TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2011
13:04

Весёлый Ким средь грустных бардов.

    Надо, наверно, всё-таки больше считаться с подсобными материалами при поисках художественного смысла произведения искусства, - подумал я, узнав, что Юлий Ким . . .

22.11.2011
20:39

Мурмурсуляк.

     

    На днях включил телевизор днём, а там √ как я разузнал потом √ конец сериала ╚Ликвидация╩ Урсуляка. Крытые грузовики, один за другим, подкатывают к зданию. Из них выскакивают солдаты с оружием. В такой знакомой форме советского времени┘ И кадры, вроде, √ черно-белые, родные┘ И здание странно знакомое┘ Я не видел это кино. Легендарная ликвидация легендарных бандитов в легендарной Одессе во времена службы там легендарного Жукова с использование концерта легендарного Утёсова.

    (Между прочим, ликвидация бандитизма на самом деле была проведена совсем не так, не противозаконным арестом всех авторитетов на концерте Утёсова, а отправкой отборных людей, в прошлом фронтовых разведчиков, сорить деньгами по ресторанам и приказом стрелять с целью убить с первого выстрела при малейшей попытке их ограбить. Но это оппозиционное урсуляковской киноверсии воспоминание явилось потом.)

    Пока √ захотелось кино посмотреть. √ В компьютер √ пожалуйста. Шесть серий. Начинаю с первой. И┘ С первых же сцен, с первой же облавы на бандитов √ знакомое место. Сабанеевский мост. Господи┘ Слеза на глаза.

    Но кто так кино смотрит? Не для одесситов же бывших и восторженных прежних гостей этого города кино снимали в 2007 году.

    Или всё же что-то такое?..

    По сюжету 1946-й год. Я стал одесситом через 42 года после этого времени. Судить не могу. Но┘ Чтоб жители знали, кто из соседей бандит, и были б на их стороне, против мусоров?.. Как в легендарной бабелевской, царских времён Одессе, когда все были против царской полиции┘

    Сомнительно.

    Или надо на это не обращать внимание. Ибо фильм √ ностальгия по прошлому. Каким бы оно ни было для простого советского человека┘ теперь┘ через 20 лет после конца советской власти┘ со Сталиным, который для большинства был тогда, в 46-м, любимым┘ с затрушенной, запущенной при той же советской власти красавицей Одессой, третьим городом царской России, - Одессой, так чудно сумевшей остаться целой во время войны и сохранить свою красоту┘ и с проскальзывающей иногда памятью её нынешних жителей о её славе ещё царских времён┘ традиция, мол, сохранилась┘ Или пусть даже и не сохранилась, но как чудно дать себя обмануть, будто она сохранилась┘ Особенно, если Одесса стала┘ не своей, что ли. В другом государстве √ для живущих теперь в России, для эмигрировавших из бывшего СССР, где Одесса была всеобщим, народным достоянием┘ Да и для живущих в ней сейчас, ╚под собою не чуя страны╩, ибо в стране националистический угар.

    В общем, фильм-ностальгия.

    В самом деле. Я уехал из Одессы в 2003-м году. Она блестела и сверкала. В центре, по крайней мере. А в 2007-м снимают для кино резиденцию начальника военного округа в 46-м √ так она пошарпанная так, какой я её застал в перестройку. И это √ трогает. Ну что мне эта европейская ухоженность заграничная┘ Чужая┘

    Знакомый рассказал про Одессу же, как он видел, как снимали там кино на Ришельевской. Постелили на мостовую большой ковёр, и┘ мостовая на вид превратилась в булыжную. Так что стоит в век компьютерной графики одесские здания изрисовать, мол, облупившая штукатурка там, трава на тротуарах, треснувший асфальт и никакой современной рекламы на улицах. И полная послевоенная убогость.

    Для того, наверно, и эти безобидные уродства евреев, соседей главного героя, Гоцмана, оперативника из угрозыска. Для того √ столь запоминающиеся лица у воровских авторитетов. √ Свои, все √ свои в доску! Отголоски самих сталинского типа репрессий √ тоже свои. В самом деле, как остроумно, в легендарно-одесском стиле, придумано кино-Жуковым: арестовать авторитетов преступного мира не за преступления, всех сразу и в одном месте. Сама манера повседневного поведения Жукова какая свойская. (Не даром и десятки лет спустя перед его барельефом на стене его бывшей резиденции всегда лежат свежие цветы.) Все √ свои.

    Есть смерти┘ Так то √ чужак виноват. Пришлый в Одессу. И пособник фашистов в прошлом. Предатель. А так √ все свои. Свой даже эмгэбэшник, быстренько арестовавший и избивший Гоцмана, выгнанного Жуковым из кабинета за сравнение Маршала Победы с фашистами, как и Жуков, грубо-силовым способом наводившими оккупационный порядок в Одессе. Обошлось же по большому счёту: не успел убить Гоцмана. В доску свой Жуков не дал же. В семье не без урода, эмгэбэшника┘ Ну и не без уродинки сам супержестокий Жуков.

    Так своё и помнится хорошим не за объективную хорошесть, а за то, что своё. За то, что оно точно-точно такое, каким было, когда мы были молодыми, детьми┘ И дым отечества нам сладок и приятен┘ А если оно ещё и недостижимо по всяким причинам┘ Из-за невозможности приехать, например, или из-за необратимости самого времени┘

    Отлично, смачно сделанный сериал. Казалось бы, радоваться нужно. Такое произведение в такое время, время упадка отечественной кинематографии┘

    А √ обидно.

     

    Я подразделяю для себя искусство на идеологическое и прикладное. Идеологическое, хоть теперь слово ╚идеология╩ не в чести, это так называемое настоящее, высокое искусство. Оно порождено в большой мере подсознанием художника. Тот не смог выдержать √ его б разорвало иначе, фигурально выражаясь, - если б он не схватил, скажем, кинокамеру, и не стал снимать: выражать свой идеал, который и выразить иначе, чем снятыми кадрами, невозможно. В первую очередь словами выразить √ невозможно. И оттого создаётся┘ противоречиями. Как в ╚Ликвидации╩, казалось бы: своё √ внешне уродливыми типичными евреями, внутренне уродливыми одесскими ворами, политически уродливым Маршалом Победы, не считающимся с законом┘

    Прикладное же искусство √ это ╚искусство для╩. Только не для выражения идеала. Для чего-то поменьше. Марш √ для войска, месса √ для церкви, колыбельная √ для усыпления. А есть ещё целый разряд √ для усиления какого-нибудь чувства. Похоронный марш √ для горя, неаполитанские песни √ для внушения любви┘ ╚Ликвидация╩ - для ностальгии по прошлому.

    Творец произведения прикладного искусства с самого начала творения знает, что он хочет сказать. И потому, по большому счёту, знает, как это сказать. Может у него не сразу получиться сказание лучшим образом √ он поправит. Но он знает. В отличие от творца произведения идеологического искусства. Тому идеал дан больше в подсознании, чем в сознании. Но не только из-за того знаменитая мука слова, а из-за того, что ╚слова╩-то никакие не годятся для подсознательного. Вот и вырываются √ противоречивые. √ От искренности самовыражения.

    Это и есть художественность: противочувствия (от противоречий: 1 и 2) вызывают 3 √ возвышение чувства (катарсис).

    А усиление чувства происходит проще, заражением. Например, прошлое → ностальгия. Чем точнее прошлое, тем сильней ностальгия. А точность сама по себе √ это вне нравственности. Потому нехорошие черты прошлого не имеют нравственного измерения. И хороши. А художник стихийно знает же про сложноустроенность (1, 2, 3) художественности. Вот Урсуляк и рисует на одесских домах облупившуюся штукатурку и снимает, в том числе, другие нехорошести.

    Но это совсем не от неведения своим сознанием своего идеала, известного только его подсознанию. Это √ от мастерства.

    Он сделал-таки произведение искусства. Но не высокого √ прикладного.

    А мог бы┘

     

    Мне кажется, я понимаю, откуда ноги росли у такого кино-ностальгии. От того, что надоела эта ориентация на так называемые общечеловеческие ценности в виде американского глобализма.

    Но, друзья, надоело-надоело, а ведь не пугают же дальновидные люди, что России не останется вообще, если она не станет конкурентопригодна. Так и будет.

    И я предлагаю спасительную национальную идею.

    Недавно додумался до подходящего образа для её описания.

    Я десятки лет работал конструктором. Одевал в материал электрические схемы радистов. Работал в самой, можно сказать, отсталой от Запада отрасли √ радиоэлектронике. Мне и в голову не приходило, например, поднимать вопрос о замене алюминиевого литья корпусов наших приборов, - стандартизованные, не моги покушаться на всесоюзный стандарт, - о замене на композитный материал. Пусть-де полегчают наши приборы. Я не знал о вообще существовании композитных материалов, не читал специальных журналов. Я впервые об этом композитном подумал лишь в первую фазу перестройки, громко объявившей про кошмар тиражирования технической отсталости. Я испугался неподъёмности своей мысли и так ничего и не предпринял. А числился в коллективе отличным конструктором, элитой. У меня было даже одно свидетельство об изобретении (так и не внедрённом) и масса свидетельств о промышленном образце. Хоть инженером я стал не по призванию. В работе было масса рутины. От ненависти к ней я работал очень быстро. Был передовиком. Но никогда не оставался после работы, ибо дома я писал искусствоведческое сочинение, им я оказывался, думаю, на переднем краю мировой интерпретационной критики. Там была моя душа.

    Вот подобное раздвоение я предлагаю для российской национальной идеи.

    Спасти человечество!

    Миру, ведомому США, грозит глобальная экологическая катастрофа от перепроизводства и перепотребления, от прогресса. Естественным противником успешности как идеала является мало изменяющийся российский менталитет, пережиток первобытного коммунизма. А у непервобытного коммунизма суть же √ разумное материальное потребление и неограниченное духовное. То, что в принципе способно спасти человечество от гибели от прогресса. Застой. Но гибель России от неконкурентоспособности ещё ближе. Так надо возглавить мчащееся к пропасти стадо и постепенно повернуть его от пропасти. Надо взять себе целью модернизацию, но осложнить каждый инновационный проект мерой его вреда для темпа отказа от прогресса и комфорта. Ибо чем дольше длим отказ, тем ниже от уровня нынешнего небогатого европейца будет тот уровень человечества, который в итоге удастся установить после отказа от прогресса.

    Но человечество будет спасено.

    Это движение вперёд со смотрением назад.

    А Урсуляк предложил одно смотрение назад┘

     

    22 ноября 2011 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
335549  2016-06-12 18:14:31
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- * - Ну, так зачем было бочку катить на Урсуляка? Его, вот, наградили.

- Неверно, что наградили.

То есть то, за что наградили, было объявлено правильно:

«Режиссёр Урсуляк умеет с пронзительной подлинностью передать дух времени разных периодов истории Российской Федерации» (http://russia.tv/video/show/brand_id/18286/episode_id/1307853/video_id/1484289/ 09:41).

Но, по-моему, нельзя вообще награждать Государственной премией за произведения прикладного искусства. А это – именно прикладное: «Ликвидация», например, сделана, чтоб возбуждать ностальгию по советскому прошлому. Пусть нехорошему, но такому родному.

Это – потворство творящим на потребу плохого вкуса.

Возбуждает у масс сильные эмоции, да. Но футбол тоже возбуждает сильные эмоции. Так наградить Госпремией сборную по футболу за, скажем, сведение вчера к ничьей игры с англичанами?

07.11.2011
14:30

"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.

    Я почему-то думаю, что Звягинцев неверующий. (Может, мне удастся, пока пишу, понять, почему я так думаю.) Но √ сужу по себе √ и неверующий иногда да усомнится. И ох, . . .

28.10.2011
13:29

Кто опростоволосился: Попов или я?

    Мы советскую власть, мягко выражаясь, ненавидели, во всех ее проявлениях. М. Чудакова. Недавно я позволил себе укусить Маркса и Ленина за то, что они не . . .

17.09.2011
12:54

Соблазн.

    Акунин написал ╚Турецкий гамбит╩ в 1998 году. Денис Медоуз книгу ╚За пределами роста╩ - в 1992 году. Акунин, тоже, как и Медоуз, рассуждающий в романе о судьбе . . .

25.08.2011
18:26

Предискусство.

    А давайте подойдём догматически: если когда-то произошло искусство, то перед ним было предискусство. С другой специфической функцией. И если искусство, по . . .

06.08.2011
14:45

Грис, художник "подлинной действительности".

    Давайте проследим за рассуждением Хюбнера. А дальше - сами в том же духе┘ 19-е столетие доказало могущество науки и техники? √ Доказало. √ Значит, объективность, . . .

21.07.2011
10:44

Ну что: ещё раз про любовь?

    Но всю эту человеческую комедию надо наблюдать издали, охраняя свой мир. В тишине кельи лучше слышны важные мысли. Ваши бури должны быть внутри вас. Э . . .

06.07.2011
19:15

Опа!

    Чёрт побери! А ведь Рязанов воспел демонизм в своём фильме ╚Ирония судьбы, или С лёгким паром!╩ (1975). Как это жутко звучит. А, тем не менее, дальнейшая эволюция . . .

12.05.2011
18:38

Гражданин и поэт.

    Недавно мне удалось с помощью интернетского поисковика эффективно одержать победу над идейным противником. Нельзя ли повторить?.. Давно злит Быков. И вот он . . .

21.04.2011
16:48

Информационная война

    Хоть это и не о художественном смысле, но всё же о скрытом. Потому, может, можно это себе позволить. Демонстрирую поток моего сознания, занимающегося проверкой, . . .

11.04.2011
10:08

Не духом единым?.. Или не хлебом?..

    Антисоветская и анисталинская мифология √ факт эпохи┘ в той ситуации, в которой мы живём, не мифы нужны. Нужна реальность, трезвость ума нужна, а не слепая . . .

05.03.2011
10:10

Да не забудьте же!

    Какое б новое сраженье Ни покачнуло б шар земной, Я всё равно паду на той, На той единственной, гражданской┘ Булат Окуджава. Около двух недель назад в . . .

19.02.2011
09:25

Блок - хапанию.

    Да простят меня-выскочку читатели мои, но у меня есть совершенно оригинальное понимание символизма, описываемое поговоркой: не согрешишь √ не покаешься, не . . .

10.02.2011
15:05

Новые левые - мальчики бравые.

    Не разобраться, где левые, правые... В. Высоцкий. Пусть это будет приложением к последним статьям (в частности, тут, тут, тут, и тут) о левизне как . . .

31.01.2011
19:15

Левизна как материальное самоограничение.

    (Продолжение) Или Ещё о фальсифицируемости. Отними у русского пьяницы бунтарский подтекст, и что останется? √ Ничего. Наум Чечельницкий. Уважаемые . . .

24.01.2011
22:29

Песни победы.

    Канун дня рождения Высоцкого┘ Наверно, со мною согласятся, что он пел песни победы. Грядущей. Как солнце накануне восхода: вот-вот и взойдёт. Чтоб не повторяться┘ . . .

24.01.2011
21:54

Матрица.

    Всё для человечества началось с экологических катастроф в районе, называемом теперь Кенией. Одна загнала предлюдей в образовавшееся мелкое море, отделившее эту . . .

29.12.2010
08:35

Адекватность.

    Будущее культуры √ в её арьергарде! И. Бродский. Способность себя ограничивать делает человека свободным. А. Кончаловский. Мои неединомышленники! Этой . . .

19.11.2010
11:12

Как Гордон наводил тень на плетень.

    Он сказал в самом начале: ╚Кино мне не нравится, но я не понимаю, почему. Я хочу сегодня┘ чтоб мне объяснили, что это за феномен такой╩. Речь о фильме Гай Германики . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100