TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015).

    Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то зашёл ко мне домой и как-то получилось, что увидел книгу (я любил покупать книги). Название её было “Искусство нравственное и безнравственное”. Москва. 1969 год. Как раз тогда и был этот конец прекрасной эпохи – шестидесятничества. Книгу ту сдали в печать (как на ней написано) в сентябре. А полёт человека на Луну (о чём и в фильме кусочек есть) был в июле того же года. Помню, я очень, но тихо, горевал, что американцы нас обскакали (обратно поведению персонажей фильма). И оттого смутно помню, чем мы – на работе – приобщались к этому событию. Наверно, какой-то транзисторный приёмник слушали, раз по фильму наше радио об этом молчало. Наверно, была только-только куплена та книга и лежала на виду.

    Да. Так о чём я?.. Знакомый мне и говорит, вертя книгу в руках: “Я удивляюсь, как ты сумел не испортиться?”

    Я был стихийный шестидесятник. Левый, а не правый, как почти все герои фильма (кроме капитана милиции, которого играет Гармаш). Правыми можно называть и должностных оппонентов и тем и тем шестидесятникам – всяких партийцев и комсомолок, более или менее обжиравшихся в фильме и в жизни.

    А Говорухин, ненавидящий этих партийцев и комсомольцев, хорошо устроившихся при реставрации капитализма, этих предателей коммунизма, снявший “Вертикаль” в 1967-м с Высоцким, левым шестидесятником, фильм скрыто оппозиционный, но вряд ли художественный, потому что – от головы он… Я представляю, с какой ненавистью он снимал теперь ту якобы прекрасную эпоху, когда расцвели и правые шестидесятники (с Галичем вместо Высоцкого – для чёткости напишу)… М! Как он их – и Довлатова в том числе (по рассказам которого фильм снят) – ненавидит! – Настолько, насколько этого не видно в фильме (кроме, опять же, эпизода с капитаном милиции).

    Господи! Я был почти такой же, как эти мещане-журналисты, пошлый с женщинами. Даже гораздо хуже, чем эти. (Ну разве что не как эти эстонки две – ультрарациональные в сексе. Это уж совсем… Кстати, а как их изысканно-натуралистично снял Говорухин! Вот уж где высший градус ненависти…) Но я был и как-то – как? идейно-политически, что ли? – настолько чище этих приспособленцев милейших, насколько грязнее их я был с женщинами. Но я терпел почти всегда с женщинами фиаско не только потому, что был невзрачен, а, думается, ещё и потому, что я был чужой в этой мещанской клоаке. Как я ни притворялся своим – меня чуяли. И отшивали. (Я еле-еле досмотрел фильм до конца, так, вроде бы, сочувственно снял эту мещанствующую интеллигенцию гнилую Говорухин.)

    (Я тихонько представляю, как некоторым противно это политизирование читать… но ничего не могу с собой поделать.)

    Хм. Вспомнилась недавняя телепередача с Говорухиным, притворяющимся, что он обожает Довлатова… Я нашёл те слова:

    "Помню в 89 году в Америке меня приятельница хотела познакомить с Довлатовым, - рассказывает Говорухин. - Говорит: "Вот он за столиком сидит, давай познакомлю вас!" А я тогда еще не читал его книги. И отмахнулся, мол, не надо. Через год после этой встречи Довлатов умер... А я, прочитав его книги, понял, каким же я дураком был. Надо было подойти, познакомиться” (http://www.kp.ru/daily/26391/3268869/).

    И я, наверно, не прав, кипя ненавистью к прославлению мещанства Довлатовым. А Говорухин – прав: "Мне он очень нравится как писатель. Замечательный... Чеховский...” (http://rg.ru/2015/07/02/govoruhin.html).

    Странно. Я Довлатова читать не смог от тенденциозности его, а Чехова – поди раскуси… Или мне что-то плохое попало Довлатова?..

    А ну, “Чемодан”, который Говорухин для экранизации отверг. – Так. Подтрунивание над неудобствами жизни в СССР тех, кто хочет жить побогаче без особого вкалывания. Автора подтрунивание возвышает? – По-моему нет. Хоть и чувствуется скрытый апофеоз мелкого. Вот автор “Доктора Живаго”… Я, помню, удивлялся: в конце читал, словно ходил по облакам. Там был какой-то великий Мещанский идеал. А тут – мелкий. Или это именно меня не вдохновляет мелкий, и – мне только чтение не нравится? Жванецкий выезжал на том, что смешил… А от Довлатова лишь иногда хохотнёшь. Но поскольку я теперь смехачей, можно сказать, ненавижу, то… Милый человек – Довлатов, но скучно мне читать его рассказы. Хоть я и признаю, что мелкость выражена даже стилем. Предложения – короткие, “антисоветские”, ритмические, как стихи. Вот начало “Чемодана” (записанное, как стихи):

     

    В ОВИРе эта сука

     

    - / | - / | - / | -

     

    мне и говорит:

     

    / - | / - | /

    Далее следует речь представителя этой несграбной советской власти – ну так там менее это заметно (но всё равно сколько-то есть – стиля ради):

    — Каждому отъезжающему полагается три чемодана. Такова установленная норма. Есть специальное распоряжение министерства.

    Ответ – антисоветчика, следовательно, более ритмически организован:

     

    Возражать не имело смысла.

     

    - - / - - / - / -

     

    Но я, конечно, возразил:

     

    - / - / - / - /

    Первый рассказ – про фарцовщиков. Второй – про бегство в область

     

    Далекого от нравственных сомнений.

     

    - / - / - / - / - / -

    Ну зачем это было Говорухину, когда у него сердце горит на приспособленцев, на империю Лжи (СССР), на предателей коммунизма и Справедливости!?. Потому он и говорит, что у него не экранизация “Компромисса” Довлатова, а скорее нечто собственное, на личный опыт опирающееся. Так “Компромисс первый” ему ещё годился: там редактор бракует журналисту очерёдность перечисления стран (сперва должны-де быть страны народной демократии…), потом бракует очерёдность перечисления стран народной демократии (Венгрия – за путч в 58-м – не должна быть первой). А “Компромисс второй” Говорухину уже не нужен. Там больше про жульничание на ипподроме, чем про причёсанное юбилейное (50 лет) сообщение об ипподроме. А вот “Компромисс пятый” про поиски достойного новорождённого (отец эфиоп и еврей – не годились) – годился. Вот только милиционера (которого в кино играет Гармаш) – нету. Естественно. Станет Довлатов вводить персонажа-милиционера, возвращающего данную ему по его просьбе почитать запрещённую книгу “Грани”, с таким диалогом под водку в закрытом кабинете:

    "- Так на чём мы остановились? Думаешь, что другие не замечают всего этого бардака? – Да замечают. Ещё получше академика Сахарова. Читал я этот ваш самиздат. Или, к примеру, “Грани” твои белогвардейские. Дерьма не меньше, чем в журнале “Знамя”. Только перевёрнуто всё. Там, где белое – чёрное. Там, где чёрное – белое. Вы там на кухне у себя что трындите всё время? Дайте нам свободу? Да вы хоть понимаете, что это такое? Эта свобода?

    - Свобода есть осознанная необходимость.

    - Ну ты меня Лениным не корми – перекормлен. Кстати, осознанная. Сознание того, что вот это можно, а вот это нельзя. А не то, что делай, что хочешь, что твоя левая нога пожелает. Дай нам свободу, мы вмиг друг другу глотки перегрызём”.

    Не выдержал Говорухин, сорвался в публицистику.

    Может, и надо было. И Чехов срывался – в образы иномирия. Довлатов, вон, сплошь образы милой мелкости давал. Так говорухинское через наоброт: ненависть в показе этого мило-мелкого, - пожалуй есть художественность, а не юмор-сатира, очевидные. От очевидного меня б не корёжило так (я б просто брезговал тенденциозностью). А так – испытывалось сокровенное: я ж сам, бывало, шёл на компромисс. Просто я был технарь. Это было далеко от того, что называется "идеологическая работа” (Чемодан).

    Но стихоподобный стиль Довлатова (да и всех писателей третьей волны) я не сам заметил, а с подачи литературоведов. Следовательно, можно предположить, что у Довлатова тут работало подсознание. Следовательно, его произведения всё же искусство.

    24 апреля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
334570  2016-04-28 16:30:57
Константин Бучельников
-

334619  2016-04-30 11:44:30
константин
-

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя. Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей. Например, вся область искусства мне представляется . . .

21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B> Обожаю загонять себя в тупик. А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И . . .

14.03.2016
11:26

Прикладное искусство Соколкина.

    На днях я позволил себе отказать в принадлежности к искусству (околоискусство я им выделил) целой группе художников с выставки “Трудности перевода” 2013 года в . . .

08.03.2016
09:08

В пику Г. Королёву.

    Мою давешнюю фразу (см. тут) с противительным союзом: “А Зайцев, тяготеющий к российскому менталитету, к традиционализму, не к прогрессу и материальному, увидел у . . .

06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100