Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.01.2013 |
Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.
|
25.01.2013 |
Дюрер-ингуманист и злободневность.
|
20.01.2013 |
|
14.01.2013 |
|
13.01.2013 |
|
29.12.2012 |
Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?
|
29.11.2012 |
|
23.11.2012 |
"В лоб", но зато прекрасно, потому что выражает своё возвышенное. Что своё и возвышенное, то и будучи ⌠высказано■ ⌠в лоб■ (иносказание √ тоже есть некоторым образом высказывание ⌠в лоб■) √ не оскорбляет, мол, грубо. Грубо по сравнению с неприкладным искусством, выражающим аж подсознательное (не ⌠в лоб■, а духовным результатом столкновения ценностно воспринимаемых противоречий). Возьмём быка за рога. (Цитированное, - из книги Макса Дворжака ⌠История искусства как история духа■, С-Пб., 2001, - пишу курсивом, но точно такого предложения, какое у меня получилось, в подлиннике не найдёте.) ⌠Они [фигуры] объединены не участием в событии, обусловленном определенным временем и местом - а ритмическим чередованием, словно магически заколдованные. Это духовное принуждение■ (С. 95-96). ⌠Их стройность и их изящность, избегающие всего давящего и всякого указания на землю, представляются преодолением материальной связанности духовными силами■ (С. 96). Колонны тоже ⌠подпадают■ духовному принуждению вертикальности, триглифы под ними - тоже, окна - тоже, но вертикальность ⌠и самостоятельно властвует как в тех, так и в других■ (С. 96). И в этом есть тон гармонии общего и частного. Королевская дверь. Шартрский собор. ⌠В связи с тем, что фигуры стоят на узкой базе или часто punto de' piedi [на кончиках ног], мотив стояния на земле превращен в иллюзию парения в свободном пространстве■ (С. 99). И это было ⌠выражение стремления ввысь (в противоположности к искусству барокко), [то есть] без помощи естественной телесной динамики, которая бы противоречила в готическом искусстве антиматериалистической идеальности изображения■ (С. 98). Тем не менее, ради идеи гармонии естественного и сверхъестественного, есть в фигурах королей (не святых) и изображение некоторого движения (им ещё есть куда двигаться). Некоторое движение достигнуто ⌠контрапостом верхней и нижней частей тела фигур, представленных с ногою, выставленной вперед в диагональном направлении по отношению к зрителю [обозначено жёлтыми линиями]. Контрапост так мало бросается в глаза, что он едва воспринимается при беглом наблюдении в качестве несоединимого с органическим движением тела. Вместе с тем его хватает на то, чтобы слегка сдвинуть все формы из их спокойного, определенного естественной игрою сил положения и превратить выявление господствующих над фигурою вертикалей в выражение независимого от этих сил, свободно развивающегося движения■ (С. 99). ⌠Фигурная норма движения изогнутой подымающейся линии одежды - сверхъестественное направление движения потоком мощного двигательного устремления, по отношению к которому тяжесть так же, как и действие механических и органических сил, должна была потерять всякое решающее значение■ (С. 97-98). - Показано жёлтыми линиями. Эта ⌠фигурная норма■ призвана напрямую вызывать превращение созерцания ⌠одухотворенного преодоления всяческой земной тяжести в [переживание созерцания] сферы бессмертной реальности сущностей■ (С. 98). Мне жаль, что Макс Дворжак не вводит различие между прикладным искусством (выражающим то √ осознаваемое художником и его публикой √ что художник хотел публике сказать) и искусством неприкладным (выражающим то, - но подсознательное и для художника и для его публики, - что тот, опять же, хотел ей сказать-в-кавычках). Чем Макс Дворжак руководствовался? Наверно, тем, что нужно иметь особый талант √ суметь зрительно, иносказательно-напрямую (чем-то √ что-то) выразить столь сложные, абстрактные переживания, как христианские вечность, апричиность, надвремённость, сверхъестественность, надчувственность и даже эволюцию ⌠отношения к трансцендентной идее, с одной стороны, к реальным фактам и благам жизни и природы, с другой■ (С. 60), а также и достижения на пути этой эволюции. Было б профанацией этого всё же искусства, пусть и прикладного, пусть и выражающего всем известные истины и откровения, если б в соборе перед прихожанами выступил бы кто-то из камнерезчиков, сделавших эти фигуры, и словами подвёл бы резюме, что они, камнерезчики, хотели сказать о соотношении ⌠между надчувственными идеалами и ⌠миром■, между естественным и сверхъестественным законом, между абсолютным духовным принципом трансцендентного жизненного предназначения и всем тем, что ему противопоставляют природа, жизнь, историческое развитие с его земными благами и предпосылками■ (С. 66). Тем более диким было б его, камнерезчика, талдычение почти одними и теми же выражениями о понятии ⌠гармония■. Но именно так поступила Мадонна на своём концерте в Москве. Она толкнула речь во славу демократии, понимаемой по-американски. ⌠Мне очень повезло, что я из Америки, где мы можем свободно выражать свою точку зрения. Как артистка и как человек, как женщина я имею право выражать свою точку зрения. Даже если другие люди со мной не согласны. Даже если моё правительство со мной не согласно. У меня есть право и свобода выражать мою точку зрения. Это демократия, и я сознаю, что эти права не даются даром. Хочу сказать несколько слов о Pussy Riot. Я счастлива, что живу в стране, где я могу выражать своё мнение. Но я мечтаю и молюсь, чтобы люди во всём мире тоже имели это право. Не только в России, но и во Франции, в Иране и во всём мире. Люди имеют право выражать свою точку зрения. И заслуживают того, чтобы к ним относились, как к людям. На любую ситуацию могут быть разные точки зрения. Я не испытываю неуважения ни к церкви, ни к правительству [России, понимай]. Но я думаю, что эти три девушки: Маша, Катя, Надя, - я думаю, они поступили смело. И уже заплатили за сделанное, и я молюсь за их свободу■ (http://www.vedomosti.ru/video/21_1221). Скажете, Мадонна выполняла миссионерскую роль? Выступала как бы перед недавними язычниками, которым в их Африке поставили христианскую церковь и теперь укрепляют вероотступников в их отступлении от язычества в виду воздействия враждебного христианству окружения┘ Потому и такой бедный язык и повторение одного и того же. Вероотступники ж √ не ведающие, что творят недоросли. Иносказания могут не понять. И просто сказание может не дойти. Надо √ в упрощённом виде сказать и по много раз одно и то же. Как болванов учат. И они усваивали и оттого были счастливы. Рёвом одобрения отвечал зал. Это прекрасно √ американская демократия! 23 ноября 2012 г.
|
20.11.2012 |
Как у немцев зарождалась Реформация и как у русских возрождается православие.
|
05.11.2012 |
|
02.11.2012 |
|
28.10.2012 |
|
19.10.2012 |
Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.
|
16.10.2012 |
|
23.09.2012 |
Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...
|
08.09.2012 |
|
05.09.2012 |
|
04.09.2012 |
|
31.08.2012 |
|
24.08.2012 |
Что необходимо наряду с Гайд-парком.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"