Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
01.10.2019 |
|
29.09.2019 |
|
26.09.2019 |
|
25.09.2019 |
|
23.09.2019 |
Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»
|
22.09.2019 |
|
21.09.2019 |
|
17.09.2019 |
|
06.09.2019 |
Путь к non-fiction у Тарковского
|
03.09.2019 |
Всё-таки надо дочитывать до конца
|
01.09.2019 |
|
30.08.2019 |
|
29.08.2019 |
|
22.08.2019 |
|
17.08.2019 |
Разрыв Тарковского с Кончаловским
|
12.08.2019 |
|
09.08.2019 |
|
04.08.2019 |
По лезвию ножа Иду по лезвию ножа – может ничего не получиться с толкованием такой вот картины Михаила Иванова. Иванов. Галилея. Цфат. I. 1996. Надежда в одном. Я в этом Цфате был. И был просто потрясён. Но понять это можно, прочитав тут. Про 8 планов в картине Крамского “Христос в пустыне”. Приводящее к мысли об идеале благого для всех сверхбудущего. С некой смотровой площадки в этом Цфате видны 11 (!) планов. Всё более и более тонущих в воздушной дымке солнечного дня. Змеистая долина между справа и слева наступающими пологими склонами гор. Каждый склон – план. Чем дальше – тем голубее и светлее. И самый дальний еле не сливается с сияющим небом. – Дух захватывает. Дух, как-то знающий, что такое христианское Царство Божие на небе или… коммунизм. Сам Цфат город богомольный. Но иудаизм, мне кажется, христианству противоположен. Иудеи в домах имеют недостроенное место, как знак того, что Храм-то их – всё ещё разрушен (2000 лет назад). И в молитвах своих они просят Бога, чтоб этот Храм был восстановлен ещё при их жизни. Не меньше. При том, что условия этого восстановления какие-то сверхтрудные, например, одно из них: надо чтоб все верующие собрались и жили в Израиле. То есть для них, получается, нет сверхбудущего, раз они всерьёз надеются, что мечта свершится при их жизни. Картина Иванова тоже противоположна картине Крамского. – Никакой сверхдали! Никакого сверхбудущего. Но какое-то сверх – точно изображено. – Какое? "…главный его кумир – Р. Фальк - никогда не забывался. Его произведения Иванов мысленно держал перед собой” (Манин. Русская живопись ХХ века). А Фальк – это что-то среднее между активным и пассивным демонизмом, между ницшеанством и пробуддизмом (см. тут). (Ничего не поделаешь: надо читать ссылки, чтоб проникнуться.) Оба крайне разочарованы (в нашем случае – тем, что коммунизм оказался не не за горами, а просто химерой). Ощущение дурной бесконечности предвзрыва (этими пастозными мазками) – это от крайне нетерпимого к Этому миру ницшеанства. А эта ничего, собственно, не-нарисованность, еле угадываемость – от бесчувственности пробуддизма. Причём идеал мыслится достижимым здесь и сейчас – так всё вещно. Грубо. Зримо. Собственно, для ТАКОГО выражения не имеет значения тема. Иванов. Третий день. 1996. Нет, третий день творения, конечно, ближе к неразличимости, чем что-то: "И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]” (Быт. 1:9). Манин даёт себя обмануть названием: "рождается материя”. Но по сути – не важно, что имеется в виду как нарисованное. Всё – некое исчезновение. Так Иванов кончал своё творчество. Начинал же он – при той же идее – наоборот, с бледнописи. Иванов. Заводской пейзаж. 1960. Видно, смена лжесоциализма капитализмом прибавила активности его демонизму неприятия любой окружающей действительности. Упоминание Маниным в этой связи совсем загадочного В. Вейсберга позволяет предположить, что и тот тоже вдохновляем был идеалом пробуддизма в своём неприятии всего Этого мира в ту хрущёвскую оттепель. Не обманула она и его. Вейсберг. Семья Щегловых. 1958. Вейсберг. Белые перчатки и шарфик на белом столе. 1960. Вейсберг. Цветы в трёх вазах. 1971. Вейсберг. Стоящая обнажённая. 1976. Вейсберг. Четыре колонны с Венерой и танагрой. 1982. Танагра - это очень цветастая птица. 27 марта 2019 г.
|
02.08.2019 |
|
01.08.2019 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"