Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.11.2010 |
Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).
|
||||||||||||||||||||
05.11.2010 |
Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).
|
||||||||||||||||||||
01.11.2010 |
|
||||||||||||||||||||
28.08.2010 |
|
||||||||||||||||||||
11.07.2010 |
Ах! если рождены мы всё перенимать┘
|
||||||||||||||||||||
18.05.2010 |
|
||||||||||||||||||||
01.05.2010 |
Палеологовское возрождение и 1990-й год.
|
||||||||||||||||||||
13.04.2010 |
|
||||||||||||||||||||
05.04.2010 |
|
||||||||||||||||||||
04.04.2010 |
|
||||||||||||||||||||
26.03.2010 |
Роль теории в поворотах истории.
|
||||||||||||||||||||
19.03.2010 |
Норштейн: не надо хотеть выпить море.
|
||||||||||||||||||||
12.03.2010 |
Высокое Возрождение и 1991-й год.
|
||||||||||||||||||||
26.02.2010 |
Чтение в сердцах (Продолжение)
|
||||||||||||||||||||
03.02.2010 |
Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.
|
||||||||||||||||||||
27.01.2010 |
|
||||||||||||||||||||
25.10.2009 |
|
||||||||||||||||||||
15.09.2009 |
|
||||||||||||||||||||
23.03.2009 |
ПП и ПП Россия-Мать, Россия-Сука┘ А. Синявский - Что означает широкое применение писателем профессионализмов? - Например? - Ну вот: ╚Кранцы висели у него по бортам, как уши╩. ╚Шкерочный возьмёшь╩. ╚Я уже на кухтыльнике был╩. ╚Скоро пайолы покажутся, последние шлаги вылетают╩. - Может, ╚производственный╩ роман дурного пошиба? - Вообще-то общего ответа быть не должно. Конкретно надо подходить каждый раз. Примеры эти √ из ╚Трёх минут молчания╩ Владимова. Его Твардовский в наступившую эпоху так называемого застоя ещё успел в ╚Новом мире╩ напечатать. В 1969 году. До Владимова дошло для многих и многих неочевидное - в СССР есть два класса: начальники (эксплуататоры) и подчинённые (эксплуатируемые), - а социализма нет. Врут про социализм. Вот профессионализмы и призваны обиняком обозначить классовую границу. Противоречия-де, как и в любом классовом обществе, антагонистичны. И будет революция, смена общественного строя. Я же тогда ещё
верил, что ошибки (как нас тогда дурили) в построении социализма есть, а не социализма
нет. И решил, что роман не антиначальнический, как наивнореалистически, мол,
кажется, а обращён к интеллигенции, заболевшей индивидуализмом. И Владимов,
получалось, есть шестидесятник, так называемый, собравшейся социализм спасать.
Спасать-де надо √ интеллигенции же, в пример беря самоотверженный народ. И для
того, мол, у Владимова профессионализмы. Он, мол, тоже спасатель социализма. И
потому, хоть с профессионализмами и не понятно, что конкретно сказано в данном
предложении, но, в общем, понимать-то текст можно. Что и значит
неантагонистичность противоречий и возможность спасения социализма. Я в этом духе аж написал (http://art-otkrytie.narod.ru/kurginian.htm), умник. Учил не ╚в лоб╩ читать прозу. Правда, тогда я это написал, когда услышал в радиоэфире, что Владимов диссидент. (Мне ещё было жить и жить, пока я осознал, что диссидент может быть и левым √ за социализм, а не только правым √ за капитализм. А может ещё и никаким: ╚данет╩ есть такой неологизм в романе.) А всё ж и написал тогда я, чуя что-то во Владимове такое, что и в самом деле впоследствии поставило его вне ряда правых диссидентов. Теперь, спустя годы, представляется, что он был и за изменение строя, и за социализм. - Как это? Это ж не совместимо. Может быть или √ или. - А вот несовместимостями гомо сапиенс рождён. И несовместимостями должен исчезнуть. Это и будет социализм. - Глобальная экологическая катастрофа? Или, как Шафаревич говорит: социализм есть естественное стремление к смерти? - Нет. Избегание этой катастрофы путём прекращения прогресса. Материального прогресса по крайней мере. Человечество испугается перенаселения и перепотребления и введёт самоограничение. Только не государственно, а самодеятельно. Это уже будет не гомо сапиенс, а какой-то другой гомо. Сперва ж были уже не обезьяны, но ещё и не человеки, - писал Поршнев, - и у них было производство орудий и орудий для изготовления орудий. Миллионы лет. И это производство не управляло их отношениями. Социального не было. Потом стал гомо сапиенс, стало социальное, и стала этого социального марксовская зависимость от производства. А кончится таким могучим производством и таким страхом его дальнейшего прогресса, что социальное через хозяйственный застой освободится от зависимости от производства. Это и будет социализм. - Но ведь с Поршневым не согласны. Да и с Марксом. Ошибки у них. - Ядро зато верное. Если объяснить их ошибки, исходя из ядра, - всё сойдётся. - Например? - Например, вывод Поршнева, что первое слово ребёнка √ ╚нет╩. Из-за того-де, что взрослые ему то и дело запрещают, вот он и социализируется, твердя запрет себе сам. - Ну? - А на самом деле ребёнок не только социализируется, но и бунтует, изобретая аж целый собственный язык чуть не в неврозе. - Чуть не в неврозе?! - Чуть. Запомнился эпизод из интервью Евгении Симоновой. С ней, рассказала она, в 20 лет случилась несчастная любовь, и она впала в депрессию, не могла спать. А отец был врач. Он знал, что все уговоры взять себя в руки это болтовня и что нужно лечить. Вот он раз придя с работы посадил дочку перед собой, налил ей стакан водки и говорит: пей. - Она выпила. Это был для неё шок. √ А теперь рассказывай. √ И она стала говорить, говорить, говорить. И выговорилась. И легла, и заснула, и проснулась здоровая. Вот √ слово. А у животных в естественных условиях жизни не бывает неврозов. У них и слов нет. (Речевое мышление надо ж отличать от коммуникативной речи, которая у животных есть.) Зато хорошо известен экспериментальный невроз животного. Человек ставит его в неразрешимую ситуацию √ и, пожалуйста √ срыв. Так вот человек возник в подобном как бы эксперименте самой природы. Жили-были не обезьяны, но и не люди - прямоходящие, двуногие и двурукие трупоеды, даже можно сказать мозгоеды (дробили камнями кости обглоданных зверьми и птицами животных, и доставали костный мозг, или вытапливали его из костей огнём). Такова была их экологическая ниша. У них был инстинкт неубивания чужих. И вся живая природа за то к ним терпимо относилась. Случались экологические катастрофы, а они всё выживали. И однажды случилась среди них мутация, приведшая к повышенной внушаемости. Парализовывание другого необычным жестом, звуком. Суггестия. Из-за неё при очередном подоспевшем экологическом кризисе одни нехватку еды стали компенсировать детьми других. Другие убивали и отдавали детей по внушению. Инстинкт-то неубивания распространялся на иных животных, а не на себе подобных. В том и был эксперимент природы. И себя с потомством своим особи сохранить хочется, и суггестии не воспротивишься. Они б все исчезли с лица земли, если б суггестия естественным образом не рождала контрсуггестию: на необычное ж в принципе можно извернуться необычнейшим. Мутация (какие-то соединения нейронов) была где-то в области мозга, ведавшей коммуникативной речью. А характер необычности в отчаянном общении (именно в отчаянном) привёл к сверхсигналу, потому сверх-, что он отменял или разрешал простой сигнал. Появилась вторая сигнальная система. Которая поначалу особи вредила √ цепенила естественную реакцию. Пока эта противоестественная система не нашлась, - в дополнение к контрсуггестии, - как собою же противостоять цепенящему внушению. - Как? √ А вот так. Существу ж можно не только просто убегать (отчего и произошёл ускоренный исход из Африки на другие континенты, акцентирую - ускоренный), но и ╚не понимать╩ преуспевших во внушении можно. - Как? - Создав свои для-своих-сверхсигналы (жесты, жестослова и слова). Удрало мало. Генетики высчитали √ порядка нескольких тысяч особей. Но и те несли в себе практику ╚непонимания╩, отторжения себя ото всех. Это-то отторжение сошлось с другой мутацией сапиенсов: они стали без шерсти. Дети не могли держаться за шерсть матери, как у других приматов. Это создавало между детьми и матерями стрессовый фон не слабее, чем между взаимно внушающими гибель взрослыми особями. Именно драматический характер отношений ребёнка с матерью, заставлял первого делать две, казалось бы, противоположные вещи: и усваивать язык матери, и изобретать свой собственный, агрессивно навязывая его взрослым (и вообще капризничать, что не свойственно детёнышам животных). Синтаксис √ неявен. Поэтому его оставляет себе и ребёнок, и ╚не понимающий╩ чужого взрослый. √ Так и появился тот поразительный феномен, что все человеческие языки имеют, или лучше сказать - восходят к некому общему синтаксису. Но по дороге к обществизму, так сказать, идёт и индивидуальный детский язык. Смотрите. Ребёнок тянется к маме. Ему нужно подтвердить предсказуемость мира, получить внимание мамы (мир рушится ж без неё). А та даёт вместо себя предмет, что под рукой (играй, мол). Ей нужно дело делать. Ребёнок ведёт себя, как деспот, бросает предмет. Мама возвращает. Смысл его протянутой руки огромен. А мама навязывает этому движению узкое значение указания. Нет смыслу, да значению, знаку. Ребёнок сперва управляет взрослым: вот, заставил маму подойти. Но кончается тем, что сдаётся, указанием на предмет (игрушку) прося его. В последнем арьергардном бою за свой огромный смысл ребёнок назовёт своё действие (а глаголы √ первые слова у человечества) не по-взрослому (когда освоит звуковые знаки). Но потом и этот бой проиграет. И воцарится в нём победитель-социум, что такое хорошо и что такое плохо. И только навсегда останется чуть не такое, как у другого человека, понимание каждого слова. Социализировался. Почти тоталитаризм общественного. Мир. А был стресс и бунт. - И момент бунта с этими профессионализмами и у Владимова? - Да. - А как же с в общем-то понятностью книги, следовательно, и с некой понятностью предложений с жаргоном? - А так же, как с антначальничеством. Там же кончилось миром. Хороший конец. Но плохое-то √ было. И осталось. Так-то жить нельзя. А если √ по книге - продолжается, то просто потому, что Владимов реалист. Он не ╚в лоб╩ сказал, что ПОКА √ миром кончилось. - И потому Владимов ╚и за изменение строя, и за социализм╩? - Да. Это теперь, спустя время, и теория (Ахиезер, Семёнов) показывает. В Октябрьской революции лишь сначала победил локализм: ╚Официальный лозунг └Вся власть
Советам" облегчал этот процесс, позволяя региональным советам различных
уровней ≈ краевым, губернским, уездным и даже волостным и сельским ≈ требовать
независимой власти над подчиненными им территориями. <...> Существовало
летом 1918 года по крайней мере 30 └правительств"... Края и губернии, в
свою очередь, распадались на более мелкие административные единицы, самой
важной из которых была волость... Права народов на областную
(национально-территориальную) автономию получили признание еще до захвата
большевиками власти. В стране возникали самостоятельные республики: Курская,
Казанская, Тверская и т. д. Свои правительства (совнаркомы) создавались на
уровне губерний, уездов и даже волостей. Совнарком существовал, например, в
Москве. Местные органы, имея смутное представление о своих полномочиях,
вторгались в сферу общегосударственной политики. Создавались объединения
областных советов, противостоящие центральной власти. Использовался даже
специальный термин - областничество как тенденция к превращению области в фактически
самостоятельное государство. Опасности распада страны, вероятно, Ленин не
предвидел┘╩. Этот локализм и был социализм. Самодеятельность, самоуправление. Что и станет в каком-то будущем, после упомянутого испуга человечества от самого себя. А пока┘ Пока производительность труда мала, и продуктов на всех не хватает, а частная собственность очень уж ненавистна┘ Пока вошла в силу политарная собственность. Всё постепенно перешло в совместную собственность класса начальников. (При политаризме и жизнь подчинённых им самим как бы не принадлежит.) И Владимов, ещё
в 1946 году, суворовцем, пошедший в гости к Зощенко в знак солидарности против
начальственного нападения на зощенковское творчество, Владимов, униженный своим
согласием объявить, что он ходил ДО публикации злосчастного постановления в
печати, Владимов, обозлённый, что мать девочки, ходившей с ним, была уволена за
несогласие с этим ╚ДО╩, Владимов, в 1952-м выпущенный из юридического
факультета без распределения, так как арествали его мать по статье 58-10
╚антисоветская агитация и пропаганда╩, - такой Владимов не зря в ╚Трёх
минутах┘╩ так тенденциозно описал, как наплевательски начальнички всех уровней
относятся к своим обязанностям и подчинённым. - Он видел, что социализма нет, и потому нарисовал мечту о семье-человечестве, УЖЕ по три минуты молчания в радиоэфире ведущем себя, как семья? - Нет. Это мечта главного героя, от имени которого всё в романе дано. Владимов же √ реалист. Он просто чувствовал, что в России √ с менталитетом её народа, не направленном на достижительность (не только Сене Шалаю по большому счёту плевать на пропавшую свою норвежскую курточку) революция против политаризма не приведёт к ╚социализму с человеческим лицом╩, или грубее, без политкорректности, - не введёт Россию в состав Запада, в классический капитализм. (Что и случилось в таки пришедшей антиполитаристской революции. Настал сперва новый, но не социалистический, локализм.) Чтоб это ╚сказать╩ Владимов избрал героями своими рыбаков, моряков, которых море зовёт, у которых идеал √ Перманентный Подвиг, а не Престижное Потребление. Владимов, будучи художником, интуитивно ввёл в текст профессионализмы без сносок, что каждое обозначает. Это было единственное формальное педалирование в реалистическом произведении, иллюстрирующее антагонизм классовых интересов в СССР. И, казалось бы, в зарубежном издании романа он мог бы так всё и оставить. Нет. Он наводнил заграничное издание сносками, объясняющими профессионализмы. Проявил слабость. - Испугался, что западные люди его не поймут? Этого я не могу объяснить. Неужели он для западной точки зрения хотел преуменьшить раскол в СССР, чтоб сказать ╚фэ╩ и благополучию золотого миллиарда┘ 23 марта 2009 г.
|
||||||||||||||||||||
26.07.2008 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"