TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.01.2013
10:43

Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.

    Прикладное искусство в принципе не может быть непонятным. По самому смыслу слова ⌠прикладное■. Раз оно к чему-то приложено, то последнее поясняет первое. Таков . . .

25.01.2013
14:19

Дюрер-ингуманист и злободневность.

    Всё-таки здорово, когда подтверждается твоё общее подозрение насчёт одного из самых глубоких обобщений касательно истории искусства. Подозрение это состоит в . . .

20.01.2013
10:46

Откликнуться, что ли?

    Опыт показывает, что тот ученый, который принял какую-то презумпцию, уже не ищет истину, а копит доводы в свою пользу. Ю. Чайковский. Я занимаюсь объяснением . . .

14.01.2013
10:12

Ранний Рахманинов.

    Жаль, я не Лев Толстой┘ Смотрите, какая прелесть: ⌠Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы. Оленин с жадностью стал вглядываться, но . . .

13.01.2013
15:02

Развоевался.

    А подумать: в чём научность поиска художественного смысла художественного произведения? В чём критерий истины обнаруженного художественного смысла? В . . .

29.12.2012
16:41

Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?

     

     

    Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах.

    Джон Рескин.

     

    Потому что √ в двух словах √ при том строе, который назывался социализмом, было подсознательное знание, что великая правда где-то есть, близко, хоть всё никак не даётся. А при капитализме это знание рухнуло, противоположное же, трезвое, как-то не подходит под менталитет народа. Народ-то, да, при любой власти живёт сам по себе. Но. При том строевласть была как бы своя, а теперь √ безусловно, чужая.

    То есть, я берусь продемонстрировать историчность своего подхода. Но тихой сапой подкладывая под историчность свинью в виде веками неизменяющегося менталитета народа. И, более того, имея в виду опереться на сущность и вовсе общечеловеческую √ на десятками тысячелетий (!) не изменяющуюся специфическую функцию искусства (испытательную по отношению к сокровенному). Она, мол, исторически то появляется, то прячется, но всегда √ единственное мерило художественности. Эстетичности.

    {Хм. А Ипполит Тэн, открыватель историчности искусства, эстетичностью считал историзм. Вот в этой связи его пощёчина мне:

    ╚Старая эстетика давала, прежде всего, определение прекрасного и говорила, например, что прекрасное есть выражение нравственного идеала, или что оно есть выражение невидимого, или же что оно есть выражение человеческих страстей; затем, опираясь на это как на статью из уложения, она оправдывала, осуждала, предостерегала и руководила╩ (Ипполит Тэн. Философия искусства. М., 1996. С. 12).}

    Меня касается ╚выражение невидимого╩.

    Впрочем, это я высоко залетел. А возбуждён я фактом (ну так получилось, что только теперь посмотрел это кино 1990-го года), - возбуждён фактом позитивного отношения к партийному руководству в фильме Кольцова ╚По 206-й╩. Это в год-то отмены 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в СССР вышло кино в прокат, и √ такое отношение.

    Нахулиганил в случайном подпитии один сосед другому, наутро они помирились, но между ними влезла власть, четвёртая и вторая (журналистка и и.о. прокурора). Точнее, журналистка влезла ╚вообще╩ (без имён фельетон опубликовала), а потом и вовсе стала против конкретного влезания. И и.о. прокурора остался один, во всей неприглядности своего бесчеловечного служебного рвения. А главным ему оппонентом выступил┘ секретарь райкома.

    Хороший. (Хлебоуборочная кампания, а нахулиганил комбайнёр, а хлеб в стране один раз в год родится, нельзя комбайнёра от работы отрывать, судить и, тем более, в тюрьму сажать.) Никакой конкретной человечности секретарь райкома тоже не проявляет. Он не знает, что дело выеденного яйца не стоит. Он знает только, что у председателя колхоза не приняли общественного ходатайства (понятно, что оно оформлено минуя всякую общественность).

    ╚- Здравствуй, здравствуй, Сергей Александрч.

    - Здрасть, Алексей Семёныч.

    - А уж ты это, с областной прессой уже знаком? Прогремит теперь наш Ваня-то на всю область. Прогремит [в положительном смысле имеется в виду, в связи с предшествовавшим рассказом областного журналиста о своей хвалебной заметке о Смагине].

    - Так уже загремел. Я по этому поводу к вам и приехал, Алексей Семёныч. Арестовали его.

    - То есть как арестовали? Подожди, подожди, ты давай толком расскажи, что там произошло?

    - Сломал ворота по пьянке. А наша районная газета напечатала фельетон об участковом.

    - Подожди. Читал, читал. Так это что? Смагин ночью там шумел?

    - В том-то и дело. А этот законник, формалист он даже наше ходатайство не принял. Судить, говорит, его и всё. Меня из милиции за рукав вывели.

    - А кто вывел-то?

    - Следователь.

    - Тхе. Смотри, шустрый какой?

    - Так где твой Смагин-то?

    - В КПЗ сидит. Алексей Семёныч!

    - Ну ладно. Тогда ты вот что. Ты давай поезжай туда.

    - Так.

    - А я немедленно позвоню.

    - Хорошо.

    - Ну ладно.

    - Спасибо вам. Так я буду надеяться.

    - Давай, давай, работай╩.

    В пьесе были слова председателя: ╚Ну, они тут же и помирились. А этот законник... он даже говорить не хочет╩.

    В кино их нет.

    Но. Впечатление такое, что он, секретарь райкома, человечен не абстрактно. Причём по-российски человечен. Перед этим дана его дискуссия с областным корреспондентом насчёт постоянства в быту и культуре. Её отстаивает секретарь райкома. А корреспондент это переводит в застой. Звонкое словцо перестройки, трактующей понятие экономически. То есть корреспондент явно передёргивает. А секретарь райкома ещё и по виду очень какой-то свой, с патриархальными усами пышными, с одышкой пожилого человека, подорвавшего на работе здоровье. Он ещё не оторвался от земли. Он ещё свой. И сам Василий Белов, представитель деревенской прозы, так называемой, написавший пьесу более чем на десять лет раньше, против всего лишь дурного активизма города в деревне ещё выступал.

    В общем, в кино впечатление позитивной партийной власти (вопреки мнению меньшинства, так сильно кричавшего тогда, в 1990-м, что казалось, будто это мнение большинства). Этой революционной публике, негативно воспринимаемой большинством, соответствует и типаж областного корреспондента: в худшем смысле √ если он существует √ слова ╚интеллигент╩. ╚Ханыга╩, - как метко охарактеризован он и в повести, и в кино.

    Но и принцип разделения властей, отсутствоваший в СССР, тоже в кино дан позитивно. Обликом, опять же, и.о. прокурора, Бориса. И ещё √ подразумеваемым его наконец-порывом к правде. Прокурор же в отпуске. А Борис √ и.о. И может, наконец, делать то, зачем пошёл служить. Наказывать преступников, в частности. От порыва возможен и заскок. В пьесе это ощутимее. Там есть начальник милиции. Там упоминается о подтасовывании процента преступности, о прекращении дела об изнасиловании. Зато в кино есть это честное лицо, эта притягательность спокойной силы.

    В общем, сталкиваются две позитивности: принцип низовой советской власти и принцип низового разделения властей. Оба правы. Частично.

    Но, главное, все √ с перегибами. И народ. И сельский. И горожане.

    Вроде, и √ тысячелетняя страна┘ и √ пассионарность так и фонтанирует в то же время. Чуть что, и √ в драку. Чуть что, и √ наказать.

    Вот и сейчас (в 1990-м)┘ во что впадаем?

    А в 1977-м, когда пьеса пошла?..

    Всё-то нам что-то не так, беспокойные.

     

    И уж во всяком случае было в кино это столкновение ценностных интересов. Была тайна: а какой сврехценности ради √ это столкновение.

    Не то, что теперь, когда сверхценность выяснена - деньги.

    Так не кончить ли тем же Ипполитом Тэном?

    ╚┘и мы видим ее [нидерландской живописи] упадок в начале XVIII столетия, когда, снизойдя до второстепенной роли, - этот край уступает первенствующее место Англии и становится лишь простым банкирским и коммерческим домом, хорошо устроенным, хорошо управляемым, уютным, где человеку можно привольно жить в качестве благоразумного гражданина, без всяких честолюбивых стремлений и особенно ≈ сильных душевных тревог╩ (С. 11).

     

    29 декабря 2012 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
303168  2012-12-29 17:07:20
-

303170  2012-12-29 23:02:08
Андрей Журкин
- Читаю сейчас Лескова - роман "Некуда". Язык - купаться можно, нырять, отфыркиваться, глаза без опаски под водой открывать... Во каким языком раньше-то глаголили!

А тут вот у Соломона Воложина как увидел: "Нахулиганил в случайном подпитии один сосед другому" - и дар восприятия к нулю сверзился. Русский язык, конечно, могуч и гибок, и мышление Соломона, может быть, глубоко, но - не выузоривается почему-то... То ли слишком всё бредово, то ли я слишком прост...

303173  2012-12-30 01:25:11
Александр Глотов
- Странно как-то всё это звучит вообще... Месяца не прошло после смерти Василия Ивановича Белова...

Можно по-разному оценивать его политические взгляды, в том числе - того времени, когда даже диссиденты были комсомольскими секретарями, но Белов - это хорошая русская проза. Навсегда хорошая

303175  2012-12-30 13:27:54
Счастливчик
- Дочитывать не стал. Не понимаю я Воложина. Впечатление такое, что пишет он для себя, а не для нормального человека. Но название мне понравилось. Я не считаю, что все советские фильмы были в общем-то хорошие. Было много и откровенной дряни в советском кино. Сейчас просто дрянь другого рода. Но вот сегодня показывали проходной советский фильм "Земля Санникова". Там один из персонажей режет над пропастью веревку, чтобы оставшийся герой спас племя дикарей. В современном кино такого бьыть не может. И в жизни современной тоже. Расчет не тот. Раньше был избыток сказки и мечты в сознании советского человека, сейчас мы преисполнены прагматизма больше, чем сам Молох. Исчезла целая цивилизация, а мы по-прежнему вздыхаем о том, кавкие мы были тогда хорошие. Откуда же мы такие сегодняшние взялись? Мои ученики уходили в герои, ученики моих учеников уходят в уголовный мир. А кто платит, тот и заказывает кино.

303185  2012-12-31 10:55:51
Воложин
- Счастливчику.

Как точно: ╚Впечатление такое, что пишет он для себя╩! У меня и правда как-то постепенно исчезла нацеленность на людей, не знающих о существовании такого вот меня, у которого есть устоявшаяся система ценностей. И я себе проверяю и проверяю её, эту систему, на разных примерах искусства.

Идефикс системы ценностные противоречия как средство выражение в какой-то мере подсознательных идеалов художника. Я когда на ценностные противоречия натыкаюсь радуюсь. И пишу об этом. Тем самым предлагая читателям порадоваться тоже.

Это плохо?

Наверно, плохо. Потому что неявно я ж проверяю другой свой идефикс: что такой идеал, как Польза (то есть мещанский идеал, идеал большинства людей), так уж получается зачастую, что эта Польза (Деньги, в частности) не умеет генерировать художественные произведения. Ну как Рескин думал. Что в эпиграфе у меня стоит.

Мне сейчас в голову пришло, что это, может, потому, что у Пользы мало шансов быть в большой мере подсознательной. (А ведь только мучающая художника подсознательность и заставляет его выражаться противоречиями.)

Вот в советское время официально Польза третировалась. Кто-то мог этим заразиться. Например, Пастернак. Умом принял революцию. Та была против Пользы. И Польза у него попала в подсознание, в сокровенное-прикровенное даже от собственного сознания. Поэтому Пастернак, выражая такое подсознательное, имел огромный вдохновляющий потенциал. Вот и получился колоссальный поэт. Да и ╚Доктор Живаго╩ не зря получил Нобелевскую премию.

А теперь Польза имеет очень мало шансов попасть в подсознание. Других ценностей у большинства нет. Вот и получается повальное отсутствие художественности теперь. Противоречивости. А я пишу ╚не для нормального человека╩.

303187  2012-12-31 12:19:23
Воложин
- Журкину

Журкину бы только меня клюнуть. Особенно, если оспорить нельзя, но зато выпад не по теме.

Если не замалчивание, то забалтывание.

303188  2012-12-31 12:26:45
Воложин
- Глотову.

Искусства для искусства не бывает. Русской прозы для демонстрации хорошей русской прозы.

303194  2013-01-01 01:33:51
- Андрею Журкину на 303170 А вот прочитал на днях в интернете, что Лескова хотят исключить из школьной программы. Не знаю, глупость это или враги пробрались в министерство образования. Лесков уникален и неповторим как Есенин, как неповторимы Лорка и Бёрнс. Отрезать детей от Лескова - значит недодать им целый пласт ИСТИННОЙ русской культуры. Грех великий.

С новым годом Вас, Андрей! И всех переплётовцев с Новым годом!

303195  2013-01-01 01:35:52
В. Эйснер
- Пост 303194 мой. Владимир Эйснер.

29.11.2012
15:24

Любаров.

    Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить┘ Казачья песня о кошмаре, внешне. Что если взять, дать себе волю, и написать просто, как бог на душу положит┘ . . .

23.11.2012
15:37

"В лоб", но зато прекрасно, потому что выражает своё возвышенное.

    Что своё и возвышенное, то и будучи ⌠высказано■ ⌠в лоб■ (иносказание √ тоже есть некоторым образом высказывание ⌠в лоб■) √ не оскорбляет, мол, грубо. Грубо по . . .

20.11.2012
09:12

Как у немцев зарождалась Реформация и как у русских возрождается православие.

    ⌠Всегда и везде, однако, все земное: бытие, все человеческие ощущения, желания и поступки являются как бы скованными и преисполненными гнетущей тяжести, в которой . . .

05.11.2012
18:28

Новый 1937-й?

    Займусь очередным исключением из правила (открывать подсознательное, то есть заниматься художественным произведением) и займусь произведением═ . . .

02.11.2012
10:32

Куда - из-под крыла?

    Живут не для радости, а для совести. Савва Игнатьич. Зорин. Покровские ворота. Хочу приняться за чрезвычайно сомнительное дело. Открыть скрытый смысл . . .

28.10.2012
10:06

Не доказал?

    - Вот видишь √ веришь в Бога, а какие гадости пишешь. - Это потому, что человека всегда тянет писать о противоположном себе. Из интервью Срокина. Начнём с . . .

19.10.2012
16:28

Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.

    В Ваших сценариях всегда присутствовала романтика. Красная, белая, фронтовая, хулиганская... Для нас это очень важно. Без романтики, без идеала русский человек . . .

16.10.2012
10:35

Историческая тоска.

    Был такой фильм режиссёра Досталя, ⌠Облако-рай■ (1990). Фильм-прощание с этим так называемым социализмом, - проклятым, а всё же своим. До реставрации капитализма . . .

23.09.2012
15:37

Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...

    Хочу порассуждать ⌠вслух■ об очень сложном (да простит меня читатель). Прошло несколько лет, и поисковик Quintura на запрос: ⌠Чехов Ницше■, - выдал массу материала . . .

08.09.2012
11:54

Беда!

    Солидаризируясь, перепечатываю. Мария Чистякова Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом... С введением новых . . .

05.09.2012
17:53

Мищуки.

    Песню ╚Добровольная тюрьма╩ в исполнении Мищуков; слова Морозова (слушать тут) я услышал с телеканала ╚Шансон╩. У "крутого" портного-еврея Я сошью . . .

04.09.2012
12:51

Марат Гельман, иду на вы!

    Но, во-первых, почему не в его дневнике (http://maratguelman.livejournal.com/2558067.html) в ЖЖ? Потому что я против неограниченного прогресса. Заодно и против частичного прогресса в . . .

31.08.2012
16:02

Почему это обижает.

    Синие носы. ⌠Инно, Нано, Техно ≈ три современных богатыря■ (2006). Потому что идея модернизации √ это чужое, чтоб быть национальной идеей России. Чужое-то было . . .

24.08.2012
15:47

Что необходимо наряду с Гайд-парком.

    Опять, и опять, и опять буду повторять, что надо создать систему музеев околоискусства. Вот смотрите, например, как пеняет художник Колесников на какое-то . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100