Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.06.2008 |
|
03.10.2007 |
Ещё о Лермонтове Пишет Айхенвальд (Силуэты русских писателей. Вып.I, М., 1991. С. 85-86-87): ╚Жизнь
интересна только в своей однократности, она не должна повторяться┘ И охотно
Лермонтов сравнивает человека с тучками, облаками, волнами┘ Ибо жизнь понята как
безусловное и бесследное мгновение. Вечность меньше мига╩. Тучки небесные, вечные странники! Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Апрель 1840 года Как Айхенвальд совпадает с мнением многих о демонизме Лермонтова! И как не прав и критик, и такое мнение! Ну надо, конечно, чтоб была договорённость о том, что такое демонизм. По-моему, это возможно. Во-первых, - между разочаровавшимися в Порядке. ╚Рим
погибнет. Все сделанное погибнет. Поверните эту мысль, √ но если что-то есть
сейчас, скажем, тот же Рим, то не потому, что он был вчера┘ то, что сейчас
происходит, и есть вечная жизнь╩, - написал Мамардашвили, через три
четверти века после Айхенвальда тоже разочаровавшийся в действительности. То бишь, ценен только миг. Ну а ценность надо называть хорошими словами. Слово ╚вечность╩ - достаточно хорошее, чтоб его применять. Вот Мамардашвили и применяет. Айхенвальд, собственно, не против со своим ╚Вечность меньше мига╩. Потому не против, что миг-то √ высшая ценность. Просто Мамардашвили парадоксалист. Потому и ╚Рим╩ применил, общепризнанный символ неизменности. Неизменность┘ отсутствия закономерности, ╚безусловного, бесследного╩, как всегда-всегда не сохраняющие форму тучки, по Айхенвальду. Теперь √ во-вторых. Надо, чтоб неразочаровавшиеся в Порядке сошлись с разочаровавшимися относительно демонизма. Вот богослов и философ Соловьёв: ╚Осталось от
Лермонтова несколько истинных жемчужин его поэзии┘ а главное, осталась обуявшая
соль его гения, которая, по слову Евангелия, дана на попрание людям. Могут и
должны люди попирать обуявшую соль этого демонизма┘╩ (http://www.lermontow.org.ru/lib/ar/author/14). Согласитесь ли с ассоциацией, что ╚попирать╩ можно не соляной раствор или пары, а лишь кристаллы соли? Нечто твёрдое. Жемчужины┘ Что у Мамардашвили - Рим┘ Только и разницы, что Мамардашвили (да и Айхенвальд) демонизм (не называя его этим словом) возносит, а противоположный по мировоззрению Соловьёв √ попирает. Лермонтов же сталкивает ненавистную изменчивость тучек (1) с милой сердцу неизменной и твёрдой, как жемчуг, красотой их (2) ради сверхбудущего Порядка (3), прямо противоприродного чего-то. Потому так пронзительна природность развёрнутой перед нами картины степи и души. В упор не видимая Айхенвальдом, - да и Соловьёвым (раз ╚жемчужины╩ употребил), - горечь стихотворения неоспорима. Горечь - из-за принципиальной недостижимости позитивного идеала. Но зримость картины так сильна, что идеал не исчезает даже из-за своей принципиальной недостижимости. √ Значит, идеал переходит в какое-то инобытие, в какое-то сверхбудущее. И Лермонтов - не демонист (что признаёт и Соловьёв, но лишь в качестве спящего-не-демониста в поэте, просыпающегося лишь ╚в иные светлые минуты╩, когда поэт говорит ╚в лоб╩: ╚И в небесах я вижу Бога┘╩). Бедный
Соловьёв┘ Бедный Айхенвальд┘ Рабы своего мировоззрения. Ну, пристрастные идеологи, они не дожили до опубликования объективной, материалистической ╚Психологии искусства╩ Выготского. Однако ж и те, предвзятые, кто дожил √ вижу √ не пользуются ею. 3
октября 2007 г.
|
27.09.2007 |
|
20.08.2007 |
|
13.08.2007 |
Художественный смысл первого ожерелья
|
06.08.2007 |
|
04.08.2007 |
Нехудожественный смысл применения багрового цвета
|
02.08.2007 |
|
30.07.2007 |
|
04.07.2007 |
|
29.06.2007 |
|
27.06.2007 |
|
26.06.2007 |
Идея младшего Буша в художественном исполнении
|
25.06.2007 |
|
13.06.2007 |
|
05.06.2007 |
|
13.05.2007 |
Стоит ли мусолить одну деталь?!
|
08.05.2007 |
|
24.04.2007 |
|
19.04.2007 |
Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"