TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

     

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и действуют так же системно, как и законы природы в реальном мире” (Википедия).

    КАК в реальном, но мир там нереален. То есть это бегство из реальности, которая плохая. Предполагаю, – из-за расцвета жанра во второй половине ХХ века, – что это подразделение посмодернизма (ничто не достойно ранга идеала).

    А интеллект требуется порядочный, чтоб обеспечивать системность тамошних законов.

    И это похоже на шифровку, когда в основу произведения живописи кладут что-то математическое.

    Интеллектуальная работа доставляет наслаждение. И вам противно думать, что может быть в живописи неопределённое наслаждение – удовольствие, что удалось выразить ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Здесь же (в прикладном искусстве) всё прелестно из-за чёткости: ЧТО (что-то математическое, например, изовыражение, дескать, всё есть дуги и прямые) выражено ЧЕМ-ТО (скажем, дугами и прямыми). Загадочность есть. Её чувствует подсознание восприемника. Художник это знает, так как сам прятал математику во всякие строения, мол. – Дом с двускатной крышей и трубой – это прямые, купол луковкой – это повёрнутые вокруг вертикальной оси на 360 градусов сопряжённые две дуги:

    готического вида стрельчатое окно – две прямые и две дуги, арка – то же, любая вещь бубнового вида – четыре дуги и т.д. и т.п. Ничто не избегает этого закона.

    Котельников. Архитектурно- аналитическая композиция в светлых тонах.

    Роль математики может играть вообще некая конкретная композиция. Например,

    / _ ˄ | \\\\

    во фреске Джотто “Встреча у Золотых Ворот”, где палочки это люди. – Движение слева и справа к ˄ дистанцированное от ˄ каждое через паузу (пустоту или черноту) – см. тут.

    У Поллока конкретная композиция “разнообразие однообразного” может выполняться особыми (раскованными) движениями руки, выливающей прерывисто или сплошь на холст на полу струи красок разных цветов один за другим. (Учёные смогли найти формулы вытекания краски – см. тут, правда, не формулы раскованных движений, что не менее важно; но ничего, когда-нибудь найдут).

    И кажется, что математика и конкретная композиция есть квинтэссеция живописи, а их соответствие (или несоответствие) чему-то на Этом свете есть что-то второстепенное:

    "…живопись зиждется на хорошей композиции, а композиция на математических расчетах” (Из переписки).

    Ну будем понимать, что расчёты понимаются широко – и как соображения тоже.

    Приблизительно так же характеризует открытие Джотто Макс Дворжак:

    "повинуется собственным законам” (https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html).

    Это законы композиции: центральность, равномерность, пауза, статуарность, движение – для “Встречи у Золотых Ворот”. Разнообразное однообразного у Поллока. Однообразие разнообразного у вас. Нечто условное относительно изображаемого.

    И есть господство в условном мире "формальных сил и их причинных связующих” (Там же).

    “…отныне [начиная с Джотто] художественная форма как таковая становилась драгоценным духовным достоянием человеческой жизни” (Там же).

    А?! Какой гимн формализму?!

    И ведь как народ включился?!

    "…поэт из ярмарочного певца превратился в пророка, художник из ремесленника — в героя и вождя своего народа” (Там же).

    700-летняя традиция.

    Не зря мне так не удаётся внедрить мысль, что есть нечто более ценное, чем формализм.

    Не знаю, есть ли оно у вас, но у Джотто и Поллока оно точно было – это их подсознательный идеал, который обеспечил им беспрецедентный успех в своё время.

    Может, у вас потому-то и нет равного успеха, что нет подсознательного идеала.

    Что это за идеал был у Джотто? – Идеал соединения несоединимого (см. тут). А у Поллока? – Идеал метафизического иномирия (см. тут).

    Какова техника успеха?

    Ответ у меня пока умозрительный.

    Переживание восприемником ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, настолько тонко, что становится притчей во языцех. Слава пережившими, - людьми с хорошим вкусом, остро чувствующими “текстовую” странность для своего времени, - передаётся из поколения в поколение. И так имя Джотто, на произведения которого нам сегодня дико смотреть, гремит в наше время. То же и с Поллоком. Нецитируем художественный смысл (подсознательный идеал то бишь). – Глубина!

    А у вас плоскость, а не глубина. Всеобщность дуг и прямых выражена дугами и прямыми.

    28 апреля 2022 г.

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

10.06.2022
14:29

Сломала ль Лентулова советская власть?

    Насколько непосредственно, безрассудочно лично мне противны картины Лентулова, которые я оправдываю как рождённые невольно, под влиянием вдохновения (другими . . .

09.06.2022
21:02

Полуэлемент, или Как плохо нас учат

    Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что . . .

08.06.2022
19:49

Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову

    Ленин был человек оптимистичный. Этому помогала его прозорливость. Она ему открыла возможность сыграть на ужасности капитализма в России. Капитализм наиболее . . .

07.06.2022
17:40

«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»

    Читаю о советских нонконформистах. Вижу – фамилия незнакомая – Игорь Копыстянский. Открываю в интернете первое попавшееся. Копыстянский. Диптих № 7. 1988. Смотрю – . . .

06.06.2022
20:33

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100