Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.06.2013 |
|
22.06.2013 |
|
16.06.2013 |
Была ли какая-то правда в слова Познера?
|
13.06.2013 |
|
10.06.2013 |
|
06.06.2013 |
Переживания убогого человека. Только что получил от брата адресок с массой фотографий чудес природы. Первое чудо я мог бы и видеть, живя на Украине. Tunnel of Love, Ukraine Следующая картинка уже колет, что я не только ворона, что кое-чего в жизни не увидел (а это правда. Я когда-то поклялся себе, что ещё раз приеду в Дилижан, я постановил было себе, что должен в жизни повидать Родину-мать в Волгограде и долину гейзеров на Камчатке, и ещё √ поплавать среди водорослей с аквалангом, а с женой друг другу мы поклялись, что вернёмся и проплывём сквозь Золотые Ворота Карадага┘). ⌠Золотые ворота■ вид с популярной туристической тропы, проходящей по заповеднику. Следующая картинка намекала, что теперь уже и не смогу увидеть. Tulip Fields in Netherlands. Не смогу не только потому, что долина гейзеров на Камчатке уже исчезла из-за вулканической деятельности, и жена умерла, а в принципе. И даже не из-за воинствующего принципа жить по средствам (вот сын устроился на работу, и у меня появились средства посмотреть Родину-мать). А из-за развившейся к концу жизни осознанной любви к аскетизму (если любовь может быть осознанной). Или это не любовь, а просто проведение в жизнь принципа РАЗУМНЫХ потребностей в качестве введения в свою действительность этого элемента коммунизма наперекор тому, что в мире идея коммунизма получила чуть ли не смертельный удар с развалом СССР. Надо знать о моей идеологической ругне с братом, чтоб понимать подтекст в факте присылания им мне такой коллекции фотографий. Он, американец, √ за капитализм, американскую глобализацию, неограниченный прогресс, и его не страшит гибель человечества от перепроизводства и перепотребления. Я, наоборот, считаю, что человечество спасётся коммунизмом с РАЗУМНЫМИ потребностями каждому и аристократизмом √ тоже каждому, и аристократизм тот будет заключаться в жизни, посвящённой искусству (материальную сторону жизни в далёком будущем обеспечат автоматы, а пока придётся РАЗУМНО поработать иной раз и на чёрной работе). Вот такие мы: реалист и идеалист. Причём я идеалист особый: сумел под конец жизни, отказавшись от много, жить жизнью, посвящённой искусству, да не абы какому, а, скажем так, тончайшему, отражающему подсознательное художника. Но отсюда √ и проблемы. Наверно, отсюда. Одна такая проблема √ с чтением. Начинаю читать и не могу продолжить. Скучно. И вдруг √ Сенчин, ⌠Вперёд и вверх на севших батарейках■ (2004). Про ничего неделание. И √ читабельно! Описывается нуда жизни. Сначала я подумал, что будет что-то, подобное Чехову. Намотает натуралистично эту нуду так, что читателю взорвать всё захочется. Ницшеанство то бишь. Ну, или к чему-то в сюжете взорвущемуся плавно подводит Сенчин. √ Нет. Ничего не случилось. Если не считать, что у героя (находящегося в состоянии творческого застоя писателя, тоже Сенчина) появилась установка всю дрянь, с ним происходящую, переоценить. Начать считать нормальностью. И тут роман кончается. И становится понятно (для того, кто считает, что современная русская литература рухнула в прозябание), - становится понятно, что рухнула русская литература потому, что стала преимущественно воспевать мещанство или что-то около. Я и всегда удивлялся тому, что мещанство, вполне себе самоценный идеал, как-то не порождает великих произведений. Удивлялся, пока не прочёл ⌠Доктор Живаго■, этот гимн, но гимн Мещанству, а не мещанству. Так Сенчин меня просто ещё одним способом утвердил в моей мысли о какой-то неплодородности, что ли, мещанского идеала. Осталось дать себе отчёт, художественен ли этот способ у Сенчина. Думаю, да. Вот что вы скажете о господине писателе, который не берёт с собой в Берлин на писательский форум, где будут сделки о публикации понравившихся привезённых произведений, - не берёт рукопись товарища (⌠Кирилл меня подкармливал и поил. Мы с ним сдружились, сошлись во взглядах на литературу, читали одних и тех же писателей, слушали одну и ту же музыку, достаточно схоже высказывались на творческих семинарах■), - не берёт рукопись товарища, которую обещал передать кому-нибудь там, чтоб почитали-решили. Что вы скажете? √ Мерзавец. Да? А вот когда эта мерзость показана способом ⌠из себя■┘ Как-то о мерзости думаешь лишь потом, после прочтения. ⌠Книги, пакет со сменными трусами, носками, туалетные принадлежности. На глаза попадается папка Кирилла. Толстая папка... Взвешиваю сумки в руках, представляю свой путь от общежития до метро (троллейбуса уже вряд ли дождешься), затем - от метро до квартиры Сереги... Да и, с другой стороны... Еду я, везу свои вещи... А если понравится этот кирилловский "Полет на сорванной башне" и они решат публиковать его, то, логически (а ведь вроде уже наметили купить права на одну мою объемистую повесть), вычеркнут меня из своих планов... Что, в этом случае Кирилл со мной, можно подумать, гонораром поделится?■ Закуриваю следующую сигарету. В голове горячая каша - этот треклятый сосед, Берлин, сказочный, но такой близкий, пишущая машинка, занозой засевшая в мозг, тест, на который надо ответить, и еще теперь вот эта дилемма - брать роман Кирилла или не брать... Как там в народной мудрости? благими делами дорога в ад выстлана. Как-то так. К тому же литература - дело жестокое... Скажу, что отдал... Пусть сам о себе заботится... Прячу папку в нижнюю тумбочку. Потом придумаю, куда ее деть, чтоб он не обнаружил случайно (иногда снисходит ведь до общаги - заезжает в гости, женатик). Получает пятьсот долларов в месяц - чего ему еще надо-то?.. Машинка, машинка...■. Сенчин так увлечённо-натуралистически описывает свои действия, секунда за секундой, что это втягивает, как магнит. И получаешь какое-то удовольствие от самого процесса чтения. А написано-то √ об отвратительном: о предательстве товарища во имя чуть не меркантильных интересов. Когда, запоем прочитав книгу, мысленно оглядываешься: про кого это было? √ тогда только до ума доходит: боже! какой мозгляк┘ Описывалось, воспоминанием, как два раза бросал жену. Первый раз √ от досады, что она освоилась с управлением стиральной машиной, которую он купил за свой гонорар, а он √ нет. (Гос-споди! Причина┘) Другой раз. Она решила перестать быть рабой дома (она ж режиссёром была когда-то). Надо восстанавливать знакомства, связи. Он себе думает: знаем, как это делается┘ у богемы. Переспать √ не убудет. И вот её поздно нет дома. И он едет по адресу тусовки. И представляет, представляет, представляет┘ как она второпях натягивает чулки┘ И, собственно, ничего не выясняет, отказавшись входить, когда ему через промежуток времени, показавшийся ему долгим, открывают дверь и жена зовёт входить. И отказывается немедленно ехать с ним домой. √ Всё-то он прав в своих глазах. А на самом деле? Три раза жена его разоблачала, причём явно, на изменах. √ И ничего. Или эти его внутренние честные монологи о своём писательском бессилии, переписывании из книги в книгу одного и того же, единственного известного ему опыта его бедной событиями жизни. И при том он √ моден!.. Не известно, что там с формой┘ А о содержании можно судить из диалогов о похожем пишущих Романа и Кирилла (у которого на родине аж отказываются издавать эту его вещь, передаваемую в Берлин √ такая, видно, чернуха): ⌠- Ну, Роман, за удачу! Уверен, если напечатают √ он вызовет резонанс!■ ⌠- Что ж, - её [брошенной жены Романа] бесцветный голос в ответ, - уверена, всё у тебя там будет отлично. Я усмехаюсь: - Почему ты в этом уверена? - Потому что там любят, когда о России так пишут Да? √ усмехаюсь опять, на этот раз злобновато, но выяснять, что она конкретно имеет в виду, не решаюсь; да и понятно■. Конкретно-натуралистически, любовно описанное своё (⌠я■-повествователя) мурло мещанина, - это столкновение КАК и ЧТО, - рождает катарсис. И осмысление его таково: бедная, бедная современная русская литература! Литература эпохи реставрации капитализма в России┘ И вот ⌠путешествия■ по произведениям, написанным противоречиво, выражающим, я подозреваю, подсознательное, - вот эти ⌠путешествия■ я предпочитаю всяким реальным путешествиям по местам √ да! √ удивительной красоты. А виртуальные визуальные путешествия во мне вообще почти не оставляют никакого воспоминания. Я почти ничего не запоминаю из увиденного. Сколько уж мне слали подборок┘ Вот такой убогий. У Бога┘ 1 мая 2013 г.
|
25.05.2013 |
|
23.05.2013 |
|
15.05.2013 |
|
08.05.2013 |
|
04.05.2013 |
|
30.04.2013 |
КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,
|
29.04.2013 |
|
21.04.2013 |
|
02.03.2013 |
|
27.02.2013 |
Противоречия органические и эклектические.
|
21.02.2013 |
Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.
|
19.02.2013 |
Маяковский - художник и нехудожник.
|
15.02.2013 |
|
02.02.2013 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"