TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.08.2019
13:31

Исповедь неудачника

    Неудачником меня считает моя ультраделовая дочка. И так называет – по-родственному откровенно. Другие, менее откровенные, молча так считают. Анекдот в том, что сам . . .

01.08.2019
12:31

Против себя самого

    Смею думать, что я не догматик. Хоть у меня полно догм. Я, признаюсь, сверяюсь с тем, что я написал ранее о ком-то, когда начинаю о нём писать новую статью.

    Так вот теперь я не стану сверять. А буду я писать о Дали.

    Я положу в основу, до чрезвычайности сомнительную штуку – что Ницше постольку имел в подсознании ницшеанский идеал (метафизическое принципиально недостижимое иномирие), поскольку сознательно исповедовал идеал сверхчеловека. Сверхчеловеческого ранга вполне можно достичь физически. Достаточно уверовать в свою исключительность и ужасность мира. Особенно, если то и другое материально подтверждается.

    И сверхчеловек превращает своего приверженца в… недоницшеанца. У него нет подсознательного идеала ницшеанства (иномирия). И он становится из художника штукарём, рисуя страшное. Или занимаясь эпатажем низменной, мол, публики.

    (Нарочно пишу велеречиво.)

    Исключительность свою Дали ощущал безусловно (эти его детские истерики и настаивание на своём). Всех остальных считал ерундой, мещанами, буржуазией.

    Революционеры в своём радикализме похожи на ницшеанцев. Поэтому не случайно, что юный Дали на словах стал революционером.

    "…дискуссиями о коммунизме. Все были помешаны на этом новом слове. Дали и его друзья по Фигерасу использовали словечко “тухляк” как определение обывателей. Это словцо, возможно, благодаря Дали, прижилось в Резиденции и стало обозначать все традиционное, буржуазное, несовременное. Дали рисовал “тухляков” во всех видах и позах” (https://studbooks.net/1033579/kulturologiya/pervaya_otets).

    Его даже раз посадили в тюрьму за неблагонадёжность и исключили из Академии. Но такое не могло продлиться долго. А у других сюрреалистов – продлилось. И Дали даже был исключён ими из своих рядов за отказ выступить против Франко.

    Для революционности в живописи Дали сперва годился импрессионизм, потом кубизм.

    И тут я делаю необоснованное предположение. То есть наблюдениями моими оно обосновано. Но это мало авторитетно. И всё-таки. – Даже самые тупые в восприятии искусства люди уязвлены тем, что все уважительно считают, что там что-то есть. Почти как можно думать про иного взрослого из сказки Андерсена о голом короле: может, это я дурак? То же и с сочинителями стихов, например. Они понимают, что надо обязательно намутить.

    Мираж

     

    И тает всё, и всё - мираж...

    Всё - маята туманных радуг...

    Уходит в даль,

    Подобно смраду,

    Любой устойчивый пейзаж...

    Чредой уходят города...

    Всё дальше, дальше, прямо в море...

    И жизнь, и смерть - уже не горе...

    И даже не моя беда...

    А мы стоим с тобой вдвоём,

    Вдыхаем моря горький запах,

    Притихла ночь, что зверь на лапах,

    Все потеряв, стихию ждём....

    Может ли быть мираж ночью? Я спросил у всё знающего интернета. – Может. В полярной ночи восход солнца можно увидеть до его реального восхода. Это называется “Эффект Новой Земли”. Может, и ночные светящиеся "города” можно увидеть, когда они за горизонтом, "прямо в море”? Так и есть:

    "Исследователь Байкала В. В. Ламакин в своей книге “По берегам и островам Байкала” описал редкий ночной мираж, наблюдаемый им в 1957 г. напротив села Большое Голоустное: “Накануне вдоль Байкала дул сильный юго-западный ветер, называемый култуком, но возвращались мы при затихшей погоде. К вечеру совсем заштилело. Ночь выдалась очень тёмная. Выйдя в начале ночи на палубу, я увидел поразительное зрелище. Передо мной совсем близко, на расстоянии как будто не более одного километра, над озером как бы по воздуху проходил пассажирский поезд. В действительности поезд находился на противоположном берегу Байкала, т. е. на расстоянии 50 км.” (https://pikabu.ru/story/tainstvennyie_mirazhi_baykala_6483664).

    Я проверил по гуглокатре – так и есть.

    Но вообще – абсурд связывать мираж с ночью.

    Нет, я согласен, что абсурд не так уж и мешает созданию образа душевного смятения, потери нравственных координат. Но… Автор явно ввёл себя в состояние некой словесной разнузданности, нацеленной на “мели, Емеля”. Люди закивают головами, раз не понятно.

    Сомневаться в душевной тонкости Дали не надо. Он понял, что надо, как минимум, предельно затруднить зрителю постижение авторской ассоциации, и – готово. Его не станут упрекать в надуманности, по крайней мере, те, кто сам не расшифрует эту ассоциацию.

    Мне кажется, я расшифровал одну такую картину.

    Дали. Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле. 1931.

    Фрагмент.

    Почти похож Ленин. Впрочем, тут же миниатюра. Сойдёт, наверно решил Дали. Главное, чтоб одинаковые были. Ну так и вышло.

    Куликов. Портрет Ленина. 1924.

    К 1931 году у Дали от революционности духу не осталось. Не исключено, что, в том числе, из-за превращения ленинизма за 10 лет после прекращения деятельности Ленина в догму. А что такое догма? Это применение того же в отличающихся условиях. Как размещение Лениных-в-ореоле-славы одинаково в начале каждой полной октавы на клавишах фортепиано. (Таких октав, вообще-то, 7, а Лениных 6. Нестыковка. Но не надо быть занудой.)

    Я не сразу это расшифровал. Но из этого не следует, что Дали не умствовал. Фашизм ведь тоже радикален. И более соответствует личной исключительности, въевшейся в плоть и кровь этого деятеля искусств. Исповедуя фашизм, идеал типа трагического героизма, осознанно, чувствуя себя сверхчеловеком и маскируясь под недопонятность, вполне можно втирать очки многим и многим людям, что ты художник, а не иллюстратор знаемой идеи или переживания.

    Политика окончательного решения еврейского вопроса путём уничтожения евреев сформировалась у фашистов только в 1941 году. Дали мог до тех пор не стесняться своего фашизма. А в непонятности своих картин он преуспел.

    27 июля 2019 г.

27.07.2019
09:30

Ещё один самоубийца

    Андрей Ширяев… Так случилось, что для “первого” самоубийцы, Бориса Рыжего, у меня нашлось (см. тут), чем мотивировать, что он “предвидел” смерть человечества от . . .

26.07.2019
10:59

На ноль делить нельзя, но...

    Разделить -- значит подобрать подходящее умножение. Для этого существуют специальные методы, но можно просто угадывать. Угадай, на какое число надо умножить 4, . . .

24.07.2019
13:15

Как-то жаль...

    Как-то жаль, что нет в интернете такой обслуги, как передача мысли на расстояние… То есть она есть – активная ссылка. Кликай и читай. Но надо ж читать. А я как-то . . .

23.07.2019
13:39

Нарвусь на неприятность? - Ну и пусть.

    Заглавие написал до начала чтения “Асфальта” (2008) Гришковца. Почему так? – Потому что не везёт. Беру читать книги, претендующие на премию “Большая книга” и раз за . . .

19.07.2019
10:11

Чернуха?

    Чернуху, по-моему, сочиняют о путинской России во исполнении социального заказа несистемной оппозиции. Та считает, что есть единственный магистральный путь . . .

18.07.2019
13:23

Опять очертя голову

    Хорошо быть непризнанным. Не связан с поддержанием своей репутации среди собратьев по цеху. В который, вообще-то, я не принят. Что я сейчас сделаю? – Я разверну . . .

17.07.2019
14:56

Непонятное понятное

    Я в общем понимаю нелюбовь к стихам. Каждый стремится быть в своей компании. Стихи же – это такая заумь… высокая… что хочется от них быть подальше. Сам я – человек . . .

15.07.2019
14:34

Опа. Ещё раз.

    Первый раз было с рязановским “С лёгким паром!” (см. тут). Теперь – с Гайдаем. Я поверил прилепинским словам: "Если вспоминать о войне, то классический момент из . . .

12.07.2019
10:14

Хорошо, что есть Дмитрий Быков

    Хорошо, что есть Дмитрий Быков. Он активный. То и дело попадается мне на глаза. А что он ни напишет, чаще всего оказывается ошибкой. И – я имею повод, проверяя, . . .

07.07.2019
08:22

Не красит это Некрасову

    Гос-споди! Какая это нуда – быть ребёнком! Оказывается. Полная зависимость и скрытый протест. Я о себе что-то такого не помню. (Я люблю примеривать на себя то, что . . .

06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100