TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.01.2019
15:56

О господи...

    Блаженны верующие… А мне – не на что надеяться. Я прожил жизнь, так и не узнав взаимной любви.

    Ну хорошо, я невзрачен внешним видом. Но Тургенев-то был красавец. Ан – то же самое… Не судьба.

    Надо же. Как и в “Кларе Милич” (1882), я – было такое диво – влюбился в свою жену второй раз, когда через пять с половиной лет после её смерти наткнулся на стихи её и её любимого друг к другу, написанные ими за три года до того, как я с нею познакомился. Их тоже терзала какая-то несинхронность их любви друг к другу.

    А мне вскоре после этого открытия приснился сон, как я, вернее, не я, а какой-то извод меня прокрался в её когдатошнюю жизнь. И там она с друзьями собирается после привала двинуться дальше в поход. А извод меня за нею следит, спрятавшись.

    (И то, и то со мною бывало и в реальной жизни.)

    И вдруг, там, она меня увидела, встретила своими глазами мой пристальный взгляд и всепонимающе ответила взглядом.

    Вот и вся взаимная любовь.

     

    Я сперва читал повесть Тургенева автоматически – сплошное действие. Язык сухой. Никакого впечатления. – Некто Аратов живёт в Москве анахоретом, во что-то научное погружён. Его искренне любит за чистоту души, что ли, университетский товарищ Купфер. Однажды Купфер умудрился завести Аратова на утренник к какой-то княгине. Аратову там не понравилось, и он сбежал. Но там было что-то… В другой раз Купфер уговорил Аратова купить билет в первый ряд кресел на какое-то ещё мероприятие. Там выступала Клара Милич (которая запомнилась Аратову чёрными глазами, оказывается, ещё с утренника). И она пристально смотрела теперь на Аратова со сцены. Спустя дни он получил от неё записку – назначение свидания на Тверском бульваре. Под влиянием какого-то наваждения он пришёл. И отчитал её. Обратив внимание на её в какой-то миг исключительную красоту. Та с плачем ушла. А через какое-то время Аратов читает в газете, что она в Казани покончила жизнь самоубийством. Аратов становится несколько невменяемым. Едет в Казань. Узнаёт от её сестры подробности. Сопереживает горюющей сестре.

    Тут неожиданно для себя из моих глаз тоже льются слёзы. И я понимаю, что Тургенев в своём амплуа – опять пишет об ужасности Этой жизни, в которой нет, ну нет и всё, счастья. В частности – нет взаимной любви.

    Дальше и хуже было. У Аратова видения стали. Мистика… И у меня, как у ребёнка, волны холода по всему телу… А я ж надеялся застенографировать какие-то дельные мысли от чтения во время чтения…

    И вот Аратов умер. С радостью. И это конец. И мне надо анализировать и синтезировать. А я беспомощен.

     

    В конец. Что там? (Концы самые значимые…)

    "- Тетя, что ты плачешь? тому, что я умереть должен? Да разве ты не знаешь, что любовь сильнее смерти? Смерть! Смерть, где жало твое? Не плакать, а радоваться должно - так же, как и я радуюсь.

    И опять на лице умирающего засияла та блаженная улыбка, от которой так жутко становилось бедной старухе”.

    Поскольку тётя была богомольная – вещь антихристианская. Вера хоть и признаёт тварную жизнь ничего не стоящей по сравнению с вечной жизнью души… Но это крайность веры, на которой в новое время церковь не зацикливалась, как в средневековье. Да и радоваться-то по вере до Страшного Суда рано. Тем более что прядь волос (материальное) оказалась в руках у умирающего Аратова, - прядь, происхождение которой очень трезво объяснено:

    "…как-нибудь в дневник она [сестра Клары] ее заложила - и не заметила, как отдала…”.

    Я стал искать, что написали авторитеты о повести, и мне понравились слова Топорова:

    "…умирание себя, своего Я в любви, в высшей её форме… выбор… позиции человека перед… самоотверженной, себя отвергающей любовью” (https://multiurok.ru/blog/issliedovatiel-skaia-litieratura-posviashchiennaia-izuchieniiu-poviesti-i-s-turghienieva-klara-milich.html).

    Любовь без материального… Абсолют, вообще-то говоря, принципиально недостижимый в Этой жизни. И лишь в фантазии – почти достижимый (с прядью волос).

    Отношения же с метафизикой – верный признак ницшеанского идеала.

    И – душенька моя могла б успокоиться: я нашёл, каким идеалом руководствовался Тургенев, сочиняя повесть. Всё тем же, что и раньше.

     

    Но мне ж теперь этого мало. Мне надо как-то приблизиться к осознанию текстового намёка, что ницшеанский идеал оставался и оставался у Тургенева подсознательным вплоть до вот этой, последней в его творчестве, повести. Даже если вынести за скобки ту сомнительность, что как может один и тот же идеал оставаться подсознательным десятилетиями (ну может, мол, и всё), - то что текстовое всё же могло б намекнуть на свою подсознательность?

    Я думаю – сухость языка в первую очередь. Она – подражание науке и… маскировка иррациональности как ценности (путь наибольшего сопротивления, самый известный признак художественности).

    Наука в то время расцветала.

    "Термин “телепатия” был впервые употреблён в 1882 году [в год написания повести] Фредериком У. Х. Майерсом, одним из основателей британского Общества психических исследований после экспериментов по попытке передачи мысли на расстоянии, которые он проводил вместе с тремя другими исследователями” (Википедия).

    “Шарко, член Парижской академии наук с 1863 года, провёл большое число клинических исследований в области психиатрии с использованием гипноза как основного инструмента доказательства своих гипотез” (Википедия).

    “Во второй половине ХIX в… эмпирические исследования психологической тематики проводились врачами-психиатрами… галлюцинации, иллюзии, синестезии… Основоположниками подобных исследований были французские психиатры и психологи; ее идеологию разработали Т. Рибо и И. Тэн.” (https://studbooks.net/2582612/psihologiya/istoriya_zarozhdeniya_stanovleniya_klinicheskoy_psihologii).

    Таких ссылок можно сделать множество.

    Венчал расцвет позитивизм – "филос. направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания…” (Философская энциклопедия).

    Тургенев был явно под впечатлением этого прогресса. Что сказалось явно особенным проникновением голоса автора в голос персонажа, который, собственно, уже без сознания, - сказалось в словах о причине появления пряди волос Клары в руках Аратова (ничего, мол, мистического):

    "Странное обстоятельство сопровождало его второй обморок. Когда его подняли и уложили, в его стиснутой правой руке оказалась небольшая прядь черных женских волос. Откуда взялись эти волосы? У Анны Семеновны [сестры Клары] была такая прядь, оставшаяся от Клары, но с какой стати было ей отдать Аратову такую для нее дорогую вещь? Разве как-нибудь в дневник она ее заложила - и не заметила, как отдала?”

    Всё-то время в повести Тургенев применял так называемый метод персонализма (писал с точки зрения персонажа), описывая странное или подсознательное. Например, как описано то, что, - как впоследствии выяснилось, - было пристальным взглядом Клары Милич на Аратова (я подчеркну):

    "Забившись в угол, он то быстро пробегал глазами по всем лицам гостей, как-то даже не различая их, то упорно глядел себе на ноги. Когда же наконец один заезжий артист с испитым лицом, длиннейшими волосами и стеклышком под съеженной бровью сел за рояль и, ударив с размаху руками по клавишам, а ногой по педали, начал валять фантазию Листа на вагнеровские темы - Аратов не выдержал и улизнул, унося в душе смутное и тяжелое впечатление, сквозь которое, однако, пробивалось нечто ему самому непонятное - но значительное и даже тревожное".

    А в конце повести автор почти отталкивает персонажа.

    Это не только подстраивание Тургенева под просвещённого читателя: никакой, мол, мистики. Это свидетельство подсознательного выражения автором идеала принципиальной недостижимости абсолютно духовной любви, вообще Абсолюта. И в этом – особая радость ницшеанца (непонятная многим и многим), умеющего в творчестве всё же как бы достичь принципиально недостижимого.

    9 января 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341104  2019-01-23 15:59:46
Воложин
-

22.01.2019
13:08

"Фэ" Булгаковой

    Это – второй заход в попытке “понять” художницу Булгакову. Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло. Булгакова. Гоголь. 2008-2009. В первом я сам себя стращал, что . . .

17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100