TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.07.2019
14:56

Непонятное понятное

    Я в общем понимаю нелюбовь к стихам. Каждый стремится быть в своей компании. Стихи же – это такая заумь… высокая… что хочется от них быть подальше. Сам я – человек . . .

15.07.2019
14:34

Опа. Ещё раз.

    Первый раз было с рязановским “С лёгким паром!” (см. тут). Теперь – с Гайдаем. Я поверил прилепинским словам: "Если вспоминать о войне, то классический момент из . . .

12.07.2019
10:14

Хорошо, что есть Дмитрий Быков

    Хорошо, что есть Дмитрий Быков. Он активный. То и дело попадается мне на глаза. А что он ни напишет, чаще всего оказывается ошибкой. И – я имею повод, проверяя, . . .

07.07.2019
08:22

Не красит это Некрасову

    Гос-споди! Какая это нуда – быть ребёнком! Оказывается. Полная зависимость и скрытый протест. Я о себе что-то такого не помню. (Я люблю примеривать на себя то, что . . .

06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а там – подраздел “Переписка”. Но потом появились соцсети, ютюбы, ещё что-то. И я перестал получать письма-отклики. Как вдруг – стараниями одного устроителя виртуальной жизни – мне стали приходить письма-отклики на то, что я разместил в одном так называемом блоге.

    Комментатор оказался толковым. Я получил удовольствие, так как для ответа мне пришлось полдня потратить, чтоб подготовиться к ответу ему.

    Отрывок из его письма:

    "А художественность без противочувствий бывает?

    Если забыть об убедительной силе Выгодского, и перечитать кое-что “попроще” (imho) , скажем, -

    У лукоморья дуб зелёный;

    Златая цепь на дубе том:

    И днём и ночью кот учёный

    Всё ходит по цепи кругом;

    Идёт направо — песнь заводит,

    Налево — сказку говорит.

    Там чудеса: там леший бродит...- -

    и так далее”.

     

    Выготский не стал публиковать при жизни свою “Психологию искусства”, хоть и получил за неё учёную степень в 1925 году. Что-то его останавливало. И я смею думать, что догадался, что. Его теория (что художественность – это наличие в тексте противоречий, возбуждающих осознаваемые противочувствия, и наличие вне текста {в подсознании восприемника} результата столкновения этих противочувствий – катарсиса {вовне проявляющегося беспричинными признаками непонятной эмоции, типа слёз и др.}), - его теория оставляет в стороне образность. Образность наличествует и в тексте (ЧЕМ выражено), и в переживании (ЧТО выражено). А переживание, в свою очередь, бывает или сознаваемым, или подсознательным. Ещё – выражать или нечто местное (Вейдле считал немецкое “blitz" лучшим русской “молнии”), или идею целого произведения (как капля – вкус моря).

    Так вот только последнее плюс подсознательное я склонен называть художественным. Остальная образность – эстетически ценна. Она есть не только в произведениях искусства, она есть и вне его.

     

    Поэтому художественным во вступлении к “Руслану и Людмиле” я считаю лишь это место:

       
     

    И там я был, и мед я пил;

    У моря видел дуб зеленый;

    Под ним сидел, и кот ученый

    Свои мне сказки говорил.

    Одну я помню: сказку эту

    Поведаю теперь я свету...

    Считаю – за вмешательство автора.

    Оно принципиально иное, чем вмешательства автора после вступления:

       
     

    И вот невесту молодую

    Ведут на брачную постель;

    Огни погасли... и ночную

    Лампаду зажигает Лель.

    Свершились милые надежды,

    Любви готовятся дары;

    Падут ревнивые одежды

    На цареградские ковры...

    Вы слышите ль влюбленный шепот,

    И поцелуев сладкий звук,

    И прерывающийся ропот

    Последней робости?..

     

    О горе: нет подруги милой!

    Хватает воздух он пустой;

    Людмилы нет во тьме густой,

    Похищена безвестной силой.

     

    Ах, если мученик любви

    Страдает страстью безнадежно,

    Хоть грустно жить, друзья мои,

    Однако жить еще возможно.

    Но после долгих, долгих лет

    Обнять влюбленную подругу,

    Желаний, слез, тоски предмет,

    И вдруг минутную супругу

    Навек утратить... о друзья,

    Конечно лучше б умер я!

    И так далее – во множестве мест.

    Эти вмешательства – образ. Чего?

    "Все темы пушкинской поэмы решаются с помощью контрастов древнего (“преданья старины глубокой”) и современного (рассказчик-современник постоянно комментирует все события), сказочного и реального (в смысле реальности чувств), высокого и комического, интимного и иронического…

    мы постоянно чувствуем авторскую интонацию, отражающую вольнодумные, просветительские взгляды” (Фомичёв. http://os.x-pdf.ru/20istoriya/777260-2-s-fomichev-poeziya-pushkina-tvorcheskaya-evolyuciya-otvetstvenniy-reda.php).

    У Пушкина за жизнь сменилось около дюжины идеалов. (Он в этом отношении был исключительный.) Когда он начинал и продолжил писать поэму “Руслан и Людмила” ( 1817 – 1820), им владел просветительский идеал гармонии высокого и низкого. Потом случился крах. Разочарование. И в продекабризме его друзей (они агитации ради стали распространять под его именем его и не его стихотворения {а что ж будет, когда они придут к власти?!}). И просто в друзьях (пустили слух, что его в полицейском участке избили). И, главное, он крепко влюбился (в Наташу Кочубей, повторно), и не было взаимности. – Он почти потерял дар творчества. И… спасся. В ссылке. Где – так случилось – была особая воля. Где он влюбился (и не безответно) в Анну Гирей (та была потомком Крымского хана). И женился б… И это его вернуло к творчеству. Да не романтическому, а реалистическому.

    И он приделал к “Руслану и Людмиле” Эпилог с описанием своего недавнего творческого упадка:

       
     

    Она прошла, пора стихов,

    Пора любви, веселых снов,

    Пора сердечных вдохновений!

    Восторгов краткий день протек -

    И скрылась от меня вовек

    Богиня тихих песнопений...

    1817 - 1820

    Это противоречило всей поэме, её тону "общественного вольнолюбия” (Фомичёв).

    И это было враньё на себя: у него уже не было творческого упадка. Он переходил к реализму. Столкновение противочувствий от всей поэмы с Эпилогом как раз и давало чуткому читателю катарсис в духе реализма.

    Но где такие чуткие?

    Все считали поэму романтической.

    "…сочетание в одном произведении, в одном повествовательном потоке, в одном жанре тех идеологических и эстетических начал, которые ранее мыслились и существовали отдельно, было одним из главных новшеств „Руслана и Людмилы" и явилось выражением романтического отрицания незыблемости жанров. В этом смысле „Руслан и Людмила" была действительной романтической поэмой” (Фомичёв).

    А Пушкина это как-то не устраивало. Чем дальше, тем больше. Потому что, идя по пути реализма (не без зигзага опять в романтизм {повлияли революции в Испании, в Италии, в Греции и даже совсем рядом в Молдавии}), он стал в итоге (из-за поражения всех этих безнародных революций) романтизм презирать.

    Его в таком состоянии с Юга перевели в Михайловское. Там – няня, сказки… – И он захотел “попроще”, чем противоречием поэмы и Эпилога – как написал мне откликнувшийся – открестить “Руслана и Людмилу” от гражданского романтизма (этот стиль ещё и так называется). И сочинил и приделал к поэме “У лукоморья дуб зелёный…”.

    А там, образом любящего народ рассказчика, ознаменовал, так сказать, своё кредо реалиста. Считающегося с действительностью, а не витающего в пустых мечтах, как романтики.

    Вот такой образ, поскольку он касается целой поэмы, я и называю художественностью. Я подозреваю, что всё описанное Пушкин проделал под влиянием подсознательного идеала реализма. Как факт – такого термина тогда даже не существовало. А образ, пожалуйста, был дан.

    4 июня 2019 г.

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё. Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в . . .

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, . . .

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои . . .

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100