TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2011
13:04

Весёлый Ким средь грустных бардов.

    Надо, наверно, всё-таки больше считаться с подсобными материалами при поисках художественного смысла произведения искусства, - подумал я, узнав, что Юлий Ким . . .

22.11.2011
20:39

Мурмурсуляк.

    На днях включил телевизор днём, а там √ как я разузнал потом √ конец сериала ╚Ликвидация╩ Урсуляка. Крытые грузовики, один за другим, подкатывают к зданию. Из . . .

07.11.2011
14:30

"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.

    Я почему-то думаю, что Звягинцев неверующий. (Может, мне удастся, пока пишу, понять, почему я так думаю.) Но √ сужу по себе √ и неверующий иногда да усомнится. И ох, . . .

28.10.2011
13:29

Кто опростоволосился: Попов или я?

    Мы советскую власть, мягко выражаясь, ненавидели, во всех ее проявлениях. М. Чудакова. Недавно я позволил себе укусить Маркса и Ленина за то, что они не . . .

17.09.2011
12:54

Соблазн.

    Акунин написал ╚Турецкий гамбит╩ в 1998 году. Денис Медоуз книгу ╚За пределами роста╩ - в 1992 году. Акунин, тоже, как и Медоуз, рассуждающий в романе о судьбе . . .

25.08.2011
18:26

Предискусство.

    А давайте подойдём догматически: если когда-то произошло искусство, то перед ним было предискусство. С другой специфической функцией. И если искусство, по . . .

06.08.2011
14:45

Грис, художник "подлинной действительности".

    Давайте проследим за рассуждением Хюбнера. А дальше - сами в том же духе┘ 19-е столетие доказало могущество науки и техники? √ Доказало. √ Значит, объективность, . . .

21.07.2011
10:44

Ну что: ещё раз про любовь?

    Но всю эту человеческую комедию надо наблюдать издали, охраняя свой мир. В тишине кельи лучше слышны важные мысли. Ваши бури должны быть внутри вас. Э . . .

06.07.2011
19:15

Опа!

    Чёрт побери! А ведь Рязанов воспел демонизм в своём фильме ╚Ирония судьбы, или С лёгким паром!╩ (1975). Как это жутко звучит. А, тем не менее, дальнейшая эволюция . . .

12.05.2011
18:38

Гражданин и поэт.

    Недавно мне удалось с помощью интернетского поисковика эффективно одержать победу над идейным противником. Нельзя ли повторить?.. Давно злит Быков. И вот он . . .

21.04.2011
16:48

Информационная война

    Хоть это и не о художественном смысле, но всё же о скрытом. Потому, может, можно это себе позволить. Демонстрирую поток моего сознания, занимающегося проверкой, . . .

11.04.2011
10:08

Не духом единым?.. Или не хлебом?..

     

     

    Антисоветская и анисталинская мифология √ факт эпохи┘ в той ситуации, в которой мы живём, не мифы нужны. Нужна реальность, трезвость ума нужна, а не слепая вера.

    Кургинян.

     

    Я┘

    (Опять это ╚я╩, лишающее сочинение научности в её современном состоянии, которое игнорирует пока тот факт, что: ╚Художественное произведение существует только в сознании человека ≈ создателя или интерпретатора текста╩, - как написал Матюшкин)

    Я получил как бы любящую затрещину от Владимова.

     

    Когда-то (в 1980-м, см. тут) я что написал про Владимова? √ ╚┘я инстинктивно испугался, когда по какому-то из западных радиоголосов услышал о каком-то диссиденте Владимове, сбежавшем на Запад. Это должен быть другой Владимов. Было бы слишком ужасно, если бы от нас убегали такие люди, как автор ⌠Трех минут молчания■╩.

    Теперь, прочтя рассказ ╚Не обращайте вниманья, маэстро╩ (1982), - написанный Владимовым за год до эмиграции (1983), - я почувствовал, что писатель протелепал мой испуг 1980-го года. И ответил.

     

    Ещё один заход со стороны научности, помня о затрещине.

    Совсем недавно (см. тут) я сделал открытие (ну не будем здесь придираться, что оно пока не признано), что политическая левизна состоит в самоограничении, недостижительности и т.п. Сделал я это открытие под хороший аккомпанемент его научности, который в общем виде звучит так: ╚┘научная честность требует постоянно стремиться к такому эксперименту, чтобы, в случае противоречия между его результатом и проверяемой теорией, последняя была отброшена╩ (Поппер). Я целых три таких эксперимента произвёл в рамках статьи с открытием. Три фальсификатора теории левизны обнаружил. Плохо только, что все три эксперимента теорию поддержали, и не осталось ни одного потенциального. То есть такого, по которому я проверку ещё не сделал, ибо пока не смог, зато теория осталась под дамокловым мечом, что вот-вот будет опровергнута. Меча нет. Зато есть надежда на другой критерий научности: способность теории ╚обеспечивать получение нового эмпирического знания╩ (Лакатос). Я надеюсь ниже с её, теории левизны, помощью понять непонятное у Владимова.

     

    Как-то получилось, что я всё больше произведения не реализма объясняю своему читателю. Наверно, реалистические кажутся мне понятными ему и без меня. А не зря ли так кажется?

    Вот я читаю:

    ╚- Ку-ку, - сказал мне первый, кто вошёл, с расплющенным носом, приблизив ко мне лицо и совершенно беззвучно, как будто и не сказал, а мысль передал внушением. √ Дай же пройти, лопух.

    - Простите, пожа┘ - успел я вымолвить, прежде чем его рука, деревянной твёрдости, запечатала мне рот╩.

    Я восхитился этой рукой ╚деревянной твёрдости╩. Сразу чувствуется, что этот милиционер - мастер своего дела. У него ж тренированы все мышцы, раз у него такой твёрдости рука. Да и умение говорить беззвучно очень годится, когда подкрадываются к преступнику (а здесь именно такая сцена). И юмор (╚Ку-ку╩) очень неплохо смотрится, когда можно ж и пулю в лоб через несколько секунд получить. И даже ╚расплющенным носом╩ этот милиционер вызывает какое-то обаяние: в драке, наверно, ему расплющили; значит, умеет драться этот милиционер, раз не отступился от профессии, в которой очень вероятно схлопотать по лицу.

    Автор явно любит своего персонажа.

    А это автор, у которого с милицией могли ассоциироваться неприятности, раз он в середине 60-х написал повесть о гулаговских охранниках, раз в 75-м её отправил на Запад, раз в 77-м исключён из Союза писателей, а в год написания рассказа, может, уже и суд ему угрожал, от которого он через год удрал за границу.

    Ну, так как объяснить любовное описание таким автором милиционера?

    Он и другого милиционера с любовью описывает:

    ╚Майор поглядел на него с уважением и стал вникать [в план квартиры людей, пожаловавшихся, вот, на бандитов засевших в их квартире под видом кагэбэшников, наблюдающих за ╚врагом народа╩, живущим в доме напротив]:

    - Так. Эта панель у вас сплошная. А вот эта дверь √ к себе открывается или от себя? Ручка √ справа или же слева?

    Убей меня Бог, чтоб я всё это помнил. Но папа отвечал уверенно:

    - От себя, ручка √ справа.

    - Хорошо, - майор даже повеселел. √ Теперь учтите. Оно, конечно, следовало бы удалить лишних людей из зоны операции, тем более √ пожилых, со всякими там функциональными расстройствами, поскольку возможна перестрелка. Но с точки зрения оперативной √ лучше, чтобы эти люди оставались в квартире.

    - Станьте, пожалуйста, на оперативную точку зрения, сказал папа, бледнея, но твёрдо.

    - Я понимаю, вы люди┘ скажем, робкие. Но я попрошу вас √ усильтесь.

    - Мы усилимся, - обещал папа. Можете на нас всецело рассчитывать.

    - Тогда √ где вам лучше укрыться. Бетонную панель пуля не пробивает, но не исключены рикошеты. Иногда √ двойные, тройные. Вот в этом уголочке, - он показал на плане, - опасность наименьшая.

    - У нас тут как раз стоит диванчик.

    - И прекрасно, что стоит. Хозяйка пускай приляжет, как будто ей нездоровится. И будете вести громкий разговор┘╩.

    Очень же дельный этот майор. Своих людей под пули пускать не хочет. А надо ж, чтоб дверь кто-то милиции открыл. Лучше всего √ хозяева. И надо ж и их от пуль оградить.

    Если он не нарушил инструкций, не удаляя ╚лишних людей из зоны операции╩, то он молодец. И автор не преминул об этом подробно расписать.

    Зачем?

    Затем же, зачем он превратил плохого кагэбэшника в хорошего в самом конце рассказа.

    Сначала смотрим, какой он плохой:

    ╚Появился ещё долговязый √ помоложе, с утомлённым лицом и рыбьими неподвижными глазами┘╩.

    Непрошеные гости. Ясно, что нехорошее впечатление.

    ╚Долговязый прикрыл спокойно дверь и проверил два раз, как действует замок╩.

    Во, ещё и бесцеремонность какая.

    ╚Долговязый надвинулся на меня, спрашивая своим замораживающим взглядом, долго ли я ещё буду не понимать, в чём дело╩.

    Чушь же какая-то: пришли незнакомые, телепатии нет, а ведут себя, будто договорено о приходе.

    ╚Одну руку ему, как я успел заметить, оттягивала толстая, чёрной кожи, сумка, в другой как будто ничего не было, но мне вспомнились увлекательные фильмы, где бьют ребром ладони пониже уха, и в этом месте у меня сильно заныло╩.

    Ассоциация с бандитами энкавэдэшниками сталинскими. И кто их знает, перевоспиталась ли после расстрела Берии и разоблачения культа личности Сталина вся масса кагэбэшников?..

    Сразу вспомнилось, как я не верил, что Владимов удрал за границу, и как потом пришлось этому поверить. И подумалось теперь: ну да; он стал антисоветчик, раз удрал; и такому естественно очернять КГБ √ бандитские, мол, ухватки.

    И дальше идёт впечатление о бандитизме КГБ по нарастающей. Причём о низменном, так сказать, бандитизме, интересующемся материальными ценностями.

    ╚В заказах икра сегодня красненькая, четыре банки взял┘╩.

    Поскольку все трое, в общем, одинакового морального облика, я буду цитировать не только долговязого.

    ╚Сегодня ветчина югославская, ты б тоже взял┘╩.

    ╚- Сапожки немодные у неё [у Беллы Ахмадулиной], - вставляла моя дама тоном сожаления, но отчасти и превосходства. √ Наши таких уже сто лет не носят. И шапочка √ старенькая.

    - Так ведь когда у неё Париж-то был! Пять лет назад [Стала невыездной]╩.

    Считают деньги в чужом кармане:

    ╚Если мы [враг народа] тогда [за предыдущую рукопись книги] на аванс в две тысячи фунтов согласились, так теперь и с четырьмя спешить не будем. И со Штатами поторгуемся! Хотя они и так хорошо отвалили, а можно и больше с них содрать. √ Слышалась искренняя гордость возросшим талантом наблюдаемого и затем √ вздох почти горестный. √ Да┘ И почему это я романы не пишу?╩.

    Прикидывают, как перехватить передаваемую за границу рукопись:

    ╚- Бельгиец┘ Его на иконах надо подловить╩.

    А вот в кого долговязый превратился в конце:

    ╚Мама, с закрытыми глазами, сидела на диванчике и, прижав ладони к вискам, раскачивалась из стороны в сторону.

    - Боже мой, - говорила она, едва не плача. √ Ну можно ли так унижать людей! Какие б они ни были┘ [КГБ-шникам же досталось от милиции, пришедшей по доносу, что это бандиты]

    . . . . . . . . . .

    - Ну, что вы так, Анна Рувимовна, - протянул он миролюбиво, усмехаясь одной щекой, похоже, что смущённо. √ Зачем вы на нас так [донесшие расхрабрились, глядя как их бьют]... злобствуете? Это мы на вас должны обидеться, натерпелись √ не дай Бог┘

    ┘Что вы думаете, спросил Коля, мы вашему соседу зла желаем? Охота нам его посадить? Или выдворить в эмиграцию? Если б вы знали, как нам этого не хочется. Мы тоже немножко соображаем, кто чего значит для России┘

    ┘Да по-человечески-то мы понимаем, что лучше бы ему здесь печататься. И нам бы меньше было мороки. Но нельзя! Идеология!...

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    - Скажите, Константин Дмитриевич┘ кажется так вас величать, я слышала.

    - Так, - сказал Коля [псевдоним]

    - Вы не думаете, Константин Дмитриевич, что когда ваши дети вырастут, - наверно есть они у вас? √ они прочтут его книги и спросят, что было опасного, если просто сидел человек и поскрипывал себе пёрышком?..

    Коля-Моцарт, усмехаясь куда-то ртом в пол, помотал головой, вздохнул. Вздох, по крайней мере, был человеческий.

    - Эх, Анна Рувимовна!.. Это они сейчас спрашивают. А когда вырастут √ спрашивать перестанут. Потому что поймут √ идеология! Нельзя!..╩

    И понимаешь, вся верхушка только по инерции и по видимости ещё советская. Не то, что вот эти простые совки-обыватели, которых власть топчет.

    Почему, думаете, Коля-Моцарт поёт песню Окуджавы? Почему строкой из той песни назван сам рассказ? √ Потому что Окуджава, - известно, - отказался от своего шестидесятничества, понимаемого как последняя попытка вылечить извращённый строй, социализмом самоназывающийся. Время, не освящённое идеей левизны-самоограничения, работало на поправение левых. На эволюцию в сторону реставрации капитализма, с его ориентацией на престижное потребление для верхов да и вообще всех. А сознание ж всегда отстаёт от бытия. Вот верхи, КГБ-шники, сознанием ещё в так называемом социализме (поют старого Окуджаву, Высоцкого помнят и любят, даже говорят, - когда по-человечески говорят, в конце, - как люди, от которых социализм ещё может ожидать спасения себя от перерождения), а живут эти верхи уже в контрастном (как сам капитализм) обществе, естественном, так сказать, нацеленном на ╚хлебом единым жив человек╩.

    И уехал автор, это сочинивший, всё-таки на Запад┘

    Так что? Он за это престижное потребление (ПП)?

    В ╚Трёх минутах молчания╩ (1969), - см. тут, - он ещё был явно за другое ПП, за перманентный подвиг.

    Что такое √ этот авторский юморок по отношению к ╚я╩-повествователю, еврею, всё не едущему на Запад к уже уехавшей и ждущей его там √ кому? любимой? - и засматриваюшемуся на, вот, на молоденькую КГБ-шницу?

    ╚Она сразу меня поразила √ странной бледностью щёк, потупленным взором, длинными белыми прядями, стекавшими из-под синего беретика, надетого набекрень, как у десантников╩.

    Эта активность его┘

    ╚- А как будут спрашивать родственницу? √ спросил я, уже почувствовав облегчение [бить ниже уха не собираются]. Мне захотелось узнать имя пленившей меня дамы╩.

    ╚- Что-нибудь он опять натворил? √ спросил я даму. √ Выступил с чем-нибудь легкомысленным?

    Она взглянула на меня холодно из-под опущенных наполовину век, затем её взгляд переместился куда-то ниже моего лица, иже груди, несколько задержался ниже пояса и ушёл в сторону. Больше её взгляд не останавливался на мне никогда╩.

    А персонаж так и продолжил её иметь в виду. √ Автору смешно.

    Улыбается он и от идеализма папы, не допускающего бандитских ухваток у КГБ┘ улыбается от смелости его, дошедшего до доноса в милицию на бандитов┘ улыбается от готовности папы на всё ради советского патриотизма: на политическое стукачество (анекдоты про милицию рассказывают, мол, бандиты), на посильное участие в задержании подозрительных.

    Что: отсталых совков-провинциалов передовой автор описывает с улыбкой?

    Или какой там уж он передовой, если Запад показал только глазами низменных потребителей гэбистов?

    Впрочем, не только:

    ╚Скрипку её, довольно ценную, провезти не удалось, - но, кажется, ей такая и не понадобилась в Бостоне, США, с концертами у неё пока не выходит, она даёт уроки музыки и этим зарабатывает столько, что ╚двум нашим семьям, как она пишет, - с голоду умереть не удастся╩. Первые письма от неё полны были эйфории, она желала успеха моей диссертации и заверяла, что здесь то, чем я занимаюсь, будет иметь вес √ побольше, нежели там, - но полтора года прошло, и всё больше стало сквозить грусти и раздражения √ оттого, что меня, по-видимому, не дождаться; в последних √ она скучает по Москве и даже ╚по всей нашей мрази╩, а о том, что ждёт, уже ни слова. Может быть, если б вышло с концертами, и не было бы причин для тоски╩.

    А вдруг были бы? Автор-то (наблюдаемый, по рассказу персонаж, да и сочиняющий рассказ в 1982 году Владимов) √ вот не едет же┘

    Так зачем в конце похорошели чекисты?

    Отчего автор расшатал нервы ╚моей десантницы╩?

    ╚- Не смей! √ послышался рыдающий вопль дамы. √ Не смей перед ними ещё унижаться!..

    ┘Да они тебе повеситься предлагают! √ кричала дама. √ А сало √ русское едят!..╩

    Насчёт сала придётся отвлечься, иначе будет не понятно дальнейшее.

    Речь о басне Сергея Михалкова ╚Две подруги╩, о Крысе и Мыши. У Крысы страсть ко всему заграничному (как у наших КГБ-шников), кроме сала (как у наших КГБ-шников - склонность к великорусскому шовинизму, который уважает √ как сейчас увидим √ и обрусевшая еврейка Анна Рувимовна).

    Это русскую совесть ╚моей десантницы╩ затронула Анна Рувимовна:

    ╚- И чтобы они после этого┘ не повесились, нет, я им такого не пожелаю, но даже не поняли бы, что с ними произошло! И это они √ русские?! [продались за икру и шляпку из Парижа] И это они решают √ кого лишить родины, гражданства? Надо их самих лишить навсегда √ национальности!╩

    Русскость-то √ чувствительной и общей оказалась и у ╚моей десантницы╩, и у Анны Рувимовны (которой практическою политикой в СССР его последних десятилетий отказывалось, ассимилированной еврейке, называться русской √ по самоощущению).

    Так не просвечивать ли стала в рассказе как ценность исконная недостижительность российская в её оппозиции к Западу, левизна-самоограничение √ в их противостоянии тенденции капитализма последних десятилетий ко всепобедительности?

    Аполлон Григорьев, романтик, как-то с презрением отнёсся к реалистическому объяснению героя действительностью: оправдание, мол, это всякой жизни┘ А я Владимова ╚Трёх минут молчания╩ отнёс к реалистам, мудро предсказывающим, что всё-то в стране идёт к смене нехорошего, социализмом называвшего себя, строя. И вот через надцать лет, в рассказе, что воспевается у Владимова? Изменчивость человеческая в лице КГБ-шников, их естественное предательство противоестественного строя? И потому автор стал снисходительным к ним в конце рассказа? Или это горечь автора, романтическое презрение к оправданию всякой жизни? Мудро √ реалист √ посмеивается он над неизменными и наивными совками-идеалистами? Или романтически жалеет их верность строю?

    Как всё перепуталось!

    Всем сестрам по серьгам подарил Владимов. Наверно, он всё же реалист, раз он с такой любовной подробностью описания отнёсся и к столь разным персонажам, и к всё же столь одинаково русским в итоге-то. Итог-то не такой во всяком случае, чем начало. Значит, важен процесс. А это ли не пафос для реалиста.

     

    Ничего-то особенного я, в результате, не объяснил. Разве что я стал предполагать, что понимаю, почему Владимов до этого рассказа брался за ╚Верного Руслана╩, а после √ за предателя генерала Власова. √ Оправдание это всякой жизни┘

     

    31 марта 2011 г.

     

    Проверка.

     

    И вот я стал проверять. Читать про Власова. - Две главы прочёл √ практически нет Власова. А настроение у Владимова плохое. Похоже, роман - инвентаризация советских нехорошестей.

    Зацепил эпизод о Кошкине, конструкторе Т-34:

    ╚Тут главное √ стимул: как-никак, дополнительное питание и каждый месяц свидание с женой, сутки в отдельной камере. В случае успеха обещали освобождение╩.

    Я что-то видел по телевизору о Кошкине. Не помнится, что он был арестован. Проверил √ так и есть. Хоть атмосфера поиска врагов народа кругом и арестов сослуживцев: за опоздание по сроку, за техническую ошибку, - да, было.

    Оно, конечно, это √ так называемая эксплицитная мотивация, даваемое в авторском тексте соотнесение фактов выдумки с фактами действительности, пусть это даже у Владимова и не слова от автора, а слова от персонажа. Обеспечивает правдоподобие для тех читателей, кто не в курсе той действительности. Что, мол, за разница, если кто и знает, что про Кошкина √ это не так. Ну так про Туполева √ так, про Королёва √ так. Что, мол, за разница, что те от увлечённости работой о своей тюрьме забывали. Ну так рядовые шарашники не забывали.

    Ладно.

    Читаю ещё пару глав. Власова всё нет. А советские нехорошести даже потеснены. Героизмом. Национальная черта прямо. Власовцы √ воюют по принципу ╚ни шагу назад╩. И вот оно, вот - оправдание всякой жизни┘

    ╚┘какая боль их вела, если не остановило, что в веках будут прокляты и никогда не дождутся благодарности?╩

    Боль┘

    Владимов нашёл и точку зрения для вникания в эту боль √ точку зрения своего главного героя, генерала Кобрисова - любопытство:

    ╚К людям, ставшим за черту, его влекла тайная тяга, сильнейшее любопытство, как влечёт посмотреть на лицо осуждённого, которому вот через час класть голову под топор╩.

    Да что там Власов. Владимов берётся понимать самый-самый корень Зла √ Светлоокова из СМЕРШ-а:

    ╚Древнейшее почитание иноземца √ в русских особенно сильное, до раболепного преклонения √ не всякому позволит сделать с ним то, что со своим можно. Как, в сущности, скоро остывает злость к пленному немцу и как ожесточается к ╚своему╩. Зелёным огнём загорелись глаза у Светлоокова в предвкушении ╚священной расплаты╩. Право, нет на Руси занятия упоительнее!╩

    Есть и мнение иное, в уста представителя духовной элиты вложенное, арестованному ну за ничто литературоведу:

    ╚┘модель воровской шайки, законы общества, которое чувствует себя вне закона. Воры и бандиты никакого другого наказания не знают, только смерть╩.

    Впрочем, ему же в уста дан и другой вариант:

    ╚┘на миг устремлял косящий взгляд в потолок, - ему самому много ли надо? Ну, помучить одного-двух, чтоб не напрасно день прожить. В масштабе страны √ это пылинка, микроб. Но за это надо заплатить √ то же самое разрешить и другому, кто тебя поддерживает, ему тоже хочется помучить┘╩

    Я обманулся. И очень хорошо. Ни о каком не Власове это роман. Это роман о генерале, раздумывавшем было стать гораздо более эффективным, чем в будущем относительно этих дум стал Власов, предавшийся врагам отечества, да и ещё тогда, когда поражение немцев в войне уже всеми предчувствовалось. Это роман о генерале, раздумывавшем было не предаваться врагам, а, во главе армии, вышедшей из семи окружений прямо под Москву, войти в почти никем тогда не защищаемую Москву, арестовать Сталина и принять верховное главнокомандование на себя.

    Я давно не читывал такой роман, из-за которого б забывал о ходе времени и о том, что мне неотложно делать надо бы, кроме чтения. Здорово, когда сюжет поворачивает и поворачивает √ и всё непредсказуемо.

    Но неужели это всё √ чтоб сбить с давно и заранее и всем известной мысли о четырёхслойном способе ведения √ ну да, победоносной √ войны: в три слоя уложить трупами своих, чтоб по ним прошли, почти все тоже погибнув, победители.

    Это писалось и было закончено в 1996-м году┘

    Неужели это √ крик боли от того, что сделали с Россией (с 1986-го года начиная) враги сталинистов, столь отхлёстанных по щекам на страницах романа?

    Так тогда это не художественное произведение, а иносказательная иллюстрация известной мысли┘

    - А как же с увлажнявшимися не раз глазами?

    - А это чрезмерная чувствительность.

    Но нет. Это не чрезмерная чувствительность. Это закономерный результат той идеи, что не духом единым жив человек. Он из плоти и крови. И естественно √ его жалеть. И поэтому с такой готовностью у Владимова заплакали женщины, случайно оказавшиеся возле генерала Кобрисова, в минуту, казалось бы, торжества (по репродуктору вещают, что он награждён звездой Героя и повышен в звании), тогда как в отчаянии генерал оттого, что ненужно много полегло его солдат, которых помимо его воли бросили против несдающихся власовцев.

    Просто Владимов всё пишет смачно. Заразительно. Всё: плохое и хорошее. Всё. Материальное. Для того у него есть эпизод супружеской измены генерала жене. Смачный. И для того у него есть эпизод вещистский √ как Хрущёв привёз подарки на военный совет и отвлекает полководцев на совершенную чепуху.

    Не духом единым жив человек!

    Но и не хлебом единым┘

    И для того введён Кирнос, комиссар армии, семь раз выведенной Кобрисовым из окружения, идейный вдохновитель свержения Сталина:

    ╚- Мне революция, можно сказать, открыла все пути. Имею политическое образование, которого ты таки не имеешь, возможность жить идеями, духовной жизнью╩.

    И вот √ поставлен в тупик:

    ╚- Но мы установим диктатуру человечную. Которую каждый примет как свою.

    - А такие бывают?

    - Мы установим, чего бы это ни стоило!

    - Правильно. А кто возражать будет √ того к стенке.

    - Что ж, расстрел во имя человечности, самый массовый и жестокий √ я за. Но это в последний раз!╩

    И √ Кирнос застрелил себя в последнем итоге.

    Значит, человечная власть может быть только своя. А своё √ извращает социализм. Свои интересы аж заставляют пойти на убийство Кобрисова. Аж 37-й год учинить. Аж катастройку. Аж реставрацию капитализма.

    Вот и выходит, что настоящая-то левизна в самоограничении. ╚Которую каждый примет как свою╩.

    Вот это √ нецитируемый художественный смысл романа. Всюду √ тупики, описанные со смаком. А выход √ в совсем неожиданность. И очень исподволь Владимов к нему подвёл. Через внешнюю противоположность самоограничения √ через┘ естественное самовыражение Кобрисова. Это и самостийное отступление его армии из Латвии под Москву; это и самоволка-отлучка (перед намечавшимся наступлением) к старому товарищу на бутылку французского коньяка, это и самовольное возвращение в армию, от командования которой он отстранён.

    И есть только одна наводка на традиционализм-самоограничение:

    ╚┘армейские обозы истощились, а земля, по которой шли, была разграблена и нища┘ Уже не нужно было призывать командиров отказаться от своего дополнительного пайка в пользу бойцов, голодали все одинаково┘

    В таком вот отчаянии, когда с утра во рту маковой росинки не было и не обещалось быть, они с Кирносом сидели на земле, привалившись спинами к дереву, бессильные пальцем шевельнуть и языком. Кирнос вдобавок мучился без курева.

    И вышел на поляну солдатик √ в горбатой шинельке с бахромою на полях, - пригляделся к ним, склонив вбок голову в добела выцветшей пилотке, и произнёс в горестном изумлении:

    - Бог ты мой, командующий с комиссаром не евши сидят, бедненькие. А нам-то хоть сухари выдали. Дай-кось поделимся.

    Сунул руки в карманы едва не по локоть, перегибаясь с боку на бок, он что-то нашарил, вытащил каменный армейский чёрный сухарь и разломил его надвое.

    - Нате-кось, поточите зубки.

    Предприняв такие же глубокие изыскания, он вытащил и ссыпал Кирносу на ладонь горстку махорки вперемешку с сухарными крошками. Двое высокорослых и вышестоящих мужиков смотрели оторопело в курносое лопоухое лицо солдатика, едва достававшего, наверно, до плеча им. Они не догадались поблагодарить его, а он того и не ждал; ушёл довольный, что кого-то сумел ублажить, сам себе объясняя убыточную свою щедрость:

    - Нельзя ж так людям √ совсем без ничего.

    Генерал Кобрисов, с сухарём в руке, чувствуя в горле комок, скосился на Кирноса √ у того в глазах стояли слёзы. Стыдясь их и злясь на себя, он их утирал кулаком с зажатой в нём махоркой.

    - Я это не смогу забыть┘ Никогда! √ выдавил он из себя. √ Я судил о жизни и ничего о ней не знал, а теперь я знаю всё. И я благодарю войну √ за то, что дала мне это узнать╩.

    А знал ли Владимов в 96-м году про английскую книгу Медоуза ╚За пределами роста╩ 1992-го года или её русский перевод 1994-го года? Из которых видно, что человечество взяло курс на состояние, в котором придуманная автором армия Кобрисова оказалась в августе 1941 года.

    Думается, что если и знал, то писал свой роман с учётом того, что человечество плюёт на Медоуза: гром не грянет, мужик не перекрестится.

    В отличие от Высоцкого, верившего, что можно немедленно, несмотря ни на что, подвигнуть советских людей очнуться, очнуться и вылечить социализм, Владимову это виделось как процесс, не поддающийся никакому волюнтаризму, большевизму, антибольшевизму. Никакому переламыванию через колено вроде (не дожил Владимов 8 лет), вот, организовываемой нынче кампании так называемой десталинизации как якобы борьбы за свободу, без которой немыслимо, мол, благое общественное устройство.

    Никакого насилия √ только само┘

    Вот что значит критерий Лакатоса.

     

    - А не тот ли это случай, что в огороде √ бузина, а в Киеве √ дядька?

    - Да нет. Ведь тема √ война. И как она показана? Как вовсе не общее дело, а борьба частных интересов.

    ╚- Ты знаешь, Фотий, мы со своими больше воюем, чем с немцами. Если бы мы со своими не воевали, уже б давно были в Берлине┘╩.

    Ради своей славы и карьеры генералы перетягивают силы и средства друг у друга, интригуют, идут на обман и даже убийство. И конец √ минорный. То есть, понимай, частное √ это плохо, а общее √ хорошо. Но вот когда общим все проникнутся (только не тоталитарным) √ большой вопрос. И до того благое общее √ разумное самоограничение √ над частным не восторжествует. Факт (дата написания романа): реставрация капитализма с отказом от такой беды как тоталитаризм┘ оказалась такой же бедой, как война.

    Киев очень символично в романе переименован в Предславль. Не решился даже такой своевольный генерал, как Кобрисов, в 43-м самовольно взять столицу Украины (как общее дело хотел это сделать √ так шиш ему), не решился в 41-м ворваться в Москву и низложить Сталина (лишь в вольных мыслях это осталось) √ так и осталась страна Пред Славой построить коммунизм. Частное ещё заедает. С Частным так и будем Пред Славой.

    Владимов не зря считал себя шестидесятником.

    Но был совсем не мечтательный шестидесятник, а реалист. √ Ох, как много мешает торжеству самоограничения.

    Не на самой последней странице┘ в уме умирающего Кобрисова всплыла его военная любовь, так и оставшаяся для нас безымянной. А рядом √ жена. И надо не произнести имя той┘.

    ╚Изо всех сил он удерживал на устах её имя, чтобы не прозвучало оно, и это удалось ему √ и он почувствовал облегчение╩.

    Жизнь прожить √ не поле перейти.

    И всё-таки облегчение его √ от самоограничения.

     

    11 апреля 2011 г.

05.03.2011
10:10

Да не забудьте же!

    Какое б новое сраженье Ни покачнуло б шар земной, Я всё равно паду на той, На той единственной, гражданской┘ Булат Окуджава. Около двух недель назад в . . .

19.02.2011
09:25

Блок - хапанию.

    Да простят меня-выскочку читатели мои, но у меня есть совершенно оригинальное понимание символизма, описываемое поговоркой: не согрешишь √ не покаешься, не . . .

10.02.2011
15:05

Новые левые - мальчики бравые.

    Не разобраться, где левые, правые... В. Высоцкий. Пусть это будет приложением к последним статьям (в частности, тут, тут, тут, и тут) о левизне как . . .

31.01.2011
19:15

Левизна как материальное самоограничение.

    (Продолжение) Или Ещё о фальсифицируемости. Отними у русского пьяницы бунтарский подтекст, и что останется? √ Ничего. Наум Чечельницкий. Уважаемые . . .

24.01.2011
22:29

Песни победы.

    Канун дня рождения Высоцкого┘ Наверно, со мною согласятся, что он пел песни победы. Грядущей. Как солнце накануне восхода: вот-вот и взойдёт. Чтоб не повторяться┘ . . .

24.01.2011
21:54

Матрица.

    Всё для человечества началось с экологических катастроф в районе, называемом теперь Кенией. Одна загнала предлюдей в образовавшееся мелкое море, отделившее эту . . .

29.12.2010
08:35

Адекватность.

    Будущее культуры √ в её арьергарде! И. Бродский. Способность себя ограничивать делает человека свободным. А. Кончаловский. Мои неединомышленники! Этой . . .

19.11.2010
11:12

Как Гордон наводил тень на плетень.

    Он сказал в самом начале: ╚Кино мне не нравится, но я не понимаю, почему. Я хочу сегодня┘ чтоб мне объяснили, что это за феномен такой╩. Речь о фильме Гай Германики . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100