Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.10.2021 |
|
||
23.10.2021 |
|
||
20.10.2021 |
Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.
|
||
17.10.2021 |
|
||
16.10.2021 |
|
||
15.10.2021 |
|
||
14.10.2021 |
|
||
13.10.2021 |
Надо просто не бояться ставить точки над i
|
||
12.10.2021 |
Я получил возражение Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение. Декадентам
И я вспомнил (см. тут), что зарезервировал отличие декадентства от сатанизма. Декадентство спокойно приемлет первенство Зла, а сатанизм – с торжеством. Мне остаётся только проиллюстрировать это торжество. Смотрите: "Цветом своего лица, синеватым, бескровным, он напоминал средневековых узников, на целую жизнь замурованных в душном мраке сырых темниц”. Согласитесь, что со времён романтизма привлекаемое для устрашения средневековье (для создания образа плохой действительности, которой противостоит прекрасная душа героя), - согласитесь, что это средневековье величественно. Вот эхо того величия и использует Шарль Гюисманс в романе “Там, внизу” (1891). Оттуда я и привёл цитату. Ей у Фофанова соответствует "Бледная, с поблекшими чертами”. Только у Гюисманса отношение где-то торжественное ("на целую жизнь”), а у Фофанова – отрицательное (отрицается как раз за это торжество): "вопят они о чем-то непонятном”. Торжественное нарекается непонятным. Или вот пример из Гюисманса: "— Почему возмущает тебя так пыль, — ответил де Герми. — Помимо того, что у нее вкус застарелого бисквита и блеклый запах древней книги, она как бы набрасывает на вещи воздушно-бархатный покров, осыпает их мельчайшим сухим дождем, смягчает чрезмерные краски, грубые тона. Она — одеяние запустения, пелена забвения”. Ода! Какое воспевающее словоприменение: "бисквита”, “древней книги”, “воздушно-бархатный покров”, “смягчает”, “одеяние”, “пелена”. Оппозицией пыли (воздействующей на обоняние), воспеваемой Гюисмансом, у Фофанова является "Душен” (слово с негативной аурой). Вызывающе позитивный облик де Греми у Гюисманса можно противопоставить у Фофанова негативному облику, тех, кто у него названы "князья уродства”. И какой он? "…он бросался в глаза своей исключительной изысканностью и вместе с тем видом, исполненным презрительного недоверия. Высокий, худой, очень бледный, он прищуривал близко посаженные над коротким вздернутым носом глаза с темно-синим отливом. Волосы его были белокуры, щеки выбриты, заостренная бородка была почти пробкового цвета. Он производил смешанное впечатление болезненного норвежца и жесткого англичанина”. Кого умиротворённый во Зле Фофанов хорохорящихся Злом врагов своих, сатанистов, мог называть тенденциозно и несправедливо маской "донкихотства”? – Смельчаков каких-то. Например, звонаря Карэ, рискующего сорваться с высоты, как безрассудно смелый Дон Кихот с лопасти ветряной мельницы, в которой застряло его копьё, и он его мужественно не выпускает из рук, хоть лопасть подняла смельчака на опасную для жизни высоту. "Они вошли в круглый покой, посредине которого у ног их зияла большая скважина, обнесенная железным перилами, изъеденными оранжевой ржавчиной. Глаз тонул в бездонной пропасти, если всмотреться приблизившись. Казалось, что на самом деле смотришь в отверстие камня над колодцем, и что колодец этот чинится. Казалось, что скелет перекрестных брусьев, на которых висели колокола, опущен в глубину сруба, чтобы подпереть стены. — Подойдите, сударь, не бойтесь, — пригласил Карэ, — взгляните, что за очаровательные создания!”. Так что логика вражды декадентов с сатанистами выдержана. Просто не устоялось тогда различение между спокойными декадентами и пафосными сатанистами. 14 сентября 2021 г.
|
||
11.10.2021 |
Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября
|
||
09.10.2021 |
|
||
08.10.2021 |
|
||
07.10.2021 |
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…
|
||
05.10.2021 |
|
||
03.10.2021 |
Да здравствует, мол, упрощенство!
|
||
01.10.2021 |
|
||
30.09.2021 |
|
||
30.09.2021 |
|
||
29.09.2021 |
Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)
|
||
27.09.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"