TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.09.2021
09:05

Вещь, сделанная для самой себя

    Так, как в названии, Мукаржовский начинает разбираться, что такое изобразительное искусство. – Полная-де независимость от идеологии.

    Два века засилья идеологии в России (будь то обслуживание довольства верхнего класса салонным искусством, или будь то обслуживание интересов страдающего народа, как интересы эти понимали сочувствующие, искусством передвижников, или будь то обслуживание интересов якобы народа, скинувшего эксплуататоров, искусством советским), - два века засилья идеологии породили стойкое неприятие связи живописи с общественным предназначением.

    Но так Мукаржовский подлизывается к своим тенденциозным к идеологии читателям. Однако он учёный. И подлизывание у него может быть и тактическим.

    Потом он делает тихий шажок в другую сторону:

    "…преднамеренность, утратив свое отношение к цели, тем теснее льнет к своему источнику — человеку” (Мукаржовский. ).

    А там выясняется, что творец, да, выражая себя, практически оказывается очень интересным всем.

    И заканчивает Мукаржовский так:

    "…художественное произведение отнюдь не своей темой, а именно своим художественным, словесно не передаваемым значением влияет на то, как воспринимающий, в самом деле прочувствовавший произведение, станет в будущем смотреть на действительность и вести себя по отношению к ней”.

    Он признаёт уникальную функцию искусства (неприкладного) испытывать сокровенное человека (раз речь о "будущем”). И он перескочил затронутое было эстетическое отношение (незаинтересованное).

    Всё было бы проще, если б, используя сокровенное, иметь в виду подсознательный идеал автора неприкладного искусства (обеспечивающего общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу). – Сознанию-то подсознательное не дано, вот и можно самообманываться, что вещь сделана для самой себя. Без цели. Для эстетической цели.

    Не самообман бы сказал, что эстетическое это и есть общение подсознаний. В случае с прикладным искусством (о знаемом, не испытывающем сокровенное) это простое, так сказать, подсознательное. Оно занято организацией органической целостности (когда в каждом элементе выражено целое – неэстетическое ЗАЧЕМ). В случае с неприкладным искусством (испытывающем сокровенное) это непростое подсознательное (у автора это подсознательный идеал, тоже неэстетическое ЗАЧЕМ).

    Но время не самообмана ещё не настало. Оно настанет тогда, когда сменится общественный строй капитализм (с целью максимальной прибыли на неограниченном материальном потреблении {что приведёт к смерти человечества}) на другой общественный строй. В котором главным будет духовное потребление, жизнь людей в неприкладном искусстве.

    До того времени художник самообманывается (если его властной рукой не берёт накативший подсознательный идеал – вдохновение {пока не требует поэта к священной жертве Аполлон}). Он всё равно отправляется от неэстетического. Например, от гармонии математической (и думает, что это эстетическое, раз не идеологическое):

    "…вот пример чисто математической живописи” (Котельников).

    Даже облака в правом верхнем углу какие-то гранённые. (Какой-то ребус тут, возможно. Чисто порождение сознания.)

    А что делает Мукаржовский?

    Он, подстать самообманывающемуся художнику, тоже самообманывается и то, что я выше показал, что оно есть испытание по сокровенному поводу, то есть неэстетическое, заинтересованное, называет наоборот:

    "И как раз в этом заключается собственное назначение искусства, в том числе всех видов изобразительного искусства, и не только их, а всех родов искусства вообще”.

    Совсем грубо: без применения подсознательного.

    Подольстился к деидеологизации.

    Слова Мукаржовского об архитектуре, как-то применимы и к картине Котельникова (математика → геометрия → архитектура):

    "…в архитектуре, искусстве, которое колеблется между служением внешней цели и художественной знаковостью, можно наблюдать весьма характерное явление, заключающееся в том, что как раз постройки, в которых смысловые элементы (такие, как способность производить впечатление чего-то возвышенного, величественность, значения, связанные с религией, и т. д.) выступают на первый план (т. е. дворцы, общественные здания, церкви и т.д.), легче и явственнее обретают художественный характер, чем постройки, в которых смысловая сторона уступает служению внешней цели (такие чисто практические строения, как фабричные, хозяйственные здания и т. п.)”.

    У него тоже нет фабрик, а дымовые трубы в мизере.

    14 августа 2021 г.

04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100