Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.07.2019 |
Нарвусь на неприятность? - Ну и пусть.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.07.2019 |
Непонятное понятное Я в общем понимаю нелюбовь к стихам. Каждый стремится быть в своей компании. Стихи же – это такая заумь… высокая… что хочется от них быть подальше. Сам я – человек довольно низкого происхождения, провинциал, помню, в юности, что я искал в газете? – Фельетон. На стихи внимания не обращал. Если я и огорчался чем, касающимся искусства, так это суесловием искусствоведов. – Физика, химия погружали-таки в тайны природы. А про то, скажем, почему Леонардо да Винчи гений, узнать было негде. Литература была чуть не ненавистным предметом, потому что – мёртвая. Подготовка к сочинению состояла в том, чтоб списать из, например, Белинского пару цитат, и потом на уроке суметь их незаметно списать, сведя к ним свой текст. Насмешка судьбы в том, что я от желания понять, почему Леонардо да Винчи гений, дошёл через перевоспитание и переобучение себя до положения критика, публикующего свои статьи в электронных журналах. Регулярно. Оторвался, наверно, от тех, каким был я сам в прошлом. Меня стало восторгать такое, о чём я когда-то даже помыслить не мог. Например, звукосмысл. Вейдле отлично его объяснил, сказав, что немецкое blitz лучше русской молнии. Хм. Действительно! Этак и иная загогулина из ветки кажется замечательной. – Эстетическое вне искусства… Но физика сделала своё дело (я в школе был третьим физиком в масштабе маленькой республики). Глубинное почему меня страстно интересует и в искусстве. И теперь я расстраиваюсь, прочтя стихотворение великого, скажем, Блока (скажем, “Равенна”), и обнаруживая, что мне только и хочется, что пожать плечами.
Что прочёл, что не прочёл… География в школе был мой любимый предмет. Из-за этого я знаю, что Равенна – город в Италии. Ну имя Данте со школы тоже помню. – Всё. Больше ничего, имеющего собственное имя, мне тут не известно: Галла, Плакида, Теодорих, Новая Жизнь… А когда я наткнулся на описание тайных пружин в этом стихотворении… Вы не поверите. Как ни люблю я тайны, мне стало противно. В нём оказалась дополнительная к ритму и рифме стройность. "В первой и последней строфах… звучит голос автора, образ которого появляется здесь как лирический персонаж, — в первой строфе он звучит в двойном обращении к Равенне : ...похоронила ТЫ, ТЫ, как младенец, спишь... ; в последней строфе – в личном местоимении мне ; О Новой Жизни МНЕ поет. В остальных же семи строфах авторского голоса нет — он уступает место объективным описаниям…” (Эткинд. Материя стиха. PARIS. 1985). И таких – кольцевых – структур в стихотворении, оказывается, полным-полно! Эткинд ещё и как бы графику для иллюстрирования привлекает (римскими цифрами – строфы, которых всего 9).
Просто читая стихотворение, да, чувствуешь, что оно явно для чего-то написано. Но чтоб заметить симметрию!.. Слово "века”, оказывается, работает так же – рамкой: есть только в первой и последней строфах. Я не представляю себе механизма чувствования так далеко – через 152 слова. Даже если назвать его подсознательным, т.е. всемогущим. То ли дело – вейдлевский звукосмысл. До моего сознания он тоже не дошёл (даю пример). Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках.
Но короткодействие как-то понятно. А длиннодействие… Я даже понимаю плебейскую ненависть к аристократам. Имея в виду, что аристократы с молоком матери впитывают то, что называется вкусом. Звукосмысл я ещё могу постигнуть. И мне даже самому уже удалось несколько раз его заметить. А вот с этой стройностью композиции… Всё, однако, становится на свои места, когда я читаю Громова “А. Блок, его предшественники и современники "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4”. Тут я грубо вычитываю намёк на то, что, удрав из российского котла, кипящего революцией (1905 – 1922 годов, как теперь говорят о Великой Русской революции), Блок видит смерть Европы в этом отношении (сместился центр революционной борьбы из Западной Европы в Россию, а без революции нет личности): "…не может быть обычного человеческого существования личности там, где прошлое, история, запечатленная в культуре, неизмеримо превышает сегодняшние возможности жизни” (http://blok.lit-info.ru/blok/about/gromov-blok/sredi-revolyucij-4-1.htm ). Можно расхохотаться, что личность связывается с революцией, когда революция-то связана с массой, и где уж личность в массе. Но так думал Блок в 1909 году. Он, может, потому и умер в 1918-м, что увидел, что ошибся, что силу взяла не личность, а норматив масс. Но в 1909-м он думал так. Или, как я люблю акцентировать, его подсознание так думало. И тогда стройность композиции “Равенны” для меня становится результатом дальнодействия, так сказать, подсознательного идеала трагического героизма, к которому Блок катился из неопределённых высот символизма. Стройность – образ замкнутости, гроба, в который заключена Западная Европа сравнительно с кипящей и вот-вот опять взорвущейся Россией. Такой мощи пафос представляется естественно способным устроить в стихотворении множество намёков на симметрию. И я с удовольствием теперь могу пересказать то, что мне недавно казалось противной заумью. "…звуковой комплекс гроб - гробница содержится в четырех строфах и нет его в двух первых и двух последних строфах, а также в одной центральной, пятой”.
Или вот: "В строфе I и II звуки слов гроб-гробница подготовлены сочетанием б-р в слове бренно и р-б в слове рабы… В строфе VIII мы слышим отзвук этих сочетаний в р-б слова робкой и г-р в слове грядущим”.
И т.д. Удручает одно. Он своё “фэ” выразил в письме. Значит, оно не было в подсознании, и как тогда признавать стихотворение художественным? "Жить в итальянской провинции невозможно потому, что там нет живого, потому, что весь воздух как бы выпит мертвыми и по праву принадлежит им. Виноградные пустыни…”. Но есть и спасение. Стихотворение помечено маем-июнем, а письмо – 10 октября 1909. То есть сочинял – под руководством подсознания, потом осознал, что сочинил, потом – письмо.
Меня могут пнуть, что я руководствуюсь вульгарным социологизмом. Так лучше так, чем замечать литературоведческие факты и не уметь сделать из них выводы. 24 июня 2019 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.07.2019 |
Хорошо, что есть Дмитрий Быков
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.07.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.06.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.06.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.06.2019 |
В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.06.2019 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.06.2019 |
К годовщине смерти моей Наташи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.06.2019 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"