Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.06.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||
03.10.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
27.09.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
20.08.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
13.08.2007 |
Художественный смысл первого ожерелья
|
|||||||||||||||||||||||||
06.08.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
04.08.2007 |
Нехудожественный смысл применения багрового цвета
|
|||||||||||||||||||||||||
02.08.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
30.07.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
04.07.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
29.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
27.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
26.06.2007 |
Идея младшего Буша в художественном исполнении
|
|||||||||||||||||||||||||
25.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
13.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
05.06.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
13.05.2007 |
Стоит ли мусолить одну деталь?!
|
|||||||||||||||||||||||||
08.05.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
24.04.2007 |
Ни бэ, ни мэ, но кукареку Все так верно написано про рассказ
Калашниковой ╚Запах моря╩ (http://www.pereplet.ru/text/kalashnikova10apr07.html): ╚Вы топчетесь на месте. Все время
хочется спросить: ну и что???????? Раздражает ложная значительность, отсутствие
характеров у героев, их грустная беспомощность, выдуманная психология,
сочиненные ситуации и страдания - все, что не жизнь╩. В самом деле. Но проверим. Топтание на месте. До первой звездочки √ после (как
потом оказалось) разрыва. Между первой и второй звездочками √ предзнакомство,
знакомство и уход девушки. Между второй и третьей √ наброском - соблазнение, ╚любили, любили, любили╩
длительностью в отпуск и предварение разрыва. После третьей √ также наброском -
то же, но длительностью в несколько лет, и разрыв. Ложная значительность. ╚В этой части Крыма┘╩ Надмирность какая-то. ╚После
часа бессмысленных поисков┘╩ Надвременность. ╚Это
была любовь╩. Надличность. ╚Все в жизни
Дины┘╩ Обобщенность. ╚Море пахнет┘╩ Повторяемость философская. Отсутствие характеров. Действительно. Не о бесхарактерности
ж Георгия речь в рассказе: не сумел взрослый человек удержать себя от
совращения несовершеннолетней. И не о бесхарактерности ж податливой девочки. Они
оба просто никакие. Грустная беспомощность. В самом деле, вляпались оба в
житейском смысле. Выдуманная психология. Ну да. Ему - вдруг взбеситься на
ровном месте, как говорится. Ей √ провидчески, видно, понять, что такое ╚вдруг╩
будет у него всегда. Что-то больно умна. Сочиненные ситуации. Начать искать рынок в чужом городе,
не спросив предварительно, где он. Не найдя, хотеть вернуться домой, а не
спросить. Намереваться впредь, спросив, аж что-то рисовать по ответу. Сочиненные страдания. Критикесса женщина. Ей виднее. Уже
после падения, так сказать, купаясь в счастьи, станет ли девочка жалеть, что не
предупредила соблазнителя, что она несовершеннолетняя? Может, и не станет.
Акселерация ж на дворе. Или: типично ли желание через три года жениться при
широком распространении курортных романов на три недели? Наверно все верно. Но верна ли авторская самооценка: ╚Мой
рассказ находится где-то посерединке, ближе, пожалуй к зарисовке╩. Чем к
психологическому произведению. Я обращаю внимание читателей на
вакуум вокруг героев. Ни одного человека, кроме этой пары. Тень матери
отвечает, что нет дочки дома. Город, вроде, безлюдный. Пустота на пляже.
Встречаются тайно и не в общественных местах, чтоб не донес кто-то родителям,
надо понимать. Но все-таки что-то нарочито безлюдно тут. Разговоры какие-то
бессодержательные. Любовь √ не любовь, собственно, а автоматическая половая тяга.
Нет любви. А что если это антипсихологическая
вещь? И Калашникова это сама недоосознает? Что если она ╚игнорирует мир за
[рассказочным] пространством╩ (Куми Татэока. Театральное представление как
остранение вербального строя пьесы. В сб. Русская культура на пороге нового
века. Sapporo, 2001)? Там у Татэоки написано, что классика
русская, - а она психологическая, - дышала мессианством России. А оно потерпело
крах. Там по поводу театра писалось (я
потому при цитировании и заменил слово ╚театральным╩ на дикое ╚рассказочным╩: ╚В театрах психологической
традиции... ощущение, что герои спектакля точно жили-были когда-то и где-то...
В театральных школах, которые отошли от психологической театральной традиции,
пустота внутреннего мира личности еще более остро ощущается. Здесь уже не
верят... в существование конкретного внешнего мира, определяющего чувство и
психологию героя. У них и внешний мир тоже оказывается пустотой. Поэтому нужно
выдумывать все компоненты мира, не только внутреннего, но также внешнего, и
творить полную фикцию и вымысел╩. Нет ничего достойного, в смысле.
Пофигизм. Постмодернизм. Не может ли быть, что именно в этом
направлении и эволюционирует Калашникова? Но. Не является ли у нее вакуум вокруг
героев, выдуманность ситуации, психологии, бедность языка чем-то лобовым (как у
других √ внушение, заражение)? То есть, является ли этот рассказ нехудожественным?
Или в нем есть скрытая противоречивость, и он художественный? На простое ж читательское сочувствие
(или его отсутствие) полагаться ж √ ненадежно┘ Скажем, заставляет нас Калашникова
изживать эротическое переживание, рисуя и не дорисовывая (зарисовка) любовные
отношения. Выготский называл все эротические
стихи исполняющими такую функцию. Изживания. Однако он же замечал, что любые
стихи несут в себе противоречие тактирующей и фразирующей тенденции √ ради
ритма. (Сочувствие √ другое сочувствие √ катарсис.) А ведь нынче не всё то
искусство, что есть стихи. Мало теперь микроскопического, так сказать,
противочувствия-катарсиса. Он есть во многих просто, так называемых,
художественных средствах: метафорах, антитезах┘ Я царь √ я раб √ я червь √ я Бог! Надо ж, чтоб микроскопическое
смыкалась с макроскопическим. Вряд ли Татьяна Калашникова и
эротику в своей тяге к пофигизму дезавуировала: что-то возвышено у нее,
например, совращение несовершеннолетней. Единства, вроде, нет. Я, во всяком случае, не решаюсь, в
результате, окончательно судить. Но, вот, считаю стоящим свое ни бэ, ни мэ
публикации. 24 апреля 2006 г.
|
|||||||||||||||||||||||||
19.04.2007 |
Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"