Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.08.2022 |
Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу
|
||
18.08.2022 |
Искусство ли татуировки азовцев?
|
||
16.08.2022 |
Неожиданная актуальность картины 1946 года
|
||
15.08.2022 |
«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова
|
||
13.08.2022 |
|
||
13.08.2022 |
|
||
12.08.2022 |
Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз
Так я для себя переформулировал, что такое "всеобщеобязательная эстетическая ценность” (Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С. 172) по Мукаржовскому. Признаком её существования он считает бытование такого явления: "художественное творчество всегда сохраняет характер упрямых поисков совершенства” (С. 175). И ещё: "нередко отрицательное отношение художников, в том числе и тех, кто больше всего пренебрегает бессмертием [футуристы], к устремлениям своих товарищей по искусству, даже если они параллельны их собственным усилиям” (Там же). Мне эта заколдованность объясняет и факт бесконечного писания и писания художником картин в одном стиле. Я-то убогий. Меня только и хватает, что на открытие художественного смысла стиля, на примерах конкретных произведений этого стиля. В разных произведениях разные элементы доказывают одно и то же, одно и то же – идею стиля (идеостиль). И я, недоумок, стою перед тупиком: зачем было столько раз одно и то же, одно и то же выражать?!. Пусть и по-разному… Вот в предыдущей статье уязвил Древина, что ничего-то принципиально нового он не внёс в 1931 году в экспрессионизм, возникший третью века раньше. Корёжит натуру в пух и прах, как и первые экспрессионисты. А Мукаржовский, чую, мне даёт энергию искать, какой нос вытащил Древин в повторении своей “Окраины” (1931). Древин. Окраина. 1931. В предыдущей статье мне удалось проследить связь халтурно нарисованных окон с идеалом, с большим вниманием к личности в настоящем социализме (настоящесть которого в его всемирности и потому ненужности натужно-безобразного работизма, как при строительстве лжесоциализма в одной стране в капиталистическом окружении, желающем уничтожить строй-конкурент). Теперь я могу сказать, что увязшим хвостом в предыдущей картине оказалось небо со значительной голубизной. Нечего было лжесоциализму, который третировался, отдавать столько голубизны в небе. Надо было картину повторить и небо изменить, чтоб заполучить такую характеристику (я её оборвал в предыдущей статье): "небо замыкает горизонт, словно сплошная стена” (Википедия). Цитата касается другой картины того же года. Древин. Быки. 1931. Вот тут-то небо, действительно, как стена. Совершенная безнадёжность этот сталинский лжесоциализм своротить. Вот вторая “Окраина” и есть промежуточное достижение касательно неба между первой и “Быками”. Развитие получили и какие-то две фигуры, что ли, в первой “Окраине” на левой дороге. Во второй они развились в готовую к сношению пару под прикрытием распахнутой двери (или что это?). Работизм лжесоциализма что: обеспечивает низкий культурный и моральный уровень работников? Как объяснить голубизну озера под таким мрачным небом и какое-то непонятное торчание этого озера, я не знаю. Разве что увязанием носа, чтоб вытащить этот нос в “Быках”, где озеро уже не торчит и не шокирует голубизной во мраке. Не знаю… Когда читаешь Мукаржовского – а там нет примеров – как-то глаже выглядит "всеобщеобязательная эстетическая ценность”. Но, может, Мукаржовский просто скатился в позитивизм. Описал явление и доволен. А в чём его причина? Вдруг будоражащий художника подсознательный идеал? Сознанию он не дан. А выражать его надо осознаваемыми действиями. В результате всё время что-то оказывается упущенным. – Вот и стремление неуёмное. Вопрос, правда, как идеал настоящего, после Мировой революции, социализма мог уплывать в подсознание у твердокаменного латышского стрелка? – Отвечает Пушкин своим “Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон…”. У художника это бывает. Изменённое психическое состояние. Впадает во вдохновение и дуреет: из сознания идеал прячется в подсознание. Но. Если мне удалось уличить Мукаржовского в поверхностном позитивизме, то, может, и его сентенция, вынесенная в эпиграф, тоже чисто описывает явление, а отношения к истине ("всеобщеобязательная эстетическая ценность”) не имеет. В конце концов, безобразность экспрессионизма достаточно велика и вполне может быть сочтена за воздействие, равносильное жизни: непосредственное и принуждающее (чтоб затошнило). И тогда это не искусство (условность), а срыв за его границу. 23 мая 2022 г.
|
||
11.08.2022 |
Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм
|
||
09.08.2022 |
|
||
07.08.2022 |
|
||
06.08.2022 |
|
||
04.08.2022 |
|
||
03.08.2022 |
И называйте это натяжкой. Зато логично
|
||
01.08.2022 |
Не хочу переставать дурью маяться
|
||
31.07.2022 |
И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию
|
||
30.07.2022 |
|
||
29.07.2022 |
Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко
|
||
26.07.2022 |
Всё плохо, и это есть обычность
|
||
26.07.2022 |
Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком
|
||
23.07.2022 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"