TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.05.2021
14:16

Против Дмитрия Быкова 10

    Здорово… Я б наверно задыхался от гнева или руки б у меня дрожали, если бы Быков написал, а я читал его опус о Бабеле много лет назад, когда я ещё не чувствовал себя . . .

06.05.2021
08:58

Можете бросить в меня камень за Матисса

    Я наткнулся на симпатичные слова и репродукцию: "Искусство порой сложно понять, даже на примитивном уровне. Живой пример тому — картина Матисса “Лодка”, по . . .

05.05.2021
10:15

Против Дмитрия Быкова 8

    У Выготского в “Психологии искусства” можно встретить два определения художественности: 1) противоречивость и противочувствия от них и 2) возвышение чувств . . .

04.05.2021
21:48

Предположим…

    Предположим, что Якимович прав, что: "Живопись Кандинского после 1915 года — это именно живопись [иного, чем прежде] человека…” (ЖЗЛ. Кандинский). Если, по . . .

03.05.2021
20:06

Ребус

    Хоть застрелите меня, я не мог представить, что заставило художника Струлёва так исковеркать пейзаж, названный им “Васильковое поле”. Струлёв. Васильковое поле . . .

02.05.2021
08:42

Против Дмитрия Быкова 7

    Чтоб меня понимал любой случайный читатель, я должен представиться: я – эстетический экстремист. Я предлагаю по иному подразделить искусство на прикладное и . . .

01.05.2021
11:49

Против Дмитрия Быкова 6

    С каким-то смущением я приступаю к очередному разоблачению Дмитрия Быкова. Не могу понять себя. Он же не слабак, что нельзя обижать слабых… Слабак скорее я, что . . .

30.04.2021
12:10

Опять этот непонятный Бродский…

    Открыть художественный смысл очередного произведения, вероятно, искусства очень занимательно. Это как решать и решить трудную задачу. Только и разница, что . . .

29.04.2021
11:59

Против Дмитрия Быкова 5

    Меня можно пожалеть. Я так себя жалею. Я загнал себя: как бы обет взял давать примеры намёков на подсознательный идеал автора художественного произведения. А где . . .

28.04.2021
13:35

Против Дмитрия Быкова 4

    Что я буду против Быкова, что-то написавшего об Ахматовой, я знаю, по аналогии с результатами всех предыдущих сравнений его и моих мнений о чём бы то ни было. Но в . . .

27.04.2021
13:43

Против Дмитрия Быкова 3

    А. Раевский хохотал над следующими стихами: Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю — и с размаха Недвижим остается вдруг, Глядит с безумием вокруг, Бледнеет etc. . . .

26.04.2021
15:13

Подхалимаж искусствоведов к Западу

    Неприкладное искусство в живописи ХХ века пессимистической своей частью стало развиваться в направлении к абстракционизму (Мондриан – линии вместо предметов), . . .

25.04.2021
13:20

Против Дмитрия Быкова 2

    Наверно, умение сходу говорить стихами никак не связано с художественным вкусом. Хоть для меня это какая-то непостижимость – сочинять стихи. Нет, я умею писать в . . .

24.04.2021
12:01

Против Дмитрия Быкова

    Первое, что меня смутило – такие слова: "Сергей легко увлекался, и если девушка ему понравится, то он готов идти за ней хоть в огонь; Семен же в сердечных делах был . . .

23.04.2021
12:30

Соломон Воложин Ваш канал Почему меня не радует такой сочный художник Ежаков

    О нём сказано, что он – последователь Фешина. А тот предал (см. тут) неприкладное искусство. Причём не в пользу прикладного. Не хочется повторяться… Всю теорию . . .

22.04.2021
12:55

Ещё о книге Якимовича «Кандинский»

    Я уже написал (см. тут) одну статью о своих несогласиях с Якимовичем в первой части его книги “Кандинский”. Стоит продолжить записывать свои впечатления от . . .

21.04.2021
12:39

Не мура Муратовой. (Фильм "Настройщик".)

    Я решил пересмотреть мелодраму Муратовой “Настройщик” (2004) с намерением найти странности. Не поиздевалась ли режиссёр над своим персонажем Любой в первых же . . .

20.04.2021
15:53

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

20.04.2021
15:52

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

19.04.2021
19:43

Бесович этот художник Файбисович

    Когда-то победившая буржуазия, будучи очень довольна своим главенствующим положением, силою обстоятельств заставила художников воспользоваться академическим искусством и изображать эту победительную буржуазию с большой приязнью и, стараясь угодить, прямо идеализировала её облик, притворяясь, что придерживается просто сходства с натурой. Никакой загадочности и тайны. Всё – наяву. Никакого подсознательного идеала – только осознаваемый: хвала сильным мира сего.

    Всё оппозиционное поневоле призвано было от натуры отступать. Самое художественное (с подсознательным идеалом прекрасного внутреннего мира автора, раз внешний, буржуазный, так плох), романтизм, странностью отметилось такой – какой-то ультракрасотой (это тоже ведь отклонение от натуры). Более трезвый реализм начал просто от натуры отступать. Мазки красок делать грубее, видеть резче. В чём впрямую показывая свой критицизм. Опять исчезла тайна из-за тенденциозности.

    А через 100 лет в оппозиции к вещизму капитализма и стремившегося к конвергенции с ним лжесоциализма гиперреализм вернул тягу изображать натуру до буквальности.

    И поскольку Файбисович не был пионером на этом поприще, мне кажется, что в его критицизме, им самим осознаваемом и так и называемом, сказывается, что и он подсознательного идеала лишён. Имеет осознаваемый – одухотворённость. Для чего, скрывая ненависть, изображает тщательнейшее следование натуре.

    Файбисович. Пассажирка. 1984.

    Вы обратите внимание, как мало лица в этом изображении. Вся сила умения художника сосредоточена на передаче замшевости пальто персонажа, кожести сидения, древесности металлопласта, каким отделан изнутри автобус.

    Я принялся писать о Файбисовиче, прочтя в одном месте сравнение этой картины с “Неизвестной” Крамского. – Но там – можно было без меры фантазировать, исходя из колоссального психологизма в картине. Я тут сумел увидеть у Крамского и подсознательный идеал (благое для всех сверхбудущее) и символистский реализм – отличавшие-де Крамского от большинства передвижников, иллюстраторов плача о несчастном народе.

    Здесь же… То же противопоставление материального ближнего и нематериального дальнего планов мне ничего не сказало из-за нарочитого почти отсутствия лица.

    А когда есть лицо – ещё страшней.

    Файбисович. Станция “Сокол”. 1985.

    Ещё не наступили те страшные времена катастройки, а жертва – вот уже. По мысли художника это продукт советскости. Спустя 20 лет, уже в эмиграции, мне сказала молодая женщина, на жаловавшая бывший СССР, после посещения Петербурга: “Там страшно. Все такие угрюмые”. – Я промолчал. Я там был в командировке в самый кошмар, в 90-е, и не заметил никакой угрюмости. Так зато я и не русофоб, а наоборот. – Тут, правда, не Петербург после реставрации капитализма изображён, а Москва, катящаяся в эту реставрацию. Но, по-моему, всё равно. Эта холёность живописи есть сила ненависти ко всему советскому.

    А вот – к тем, кто был подавлен крахом советского.

    Файбисович. Россиянин. 1991.

    Разбито стекло, замутнявшее видеть адекватно, мол, а радости – никакой у совка с его централистским (Кремль же тут) менталитетом.

    Не сумеют они воспользоваться Свободой.

    Файбисович. Безысходность. 2013.

    Так и есть!

    Моей семье меньше других удалось пострадать при повсеместной первоначальной разрухе от реставрации капитализма. Но все стали зарабатывать больше меня: и жена, и сын, и дочь. Ну так я стал экономить на себе, есть отдельно, вместо мяса перешёл на сою, не покупал туфли, хоть старые уже просили есть. Я стал, наверно, походить на бомжа – меня охранник однажды не впустил в дорогой магазин. Но лицо у меня, видно, производило противоположное впечатление, писателя, кем я и стал, по сути. И на улице никому в голову не приходило опустить глаза и посмотреть, как я обут. Но Файбисовичу на глаза я не попался.

     

    - Что: нет никакого искусствоведческого анализа – красок, мазков, колорита и т.д. и т.п.?

    • А разве достойны его произведения прикладного искусства, приложенные к усилению переживания, в общем-то, знаемого? Тут – приложенного к неприязни к советскому, в частности, и к российскому вообще.

    6 марта 2021 г.

     

     

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100