Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
21.08.2023 |
На Трофимовой марток – продерет холодок
|
||||
18.08.2023 |
Поиздеваться над собою, что ли?
|
||||
16.08.2023 |
Гребенщиков оказался духовным трусом
|
||||
12.08.2023 |
|
||||
10.08.2023 |
Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову
Кому там ещё (кроме Нестерова) она почём зря приписала космизм? "Судьба Странника — соединение родного и вселенского. Он — универсален, он стоит как бы вне времени и временных потоков мира и судеб. Идеи всечеловечности, вселенскости проявились в космизме с особой силой. Космизм связан со стихиями земли, воды и неба. Над Россией самые большой воздушный бассейн: она обречена на вечные грезы о полетах. Русский космизм Серебряного века связан не только с расширением сознания, долга и ответственности человека и человечества, но и с укреплением темы личного пути, персонализацией личного выбора. Н. А. Бердяев называет В. В. Розанова “гениальным выразителем русской религии родовой плоти, религии размножения и уюта”. Серебряный век на место равнинной религиозности ставит горную, расширяет границы и пределы внутренней жизни и внутреннего чувствования. Эта нелюбовь к нормативности, к контролированию жизни ярко проявилась в странничестве. Именно странничество вобрало в себя сам дух русского космизма с его желанием преодоления преград, вплоть до земного тяготения. Образ странника (и это хорошо видно на полотнах Н. К. Рериха) связан с далями, горизонтами, небесным зодчеством, нескончаемыми путями-дорогами во имя незримого Града. Традиция странничества связывалась на Руси с укреплением и обретением религиозного чувства. Странничество явилось своеобразным способом осмысления пределов пространства, его границ, переходов, а значит тайн и загадок. Именно религиозное чувство мыслилось В. В. Розановым в качестве важнейшего моста с Космической беспредельностью: “...ни в одном из видов своего творчества природа человека не является в таком величии и в такой красоте, как в творчестве религиозном. Нигде человек не переступает того тесного предела, которым ограничен он, и даже в науке, поднимаясь в высшие сферы умозрения, он остается только ничтожною частицей мироздания, он сознает себя отделенным от этого мира, потому что сознает этот мир как внешний объект своей мысли; и только в той отрешенности от всего личного, от всего временного и земного, которая составляет сущность религиозного чувства, человек освобождается от уз своих и сливается с Космосом. И только в этом чувстве человеческая природа является собранною в одно целое”. Именно религиозному чувству Розанов отводил главную роль в восстановлении утраченной связности человека и Космос” (Трофимова). Странникам Рериха. Надо признать, что красивое говорение само по себе может внушить, что угодно. И надо признать, что и религия спасения, и её враг, ницшеанство, будучи надмирными, похожи таки друг на друга. Только религия спасения всё-таки призвана примирить её исповедующего с нехорошестями Этого мира, а философское ницшеанство – трезвее. Суровее. Холоднее. И вот холодностью-то цвета Рерих и перешёл в философское ницшеанство. Оно, метафизическое иномирие, принципиально недостижимо, в отличие от христианского Царствия Божьего на небе для бестелесных душ спасённых. Радость от такого холодного ницшеанства только одна – умение его образ творцу создать, а восприемнику – воспринять. Подсознаниями (в первые годы и десятилетия нового появления ницшеанства в искусстве [оно периодически возвращается из небытия при страшных разочарованиях]). Вот выпишем слова из цитаты, вполне себе описывающие метафизическое иномирие: "вне времени”, “нелюбовь к нормативности, к контролированию”, “незримого”, “беспредельностью”, “отрешенности от всего временного и земного”, “освобождается от уз”. Розанов просто протаскивает ницшеанство под видом религиозности (раз в стране существует цензура). Теперь посмотрим, чем Рерих выражает этот идеал метафизического иномирия, какой странностью - ожидаю преобладание холодных тонов. (У недавно рассмотренного Нестерова, помним, такой странностью было искажение пространства через ошибки с отражением в воде.) На реальных фотографиях Гималаев всё-таки встречаются тёплые краски в 13 случаях из 42-х. А у Рериха в картинах со странником? Рерих. Путь Андрея Рублёва. *По-моему, Рерих нарочно тут акцентирует, что он не христианин. Вне "Троицы" рублёвской у него даже жёлтый цвет – холодного оттенка. Рерих. Сумерки. 1931. Картон, пастель. Теплота света свечи опять нарочно показана мизерной по сравнению со всем остальным. Рерих. Философ. Тишина. 1940. То же самое. И даже в названии – уход от религии. Вот эта кругом гладкопись мне представляется образом неизменности, отсутствием времени. Читая теперь первое, что я написал о Рерихе (см. тут), я поражаюсь ошибке своей памяти. Она мне говорила, что я-первоначальный описывал Рериха почти так же религиозно, как словами Розанова Трофимова описывает. Но теперь читаю: “А по сути-то – неизвестно, куда звать. Неприятная неопределенность...”. И я вспоминаю знаменательные слова: "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Ницше Ф. Черновики и наброски 1882-1884 гг. https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma). Это страстно выражен идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия. И не то же ль у Рериха? А никакой не космизм. 8 февраля 2023 г. * - С другим названием (“Странник Светлого Града” и с датой 1933) и без “Троицы” критикуемая вами Трофимова так мотивирует религиозность, выраженную Рерихом:““Торжествующее созвучие” русского космизма складывалось из “неистощимых грез”, из “стремленья безбрежного” и “радости обновления”. Именно в философской и художественной культуре русского космизма слышен “трепет жизни мировой” и “сочетание Земной души со светом неземным”. Одна из самых вдохновенных и тесно связанных с духом русского народа, с духовным исканием Серебряного века картина Рериха “Странник Светлого Града” могла бы быть гармонично и без всяких натяжек прокомментирована известными стихами В. Соловьёва 1884 г.:
- Серебряный век как-то подозрительно до 1933 года продлён. Но начнём с того, что стихотворение длиннее:
Но у Рериха в столкновении высокого (гор, чистоты цвета, лёгкости движения слева направо для народов, пишущих слева направо) с низким (холодными тонами) рождает катарсис (неизвестность цели). А у Соловьёва выражена неизвестность пути и средств достижения цели – словами: "В тумане”, “неверными шагами”, “схваченная снами,/ Душа молилася неведомым богам”, “дорогой одинокой”, “в неведомой стране”, “Как труден горный путь и как еще далеко”. Более того, эта неизвестность превращается в известность – словами: "на горе, под новыми звездами”, “неробкими шагами”, “Меня дождется”. К цели неизвестность не относится. Что выражено словами: "чудным берегам”, “грезилося мне”, “под новыми звездами”, “Весь пламенеющий победными огнями”, “заветный храм”. Если и есть "к таинственным”, так это может быть отнесено к неизвестным нюансам, но не к целому. Другое дело, что всё это у Соловьёва безосновательно: “Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу”. Но он сумел оказаться таким нетрезвым. Рерих же трезв – монастырь на его пути под тем же крестом христианства, которому уже почти две тысячи лет, и он так же холоден, как и вся природа. 10.02.2023.
|
||||
09.08.2023 |
|
||||
08.08.2023 |
А эту статью за что не пропустили 2 главреда?
|
||||
06.08.2023 |
Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка
|
||||
05.08.2023 |
Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова
|
||||
04.08.2023 |
|
||||
02.08.2023 |
|
||||
01.08.2023 |
Как Шевчука использовали втёмную
|
||||
31.07.2023 |
|
||||
30.07.2023 |
Темнота эстетическая и патриотическая сродны
|
||||
29.07.2023 |
|
||||
28.07.2023 |
|
||||
26.07.2023 |
|
||||
25.07.2023 |
|
||||
20.07.2023 |
|
||||
19.07.2023 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"