TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v

    Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)?

    Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910.

    В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” искусствоведческого генерала Сарабьянова, среди восклицаний и именования картин "съедобными”, прорвалось одно честное признание:

    ""Фрукты на блюде”, написанные в период разработки художником плоской живописи… Этот натюрморт – начало Машкова в жанре…” (https://artchive.ru/artists/1216~Ilya_Ivanovich_Mashkov/works/379616~Still_life_Fruits_on_a_platter_Blue_plums).

    То есть, понимаете, это начало пути к подсознательному идеалу бесчувствия**. Начало! Он пока даже не все фрукты сделал плоскими. Только левое яблоко и апельсин в центре, ну и более-менее все сливы. Для того же – обесчувствливания, так сказать – и расположение (в виде организованного геометрического построения): чтоб не хотелось взять и съесть и тем нарушить симметрию. Так хозяйка не подаёт фрукты гостям.

    Машков. Натюрморт с бегониями. 1910.

    Тут тяга изображать объёмное плоским заставила взять бегонию с такими узорами на листьях, какие б я посчитал выдумкой, если б не интернет.

    Зато у Машкова цвет этих листьев исключает возможность проявить объёмность. Ну и совершенно лишён здесь объёма зелёный мандарин, два оранжевых плода справа, и невнятны насчёт объемности фон и скатерть. Не ахти как объёмна и тарелка.

    Машков. Натюрморт с парчой. 1914.

    А тут – новая уловка обесчувстливания: сделать плохо отличимыми живые фрукты от нарисованных на парче. Кривые края вазы затрудняют восприятие её объёмным предметом. Невнятно прописанные овалы поверхности вина в графине и рюмке, а так же еле заметный край бокала – для того же. Малозаметны и овалы подставок рюмки и графина. Они теряются среди теней комков скатерти. На тарелке неспелая клубника совершенно плоска. Тыкву обычно сырой не едят, и она не к месту в наборе, если он – на тему еды. Но у тыквы рельефные доли на поверхности. Так интересно её взять и рельефность долей всё же смазать. Подстилка какая-то ворсистая – чтоб складки не выглядели слишком объёмными.

    И таким образом можно пройтись с комментариями и по другим натюрмортам раннего Машкова.

    Пейзаж тех лет тоже можно понимать пробуддистски.

    Машков. Пейзаж с домом. 1911.

    Тут со словом “пустота” ассоциируется всё: и холм в виде геометрически простого круга, и равнина, на которой нет ничего. Пусть снегом занесены оба – всё равно какое-то иномирие. То же с горами без складок и с домом без архитектурных элементов. Разнообразно только небо. Так оно едва ли не более невероятно, чем всё остальное. – Далеко это всё от нашего, обычного мира. А больше всего не стыкуется тёмная зелень со снегом.

    Моя совесть может немного успокоиться. Потому немного, что есть работы тех же лет, тоже со странными упрощениями, подчёркнутой нарисованностью вместо иллюзорности, но которые как-то не тянет толковать как именно образ идеала бесчувственности.

    Машков. Дама с контрабасом. 1915.

    Тут есть какая-то отстранённость и неприступность (хоть это жена художника) тут есть. Но контрабас, кресло, пол и особенно пианино вообще натуралистически нарисованы… А тыквы – зачем они сюда попали? Или как может контрабас и картина отбрасывать тень от концентрированного освещения справа, если справа не мыслится существование окна. К окну ж не ставят пианино… И почему стены, чем выше, тем парадоксально темнее? – Иномирие какое-то! Не в него ли улетела мечтой жена? Но почему тогда у неё так пылают щёки? Апсихологизм, что ли?

    Перебарывает слабенькое подсознательное (нирвану) модное осознаваемое – живописать абы как странно. Почему и называют Машкова авангардистом.

    Но нельзя ли вывернуть* всё-таки: в сознании художника апсихологизм, а в подсознании – вообще бесчувствие?..

    1 октября 2019 г.

    *- Нельзя. Пробуддизм у Машкова кончался.

    “Уже в середине 1910-х гг. самые внимательные из критиков обратили внимание на перемены вкусов и языка бубнововалетцев. “Чувство реальности вновь обретено”,- пишет Тугендхольд (Я.Тугендхольд. Выставка “Бубнового валета”. (Письмо из Москвы)//Речь.- 1914.- 13(26) 02,-№43.- С. 2)” (https://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-khudozhnikov-bubnovogo-valeta-vtoroi-poloviny-1910-1950-kh-gg-sotsiokulturnye-i-).

    - Нельзя так нельзя. Хорошо хоть, что до того чувства реальности не было. – Ужас только в том, что я-то думал, что, раз впав в пробуддизм как крайнее разочарование, из него уже больше не выберешься. А получается, что вполне выбираются и из крайнего разочарования, плюя на начавшуюся войну.

    29.10.2019.

    **- Это можно и не идеалом бесчувствия объяснять, а просто бегством, как у Матисса, из техногенной цивилизации, к диким, les fauves, к простому народу. Зачем так далеко – аж в бесчувствие? Как факт:

    “…акцентирование пастозных свойств красочного слоя” (https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-periodizatsii-natyurmortnogo-tvorchestva-ili-mashkova).

    Грубость то есть, а не бесчувствие. Вон, протянул по инерции кисть с густой жёлтой краской дальше контура плода и потому с меньшим нажимом, так краска легла отрывающимися от мазка кусками.

    Это в такой картине:

    Машков. Натюрморт с ананасом. 1908.

    "…экспериментирует с формой холста… вслед за эстетикой народного творчества, выбирая овал” (Там же).

    - Но это может быть и дорогой к бесчувствию, да, через народную дикость, но дорогой. Всё-таки 1908 год, а не 1910. Не всё сразу.

    Концентрический повтор тоже ближе к нирване:

    "…“оберегающий круг”, мандала, издавна является средством против хаотических состояний дух” (https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4229/4232).

    А вот – ещё убойнее:

    "Композиция диктуется уже не столько согласованностью вещей в трёхмерном пространстве, сколько декоратино-пластическим строем самого полотна… построение которого… заявляет о себе громче, нежели предметы сами по себе, [что привело] к “натюрмортному” изобразительному стилю, трактующему все предметы, включая человеческое тело, как содержательно нейтральные” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf).

    30.10.2019.

    10.12.2019.

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100