Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.05.2022 |
Спор с автором термина «конструктивизм»
|
||||
11.05.2022 |
|
||||
09.05.2022 |
Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.
|
||||
08.05.2022 |
Кроксворд, регбус, большая промблема
|
||||
07.05.2022 |
|
||||
05.05.2022 |
|
||||
04.05.2022 |
|
||||
03.05.2022 |
|
||||
01.05.2022 |
Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина
|
||||
29.04.2022 |
Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины
Ей Богу, я знаю, почему. Только это сложно. И, дай вам Бог, читатель, умения вникнуть. Но для начала вам надо признать, что существует подсознательное. Не просто пробежать глазами предыдущее предложение, а глубоко это в себя принять. Чтоб принять глубоко, я вам предложу эксперимент, который вы может проделать со знакомым. А может, и сами сейчас вот убедитесь. Произнесите вслух вот такие слова: PENSIL PEN BUS BOP. Никто не прочтет четвертое буквосочетание по-русски. На втором-третьем слове в человеке уже успевает выработаться так называемая установка. В данном случае - установка на латинский шрифт. Человек не осознает ее, но она есть. И опыт с четвертым словом ее обнаружил. В нашей психической жизни вообще большинство процессов – подсознательные. Автоматизмы всякие, дыхание и мн. др. Я вот недавно познакомился с совсем микроскопическим явлением подсознания. У меня стало заболевание сетчатки в одном глазу. В направлении смотрения у меня стало пятно слепоты, серое. Немного подлечили, и что стало? Если я больным глазом смотрю на белую стену, я не чувствую его больным . Я вижу всюду одинаковую белую стену с той фактурой краски, какая на ней. Но, если я направляю взгляд на висящую на стене картину, она исчезает из восприятия. Я вижу ту же белую стену в мелких пупырышках краски. И никаким усилием воли я не могу вернуть прежнее восприятие серого пятна в направлении взгляда. Как никаким усилием воли я не могу осознать установку на латинский шрифт или установку на обеспечение целостности высказывания. Мы ведь не словами говорим, а предложениями. И в каждое попадают только те слова, которые работают на смысл предложения (ну кроме слов-паразитов; я знал одного, который невольно часто вставлял слово “пнимаешь?”). А кое-что подсознательное можно перевести в осознаваемое, например, частоту дыхания. В комедии “Формула любви” Калиостро умел замедлять стук своего сердца. Есть два вида подсознательного, которые умеют кочевать из подсознания в сознание и обратно и обслуживают создание произведения искусства, которое есть что? Экстраординарное условное явление. Не различая их, об этом их свойстве так выразился Пушкин: “Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружён”. Одно подсознательное обеспечивает органичность, которую можно назвать эстетичностью: в каждом (ну почти в каждом) элементе выражается идея целого. Например, Радищев в оде “Вольность” по поводу победы восстания будущих США против Англии решил прославить не свою императрицу, как было принято, а революцию (и в том была часть экстраординарности). Стиль классицизма требовал звучных стихов (один из видов обеспечения идеи целого – славословия – был тем, чтоб было много гласных в каждом слоге – другая часть экстраординарности).
Другое подсознательное – идеал автора. Радищев понимал, что царская Россия не Америка с вооружённым против индейцев народом, и что идеал революции в России почти безнадёжен. Последнее соображение, вытесняясь в подсознание во время восхваления революции, которая представлена в оде богоугодной и победительной (иначе как её хвалить?), тем не менее толкает Радищева на непреднамеренность и странность, ещё большую, чем тема – на затруднённые в чтении некоторые стихи (“Во свет рабства тьму претвори”). Этот подсознательный идеал относится к типу трагического героизма. И проявляется РЕДКИМИ странностями для своего времени (времени господства стиля классицизма). Так проблема в признании всеми наличия подсознательного идеала (боговдохновения, как говорили когда-то, когда проблема такого признания не существовала). А с кризисом религии эта проблема стала. Причём и для самих художников, которые инстинктивно как бы знают по себе, что какое-то особое вдохновение есть. Есть даже разделение искусства на прикладное и неприкладное, из которых второе как бы выше. Но в осознаваемом и общепринятом виде признания всего этого нет. Тем более, что сотворение произведения неприкладного искусства – редкость. И кажется, что искусство это когда чем-то выражено что-то – знаемое, в общем-то. Тем паче, что в прикладном участвует то подсознательное, которое обеспечивает эстетическое качество (органичность). Надо бы в отличие от эстетического качества выражение подсознательного идеала называть художественностью. Так и это не общепринято. И замутняет картину творчества. Но всё-таки творческие люди чувствуют в себе силу одного или обоих подсознательностей. И обе они не подвластны воле, принуждению. То есть искусство оказывается островом Свободы. А противополюсом Свободе является Порядок. И так случилось, что глобалисты (порождение либералов) взяли себе на флаг Свободу. А Россия, традиционалистская всегда, - Порядок. Вот и получилось, что творческие люди естественно тяготеют к Западу, где господствует теперь американский глобализм. (Как и предприниматели естественно тяготеют к центру капиталистического мира, который есть Запад. Сужу по себе. В конце перестройки и начале реставрации капитализма, мне забрезжила возможность опубликовать книгу о Чюрлёнисе. Она была вольнодумная, потому что я отправлялся от подсознательного идеала, никем не признаваемого. Замерещился доход от продаж издания. Знакомый делец, - в порядке обращения со шкурой неубитого медведя, - посоветовал не сразу по мере продаж оплачивать издательству его долю. Надо было завести счёт в банке. И в связи с деревянностью рубля, стоило завести счёт в объявившей независимость Литве, откуда я только-только уехал, оставаясь ещё там прописанным. – И меня потянуло на Запад.) А что б было, если б национальной идеей в России признали коммунизм? А при нём будет не труд как первая необходимость (трудиться будут роботы и искусственный интеллект), а жизнью всех будет жизнь аристократов, живущих в неприкладном (как наиболее утончённом и глубоком) искусстве (жизнь творцами или сотворцами)… А неприкладное искусство вдохновлено подсознательным идеалом. И его стоило б всем признать. Тогда Россия превратится в страну Свободы. И сейчас же у неё, как у туда стремящейся, появится отсутствующая сейчас мягкая сила, привлекательность общества, идущего в правильном направлении. И в такой стране творческая интеллигенция не стала б кричать: “Нет войне на Украине!” 8 марта 2022 г.
|
||||
28.04.2022 |
|
||||
27.04.2022 |
Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет
|
||||
25.04.2022 |
|
||||
23.04.2022 |
Почему советской власти Мейерхольд был враг
|
||||
22.04.2022 |
Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму
|
||||
21.04.2022 |
|
||||
19.04.2022 |
|
||||
18.04.2022 |
|
||||
17.04.2022 |
Хотите посмеяться над догматиком?
|
||||
16.04.2022 |
Александр Архангельский за православие
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"