TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь:

    "- От красоты – плакать. От искусства…

    - А что последнее, что у вас вызывало слёзы?

    - Знаете. Это, как правило, всё-таки не какие-то изделия сегодняшнего… Да? Вот я пришла в такой маленький город Кастельфранко. И там в одной из церквей висит картина “Мадонна”. С младенцем в окружении двух святых.

    Джорджоне. Мадонна с младенцем между Святым Франциском и Святым Никасиусом. Ок. 1503-4.

    Фрагмент.

    Так она и называется “Мадонна Кастельфранко”. Я, войдя в эту церковь, я не знала, что она там вот именно. Я почему-то думала, что она в Академии художеств. А вот когда я её увидела, то, как говорится, слёзы потекли сами собой.

    Это такой восторг, это такая мощь. Это такое излучение. И красоты и чувства, что невозможно себя сдержать. Это с ума можно сойти.

    Я бы сказала, что вы не получаете готового ответа, готового продукта. Вы вот тут же сами начинаете завивать в своём сердце и в своей душе.

    - Ловили ль вы себя хоть раз в жизни, в том или ином зале, в то или иное время, перед портретом или пейзажем, что вы не можете объяснить, почему это на вас так действует?

    - Вы знаете что? Я думаю, что это не мистика, а я думаю, что это фактор, который просто ещё не разгадан наукой, наверное. Понимаете, конечно, художественное произведение, любое, будь то поэзия, стихи или там что-то… Откуда, как это сложилось? Да? На холмах Грузии лежит ночная мгла: Шумит Арагва предо мною, Мне грустно… Я не знаю, как это рождается. Так же в точности картина. Она аккумулирует. Аккумулирует душу, волю, сердце, видение, понимание, знание – всё на свете. Как это происходит? Что такое творчество? Да? Как это получается? Как формируется этот мир, да? реалий жизненных каких-то вот в эти поэтические, художественные произведения?

    - Назовите любимое.

    - Мне нельзя задавать такие вопросы.

    - Почему?

    - Потому что так не бывает – любимые картины. Я слишком погружена, понимаете? Я должна сказать: может, самое великое произведение. Может быть. Да? Вот я так думаю. Это Владимирская Богоматерь.

    Владимирская икона Божией Матери. XII в. Фрагмент.

    Вот этого я понять просто не могу. В ней есть такая просто заражающая сила, да? Я сейчас вам просто скажу – я человек не религиозный. Но это произведение искусства. Это произведение творческое, понимаете? Вот. И вот это излучение. Такого мощного излучения ещё я никогда не испытывала, вот, как от Владимирской Богоматери” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1657&start_record=2022-02-14-11-40).

    Я в прошлом угадал, что Антонова “Психологию искусства” Выготского не читала. Ей бы стало понятно про произведение и "как рождается”, и как "действует”.

    Про второе (сотворчество) описал Выготский, а первое получается от зеркального подхода к творчеству относительно сотворчества. Это подсознательные явления, не данные в сознании. Разве что как ЧТО-ТО, словами невыразимое, или выраженное образно – излучение, как Антоновой на язык подвернулось. Какое угодно неожиданное слово годится для описания озарения (у восприемника) и вдохновения (у автора).

    Повторю для случаев с восприемником (много раз об открытии Выготского писал), используя конкретику приведённых выше репродукций.

    1-я.

    Лицо совершенно конкретной итальянской простушки → переживание обычности, низкого, грубо говоря, будущих невзгод, каких женщина ожидает для своей семьи. Раз.

    Два. Лицо Богоматери, предвидящей смерть Сына из-за необычных обстоятельств его рождения → воспарение религиозного чувства.

    Раз и два сталкиваются в душе зрителя, и рождается возвышение чувств, неосознаваемое, только слёзы льются. Потому что это тобой, зрителем, рождённое возвышение. (Не важно содержание. А оно – при таких “раз” и “два” – будучи осознано, есть переживание гармонии низкого и высокого; и даётся только учёным. Когда это знание станет всеобщим, тонкость переживания будет утрачена. Антонова вообще зря взялась акцентировать силу переживания. Нужно было – тонкость.)

    2-я.

    Лицо совершенно ненатурального оттенка, землистое → переживание чего-то потустороннего, сверхмёртвого, страшного. Раз.

    А ведь вокруг лица-то не такие, а телесного цвета, даже и у трупа, о чём намекает чуть розовый оттенок → как хороша посюстороння жизнь, даже и с трупом. Два.

    Раз и два сталкиваются в душе зрителя, и рождается возвышение чувств: там, на том свете, есть спасение как не смерть и не жизнь. (Для неверующего такое непосредственное переживание есть новость. Знать – этого мало было. Самому пережить – другое дело. Тот же эффект с новопосвящёнными в христианство. Во всех остальных случаях – это прикладное искусство, усиление, в общем-то, знаемого.)

    .

    И я замечаю, что пришёл к парадоксальному выводу, перекликающемуся с так называемым “большим временем” жизни произведения искусства по Бахтину, которого я за эту концепцию считал своим врагом. Каждое время, мол, по-разному воспринимает произведение неприкладного искусства. Тогда как надо – при высоком развитии культуры – чтоб каждое такое произведение воспринималось (путём вживания), как современником автора, имеющим тонкий вкус.

    Или мне показалось, что я себе изменил? Вжиться значит вжиться, а не не суметь вжиться. Антонова продемонстрировала, как она могла вжиться в новообращённого христианина.

    14 февраля 2022 г.

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100