моисеенко. Пушкин. Осенняя пора. 1988.

    О духовной части этой картины можно сказать то же, что и о предпредыдущей. А о материальной, формальной, экспрессионистской части – что разные перспективы для коня и всего остального. – На всё (и на седло) – вид сверху, а на коня – вид сбоку.

    Следующее.

    Моисеенко. Пушкин с цыганкой. 1988.

    В этой вещи Моисеенко посмеялся над совком не как “в лоб” не замечающим ничего подозрительного, хоть мог бы заметить (что режется лес – и воля-свобода, общий оптимизм поэзии – и изображённое настроение, реализм – и парение над землёй). Здесь изображено то, каким Пушкина себе представляют совсем далёкие от поэзии люди (какими и были большинство совков). Они слышали какой-то звон, что Пушкину предсказали смерть от белого человека, а Дантес был блондином. И всё. – Ну кто мог предсказать? – Наверно, цыганка. – И Моисеенко рисует цыганку. С характерно повязанным платком на голове и другим – на спине.

    И только себе тихонько знал, что то была не цыганка, а популярная в высшем свете благообразная и важно выглядящая немецкая модистка высокого роста (при росте Пушкина 167 см, что ниже среднего в 19 веке).

    А экспрессионизм дал ужасностью рук и потёками на стене.

    .

    Уф.

    Я подвергал всю мою систему эстетических ценностей серьёзному испытанию. Я внутренне готов был о какой-нибудь картине признаться, что я не могу её истолковать. Но – пронесло.

    19 сентября 2023 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100 TopList  SpyLOG Rambler's Top100

Rambler's Top100