TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.01.2019
13:08

"Фэ" Булгаковой

    Это – второй заход в попытке “понять” художницу Булгакову.

    Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло.

    Булгакова. Гоголь. 2008-2009.

    В первом я сам себя стращал, что безнадёжно такое “понять”. Даже если что-то нафантазируешь, будто видишь. Когда каждые две точки (на неуменьшенной копии) мерещатся глазами.

     

    1 2

    Узнал я о существовании Булгаковой из книги Манина “Русская живопись XX века” (2007). То есть о последнем “Гоголе” Булгаковой он не знал. Но в его писаниях о ней есть одно слово, которое мне представляется верным – абсурд. Я понимаю так: абсурд у художницы из-за абсурдной жизни.

    В 1980-м был абсурд лжесоциализма, в 2008-9-м – абсурд (с оставшейся советской точки зрения) капитализма (в 2008-м мировой кризис начался). Только раньше, в СССР, надо было не впадать в абстракционизм или что-то подобное, чтоб иметь хоть какую-то карьеру, а теперь – можно.

    Соответственного она себе подобрала и персонажа – Гоголя. Тот – под конец жизни особенно – тоже, наверно, считал жизнь поворачивающей к абсурду, ибо она не подчинялась его попыткам как-то людей удержать. Конкретнее: Россию – от скатывания в капитализм. Вспомните сарказм его по отношению к своему персонажу, предпринимателю Чичикову. Вспомните, что он сжёг второй том “Мёртвых душ”, где Гоголя потянуло заразить людей позитивными примерами (см. тут).

    Дальше Гоголь стал доходить до абсурда. Проповедовать христианские доблести стал, что было чуть не сумасшествием с точки зрения прежних своих как бы единомышленников. Да ещё и своим примером – постами. От одного из них и умер. Считал, что в прежних своих, художественных, произведениях развращал молодёжь (он же, уходя из романтизма к реализму, давал безбожному романтизму полную волю, зная, что своим реализмом фантазию поставит всё же на место, место ерунды).

    Вот Булгакова в 1980-м и нарисовала Гоголя самим собою спелёнутым и внутренне отвергающим аморальные образы, им порождённые. Плохо ему, бедному. Неустойчива его фигура. Чуть не падает. Подлокотники кресла аж подталкивают. Свеча потухла. Аморальные образы лезут через окно, и уже один пробрался в комнату. Гоголь бессилен. Зелёный и фиолетовый цвета внушают тоску. И сам себя довёл!

    И правильно сделал! Это лучше, чем, как Окуджава, приспособиться и из левого диссидента стать правым, дело которых – капитализм – есть шанс вот-вот продавить-таки. Лучше смерть!

    А в варианте 2008-9 годов – лучше сумасшествие, чем благополучие в таком аду. Что лучше, “говорит” преобладание красного.

    Интересно, можно ли увидеть замеченную Маниным самонеустойчивость Гоголя 1980го года в более ранней работе Булгаковой?

    Булгакова. Гоголь. 1978.

    Тут другой оттенок – тупик. Сам себя загнал в тупик. Своей моральной взыскательностью. – Вот куда он идёт, удирая от своих развращающих молодёжь персонажей? Лоб же сейчас разобьёт, святой человек.

    Булгакова. Страшная ночь. Памяти Гоголя. 1981.

    Тут Гоголь это, наверно, удирающий человек слева. Он в ужасе, кого породила его фантазия. И тоже мимо двери устремился. Цвет всего – отвратительный. И всё какое-то… приближающееся к абсурду. Как всё в действительности и того, и этого веков.

    Булгакова. Гоголь. 1984.

    А вот тут неустойчивость выражена как-то совсем по-детски – Гоголь на высоких каблуках. Это при том, что "нездоровое увлечение “высокой модой” осуждала православная церковь” (https://masterok.livejournal.com/1476568.html). – Наверно, по недоразумению нарисовано. Или это момент грехопадения Гоголя изображён?

    В любом случае – какая-то убогая образность. Понятно, что от такой потянуло в абстракцию.

    Но вряд ли там Булгакова переменила своё отношение к Гоголю, как к трагически желающему спасти Россию от надвигающейся стихии низкого, корыстного. Оно неодолимо в обозримом – и даже далее – будущем. И я против такого мнения:

    "Современной художнице удается передать почти невозможное – трагедию несения чудовищного дара творчества, прозревающего адовы круги и освобождения во имя божественного путем очищения от плодов своего творчества” (Ольга Томсон. http://bulgakova-sitnikov.com/ru/bio-and-articles/nikolai-gogol-and-olga-bulgakova.html).

    Оно какое-то “лобовое”: “фэ” художницы налицо, значит, автор о Гоголе скорбит как о свихнувшемся, предавшем художественное ради “высшего”. Словно Булгакова – Белинский. – А ей жить не хочется ото всего вокруг, как и Гоголю тогда.

    Насколько принципиально настроена против индивидуализма Булгакова, говорит одна абстрактная картина.

    Булгакова. “Гравитация III. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

    Вот нет, мол, чтоб слиться в одно, раз тянет друг к другу – людей, народы – нет. Каждый границу другому ставит. Двойная получается граница. А что это – плохо, говорит неприятный цвет объектов. А что здесь инерция из, пусть и лже, но социалистического прошлого, говорит название серии.

    Правда, абстрактный стиль, в принципе на индивидуума ориентированный, как-то не подходит для выражения коллективизма. Другие абстракции Булгаковой я понять не могу.

    Булгакова. “Гравитация II. Из серии “Архаизмы”. 2003. Холст, масло.

    Горе несовместимости, что ли, тянущихся друг к дугу… – Не знаю.

    Вообще, абстракционизм как-то не вяжется с выражением коллективизма. Может, потому Булгакова на нём не задержалась.

     

    29 декабря 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341090  2019-01-22 13:09:27
Воложин
-

17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100