TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности в произведении искусства разойдётся* с указанным проектом указа. Ведь эта идея – акцентирование одного нюанса теории художественности по Выготскому, который писал:

    "…искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу” (http://www.modernlib.ru/books/vigotskiy_vigodskiy_lev_semenovich/psihologiya_iskusstva/read_38/).

    Речь по умолчанию о неприкладном искусстве, когда подсознание автора заставляет рождающийся текст “сказать” ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    С искусством прикладным проще. Оно призвано усиливать, в общем-то, знаемые переживания. У них отношения с моралью простые: они явно (нет неопределённого ЧТО-ТО) за или против традиционной нравственности. Это искусство рождается от сознания, неприкладное – от подсознательного идеала. Поэтому то, что от сознания, можно назвать искусственным, а что от подсознательного идеала – естественным (каждый пишет, как он дышит, - сокращая текст Окуджавы).

    И надо не смешивать с подсознательным идеалом, что в любом искусстве есть работа подсознания, обеспечивающая то, что в каждом элементе произведения, как вкус моря в каждой капле моря, есть цель целого (эстетическое качество).

    Всё это настолько тонкие вещи, что они вряд ли улягутся в прокрустово ложе указа.

    И самое опасное, что неприкладное искусство имеет функцию (больше ничто такой не имеет, кроме личного примера), - функцию непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. – Кто-то, но не большинство, может сломаться.

    Естественных (подсознательных) идеалов, грубо, 6 типов. И они, тоже грубо, исторически изменяясь, плавно превращаются друг в друга в одной и той же последовательности, грубо, по кругу от индивидуализма к коллективизму и обратно. Но в разные эпохи их именовали по-разному. Например, стилями и около XIV-XVII веков: 1) Раннее Возрождение, 2) не имеющий названия экстремистский стиль того, что Лосев назвал обратной стороной титанизма, 3) Высокое Возрождение, 4) Позднее Возрождение, 5) маньеризм, 6) барокко.

    Посмотрим на Указ конкретнее и в применении к естественным идеалам автора.

    *

    "…обеспечивающие гражданское единство”.

    Ему не соответствуют типы 1, 2 и 4. Это мещанский тип, Личная Польза, моя хата с краю. Это крайне аморальный, сверхчеловеческий тип. Это тип трагического героизма при расколе. (Вообще никакого раскола не бывает только при гармоничных типах идеалов – 3 и 6. Надо сказать и то, что чем ближе к современности, тем скорость смены типов идеалов растёт и теперь они сосуществуют все одновременно.)

    *

    "К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России”.

    Этому полностью не соответствует тип 2. Потому что смещает соотношение Зла к Добру в художественных моделях в пользу зла (5/8 к 1/8) в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу. Такого испытания заметное число людей не выдерживают, например, эпидемия самоубийств от "Вертера” Гёте, от "Санина” Арцыбашева. Оправдывает философский (недейственный) уклон – бегство в метафизическое иномирие, в нирвану.

    Этому в указе частично не соответствуют типы 1, 4 и даже 5 для индивидуалистической стороны раскола (Вазари. Венера и Амур).

    *

    "…реализуется в сферах культуры…”. Надо бы добавить: за исключением произведений неприкладного искусства.

    *

    "чуждой российскому народу… вседозволенности”. Она не чужда и допустима – в понимании слова “воля”, уходящем в художественном произведении (т.е. в неприкладном искусстве) в философский (недейственный) уклон.

    *

    "обеспечение морального лидерства России в международных отношениях как хранителя традиционных общечеловеческих ценностей”. Я б дополнил словами: “и открывателя перспективы поднятия всех до уровня аристократии введением в литературо- и искусствоведение понятия “подсознательный идеал” в качестве заменителя понятия “художественность”.

    6 февраля 2022 г.

    *- По данным координатора клуба “Улица правды” 50% театральных руководителей являются представителями либералов и категорически против указа. А 50% за в том смысле, что нужно организовать профессиональный совет, чтоб он распоряжался и распределением бюджетных денег и оценкой качества изготовленной на эти деньги продукции.

    Так, вообще-то говоря, развитый художественный вкус предполагает, что он-то ЧТО-ТО, словами невыразимое, почует. И я, скажем так, не буду таким человеком оценён как плохой блогер. Но какова вероятность, что люди со вкусом попадут в профессиональный совет?

    17.02.2022.

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100