TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.10.2020
12:10

Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот

    Семь антисемитов нашлось во “В контакте”. Хуже другое: не нашлось во “В контакте” ни одного, кто б их отбрил. Или это не плохо как раз: умные люди, понимают, . . .

27.10.2020
20:47

Одна из формул стиля модерн

    Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и . . .

24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь любезное Дягилеву ницшеанство. – Писана чуть не сообща с Мусоргским (аж поселились вместе). Коллективизм. "Во время работы над “Псковитянкой” произошли два события, сыгравшие важную роль в жизни Римского-Корсакова: его женитьба на Н. Пургольд (брак с ней оказался на редкость счастливым) и приход на работу в Петербургскую консерваторию” (http://www.rimskykorsakov.ru/pskovityanka-bt.html). – Всё в личном плане распрекрасно. В чём разочаровываться, причём до последней степени, чтоб свалиться в ницшеанство? – Тем не менее – это трагедия. Самодержавие не может не сеять смерть. Даже и покорились свободолюбивые псковитяне Ивану Грозному, даже и дочерью ему оказалась Ольга, даже и любят друг друга Ольга и Михаил, но… Михаил против самодержавия, а Ольгу похищает нелюбимый и компрадор Матута и доносит Грозному на Михаила. Михаил рвётся Ольгу освободить, Грозный велит поймать Михаила живым, но стрелки попадают в Ольгу. – Казалось бы самодержец и не при чём.

    Впрочем, это-то и говорит, что нет счастья на Этом свете…

    Хм.

    Неожиданно.

    "Вместе единомышленники [“могучая кучка”: Балакирев, Мусоргский, Бородин Римский-Корсаков и Кюи] читали Белинского и Чернышевского” (https://www.culture.ru/materials/97263/10-faktov-iz-istorii-moguchei-kuchki).

    Но это дорога к революции, а не к ницшеанству.

    "В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития — исключительно силой искусства” (Там же).

    Но отсюда тоже до ницшеанства, как от земли до неба.

    Или Дягилеву важна дистанция между трагедией, влекущей к социальному действию, и мирным идеалом типа трагического героизма (Высоцкий тоже мирно, разбудив народ к гражданской активности от сна-вещизма, надеялся вылечить социализм от смертельной болезни централизма). Дягилеву важен факт странности, свидетельствующий о наличии подсознательного идеала автора.

    В чём была странность “Псковитянки”? – Куски с фольклорной основой? – Но это ещё Глинка начал (“Камаринская”). "…стихийные, необлагороженные звучности, придуманные Мусоргским, Бородиным и Римским-Корсаковым” (https://arzamas.academy/materials/1375), - очаровывавшие европейцев, особенно французов, рвавшихся вон от немецкой гегемонии в музыке?

    Может, для Дягилева хватало вот этой неожиданности для французов? И всё? А я ему натягиваю тончайшее чувство художественности?

    Но не исключено, что “могучая кучка”, как и Тургенев, впали всё же в полное разочарование во всём на Этом свете. Революционеры – пугали, от либералов не было никакого толку. Нечего было ждать ничего хорошего ни от кого.

    Мне даже и доказательства в “Псковитянке” слышатся. Какое предварение появления перед Ольгой её любимого Михаила? – Рассказ мамки Власьевны страшной сказки?

    За поморскою Камеиь-горой поднебесною,

    За янтарнымъ узорчатымъ теремомъ:

    На небѣ темно, въ теремѣ звѣзды;

    На небѣ звѣзды, въ теремѣ мѣсяцъ;

    На небѣ солнцѣ, въ теремѣ ночь непроглядная.

    Зачурованъ тотъ теремъ съ поконъ—вѣковъ

    И дорога къ нему заповѣдана;

    II залегъ ту дорогу Тугарниъ-Змѣй.

    Пасть у Змѣя, что печь раскаленная,

    Лапы словно дубы трехъ-охватные,

    Крылья мѣдныя, когти булатные,

    Хвостъ на семьдесятъ сажень волочится...

    Русскій духъ слышитъ змѣй ровно за семь версть,

    Убнваетъ людей ровно за версту

    Свопмъ громкнмъ разбойннчьнмь посвистомъ;

    Зашипитъ онъ — деревья шатаются,

    Ко сырой мати—землѣ преклоняются,

    А какъ свиснетъ...

    (За сосѣднимъ заборомъ раздается ріъзкій свистъ; дѣвушки

    вскрикиваютъ).

    Ай!...

    Что это мама?

    (За сценой свистъ еще продолжительнѣе и силънѣе).

    Ничего хорошего от этой любви Михаила и Ольги не получится. Так и оказывается в итоге. Нет счастливой любви на Этом свете.

    В сознании Римского-Корсакова вполне мог быть идеал особого, социалистического пути России, отличного от Запада, в будущее, как у Герцена, а в подсознании…

    Впрочем… Если руководствоваться непосредственным переживанием (я слушаю оперу с текстом либретто перед глазами - тут), то в месте, где отец Ольги признаётся её жениху Матуте, что мать Ольги сестра его жены, "А отца… не знаем…”, и слышна музыкальная гроза (а отец – Иван Грозный, как я уже узнал), то у меня вся спина морозом сковалась. – Это тоже предварение: вся беда – от самодержавия! – Это меньше, чем мерзость устройства всего Этого мира. И это революционный идеал в подсознании, а не идеал ницшеанского иномирия.

    Вот и живи. В неведеньи.

    То же, когда стал звонить колокол, созывать народ на вече: что делать с прибывающим во Псков Грозным? Новгород он разорил, за предательство, мол… (Шла Ливонская война за выход к морю, а Новгород был прифронтовым.) Псков тоже прифронтовой. Ольга под этот колокол вопит:

    Звонятъ...

    Ах, не к добру звонятъ,

    То моё хоронятъ счастье?..

    И опять мороз по коже. От Грозного – только беда.

    Впрочем, повторение говорит за сознательность этого приёма: сопровождать музыкальной грозой намёк на Грозного.

    Музыкально выраженная дрожь псковитян на площади перед ещё молчащим гонцом из Новгорода – впечатляет. Музыкальная психологическая живопись. Натурализм!

    Эта натуралистская дрожь народа под колокольный звон напомнила мне натурализм полёта шмеля у того же Римского-Корсаков. Но тут показано, что натурализмом композитор смеялся над надеющимся на встречу с Салтаном Гвидоном. Счастья нет на свете! – Не то же ль и тут с натурализмом? Страх по идее должен умилостивить Грозного. И трагедии быть не должно. Но Зло неотвратимо. И противостоящий этому натурализм спасительной дрожи – лишь разбег для неотвратимости Зла. Это противоречие тоже впечатляет, хоть мороза уже не было – повторение всё же, а не неожиданность.

    Но появляется возможность самодержавие понизить в ранге, раз Абсолют неотвратимости главнее.

    А вот гонец из Новгорода говорит:

    Рѣшить нельзя была-ль измѣна, аль за грѣхи прогрнѣвался Господь…

    То есть и царь, и Господь уравнены. При сомнительной религиозности Римского-Корсакова чаша весов склоняется в пользу ницшеанства (оно-то – против и религии, раз против всего).

    На призыв наместника (приёмного отца Ольги) встретить царя хлебом-солью часть людей вместе с Михаилом Тучей ушли из города, чтоб не видеть пресмыкательства псковитян. Оставшиеся загодя чувствуют свою вину без вины. Логика тут смутная. Это явная странность. И я вправе считать её проявлением иррациональности, характерной ницшеанству. Люди мерзки в своей обречённости и мизерности. Честь – сверхчеловекам.

    Так же иррационально реагирует Власьевна, услыхав, что Ольга почему-то очень хочет увидеть царя, тоскуя, что она не родная дочь князю новгородскому Юрию:

    Не много-ж свѣтлых, ясных дней тебѣ, дитя, судьба судила, на лихъ бѣду, на горе злое шепнуло сердце про отца.

    (По городу начинается колокольный звонъ)

    Ну с какой стати горе? – С той. Что царь это зло в любом случае. Но что-то мне шепчет, что царь – орудие плохого устройства вообще Этого мира. Иначе зачем иррациональность применена? У революционеров все рационально: социально.

    На мотив Марсельезы

     

    Богачи, кулаки жадной сворой

    Расхищают тяжелый твой труд.

    Твоим потом жиреют обжоры;

    Твой последний кусок они рвут.

    Голодай, чтоб они пировали!

    Голодай, чтоб в игре биржевой

    Они совесть и честь продавали,

    Чтоб ругались они над тобой!

    Вставай, подымайся, рабочий народ!

    Вставай на врагов, брат голодный!

    Раздайся крик мести народной!

    Вперёд!

    1875

    Лишь на 2 года позже “Псковитянки” сочинено и опубликовано.

    Но что там дальше? – Сомнительной радости гимн подходящему царю. С тупыми ударами в большой барабан.

    Это насмешка. Тут, может, и революционная. Всё-таки объект авторской неприязни появился, а не иррациональное нечто. – Надо ввести грубость в звучание.

    Далее я смущён. Перед второй картиной играет оркестр, изображается широкое раздолье русское. Оно явно не отвергается композитором. А это – нож подсознательному идеалу принципиально недостижимого метафизического иномирия, оппозиции религиозному тому свету. Впрочем, это раздолье есть оппозиция и религиозному тому свету… Я могу, конечно, выкрутиться: это дальний-предальний образ иномирия как Абсолюта. Абсолют этот – вечность Руси, русского менталитета, порождённого географией и историей этой земли. Вечность – тоже абсолют. Оттого так силён национализм. И тот ли это менталитет, что включает в себя у русских и государственность абсолютизма? – Похоже, тот. Ибо вторая картина начинается комнатой в доме князя Токмакова, наместника царя, комната торжественного приёма, устроенного для Ивана Грозного.

    Национализм и самобытность русской истории и пути в будущее вполне могут быть осознаваемым идеалом композитора. Справедливый царь не противоречит социализму?

    Но вот при царской констатации: "во Псковъ мы в гости прiезжаемъ”, - музыкальная гроза гремит. – Ну не может быть без беды, как только самодержавие… – Какой, к чёрту, социализм с самодержавием… – Так думает Римский-Корсаков. На благе – гроза. Композитор бескомпромиссен. Но это от сознания: у меня мороз по спине не ходил.

    Неожиданность для царя, что Ольга похожа на ту, кого он когда-то изнасиловал, для меня, уже фабулу знающего, не неожиданность. Новость только то, что Грозный ведёт себя, как человек, способный раскаяться в грехах. Римский-Корсаков историю знает, и тенденциозно антимонархически извращать её не хочет. Не говорит ли это за подсознательное ницшеанство, с иномирием? Сверхчеловека в Этом мире ему славить не хочется.

    По-моему, это однообразно: то и дело беспричинно грозной музыкой комментировать. Вот теперь – такие слова:

    Я всё хотѣлъ тебя спросить, князь Юрий, на комъ ты былъ женатъ?

    Или я не прав? И это как раз та странность – нелогичность – какая ницшеанство как раз и обнаруживает. Абсурд же – образ иномирия. Это в Этом мире есть логика.

    А вот и торжество добра. Музыка взмывает вверх в апофеозе. Царь, узнав, кто мать Ольги, покончившая с собой от стыда, клянётся больше не убивать.

    Помяни, о Господи, рабу твою во царствiи твоём! (послѣ нѣкоторого молчанiя)

    Да престанут всѣ убiйства!.. Много крови…

    Притупим мечи о камни.

    Псковъ хранитъ Господь!

    Значит, до сих пор, не смотря на весь радушный приём, подозрение в предательстве у Грозного всё ещё по отношению ко Пскову оставались.

    Я понял! Вот откуда объективность у Римского-Корсакова – от девиза осознающего себя ницшеанства: “над Добром и Злом”.

    Большинство-то за то, что не отдано первенство Добру, считает ницшеанство злом, но Римский-Корсаков не большинство.

    Всё не как в аптеке в композиторе. Творя он плавает от осознаваемого идеала к содержательно прямо противоположному подсознательному, от него – к близкому содержательно к этому противоположному, но осознаваемому. Но в общественном сознании оппозиционеров царизму при постановке оперы в Париже в 1909 году под патронатом Дягилева (пусть и берущего деньги у царя на осуществление этой постановки, что известно) – самодержавие – это отсталость России (что соответствует и мнению Запада, Франции, к которой, вот, подлизываются, привезя оперу в Париж). И Рерих рисует декорацию, резко противопоставляющую царя – России.

    Рерих. Шатёр Грозного. 1909.

    То есть с этой декорацией можно не сомневаться, что она сделана человеком, от художественности отошедшим.

    В либретто это выглядит так:

    СЦЕНА ПЯТАЯ

    Царская ставка. Задняя пола откинута; видна, лѣсистая мѣстность и крутой берегъ рѣки Медѣдни. Ночь. Свѣтитъ мѣсяцъ. Ставка устлана коврами. Спереди, налѣво, медвѣжья шкура поверхъ ковра; па ней крытый золотою парчею столъ съ двумя шестирогнмн подсвѣчниками; на столѣ мѣховая шапка, кованный въ серебро ножъ, стопа, чаркі, чернильница, и нѣсколько свитковъ; на немъ броня и оружіе. Царь Иванъ Васильевичъ одинъ.

    Рерих пейзаж вдали сделал лирическим, соответственно последовавшему лирическому монологу царя, вспоминающего мать Ольги и себя молодого. А подавляющий царский избыток утвари Рерих превратил в декоративный избыток ткани шатра, чтоб видно было зрителю.

    Но в самой опере пейзаж дан музыкой. Отчуждающего же противопоставления царя пейзажу нету. Наоборот, царь поёт лирически.

    А подпись под репродукцией перевирает оперу под стать декорации и общепринятости её толкования, как антимонархического:

    "В горячем колорите “тлеющих угольев” сцены “Шатер Грозного” сосредоточен пламень страстей “Псковитянки”. В спокойствии пейзажа, видного из шатра, с голубеющим на горизонте монастырем передано ощущение родины, красоты Руси. Тема личной трагедии героев и борьбы против тирании передана художником в согласии со всей сложностью музыкальной партитуры” (http://gallery.facets.ru/show.php?id=1985&setSize=3).

    И куда смотрел Дягилев? – И на старуху бывает проруха. Прошлёпал.

    27 сентября 2020 г.

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

18.10.2020
20:35

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.

    Как ни рискованна была моя затея попробовать проверить, не совпадает ли мой вкус со вкусом Дягилева, всё же совпадения наблюдаются по ходу чтения и наблюдаются . . .

17.10.2020
20:23

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.

    Теперь Дягилев перекинулся на организацию для французов концертов симфонической музыки. "Из Чайковского [а он же для меня ницшеанец] в программу включили не . . .

16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100