TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника известно – что-то его вещи да шепнут. В этот раз я в телевизоре услышал фамилию Шакенов. Некоторые картины его словно примагничивают глаз.

    Шакенов. 2003.

    Ясно, что художник выразил своё настроение, а не изобразил действительность. Что это за настроение? Счастья? Весны?

    Если б лето. Я б представил такую музыку для аналогии:

    https://www.youtube.com/watch?v=Y5xuRQPmZNc Это Брамс, вальс ля бемоль мажор, № 15. Мне сплошное гудение фортепиано представляется густой листвой деревьев в тени, но как она ни густа, сквозь неё пробиваются ослепительными блёстками лучи солнца там и сям. И – нега тёплого дня разливается по телу.

    Такая пронзительность счастья – от собственной несчастности (Брамс несколько раз влюблялся, но так и не женился, у него не было друзей). "Брамс не хотел ни к чему и ни к кому привязываться” (https://culture.wikireading.ru/51771).

    А был ли несчастен Шакенов и почему, я не узнаю. И как может быть весной густая листва, чтоб нахождение её в тени подчёркивало яркость пробивающегося солнца – я не знаю. Но большинство нарисованного у него дано именно в тени, и солнечные блики – ослепительны.

    Наверно, без массы тени нельзя выразить ТАКУЮ радость света, без личного несчастья – ТАК выражать счастье.

    Когда я воображаю картину под музыку Брамса, я там смотрю против света. Изображение этого называется контражур. Всё, кроме светлого, очень тёмное. А редкие прорывы солнца – ослепительные. Шакенов так не поступил. Он дал длинные тени слева направо. Но всё остальное, освещённое, ТАК сильно отражает свет, что оказывается таким же ослепительным, как само солнце. Беспримесные белила. – Это неправда, если подходить как к натурализму. Но тут – романтизм предположительно. И всё равно художник ведь не может силу света солнца на изображении дать равной реальной силе его света. Вот художник и извернулся, как смог.

    Другое нарушение натурализма такое. – В изображённой тени бывают рефлексы. Они не могут быть ярче бликов на освещённой части предмета. Так вот с тумбами ограды не так. Хоть солнце светит, мол, слева, правые грани тумб не в тени, а в сплошном рефлексе.

    Для того же впечатления ослепительности даны немотивированные святящиеся точки по затенённому стволу толстого дерева слева. А три человека в тени вдали даны так, словно они не на фоне чего-то освещённого, а на фоне самого солнца, из-за чего толщина их тёмных тел аж истончается до всего лишь знака человека.

    Свобода кисти выражает вырвавшийся на свободу дух. Чего это образ, в жизни Омска или Казахстана, Шакенов преодолел – не узнать. От московских изовльностей он далёк. Может, в том – страдание. Трагедия судьбы (ему велели подучиться в Москве, а он обиделся и поступил в Омске в пединститут на художественно-графический факультет, сам себе подрезал крылья). Провинция? Нельзя очень уж отойти от натуроподобия – карьеру испортишь. Его, вон, признаётся, и так критиковали за открытый цвет – пришлось начать смешивать краски (всё-таки не чистые белила в самых светлых местах, а с голубизной). Его, наверно, постигло ещё большее разочарование, чем это бывает с романтиками. Те для выражения своей прекрасной души, в жизнь которой они убегают от мерзкого внешнего мира, - те от натуроподобия не отказываются, просто находят в природе очень уж необычное что-то по красоте. Для бо`льшего разочарования, для ницшеанства, для выражения вообще иномирия, ничего натуроподобного может не хватить. Вот он и бросается рисовать листву – синей, тень тумбы – всю в рефлексе.

    Шакенов. Серый дом.

    Тротуар – голубой.

    Шакенов. В степи. 1998.

    В небе – чёрные кляксы.

    Облака – ну горы, да и только.

    Около солнца – откровенная краснота, когда само оно ещё белое.

    Теперь я могу ответить себе на вопрос, что это. Это – робкое, провинциальное ницшеанство. От крайнего разочарования из-за шаблонности жизни.

    8 ноября 2019 г.

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100