Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
15.12.2024 |
Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023
|
11.12.2024 |
Вечное повторение на службе у предателей России
|
09.12.2024 |
В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных
Он поверил, что отмена частной собственности на средства производства благотворно влияет на людей: они из плохих становятся хорошими. Это было в значительной мере подсознательным идеалом угадываемой истины. На самом деле это было необоснованной верой: мало ли что можно в марксистских книгах намолоть. То есть, было мифом, сверхъестественным, в которое веришь. Но и это не осознавалось. Так как сознанию предъявлялся (в первом рассказе “Конармии” - “Переход через Збруч”) факт лично его, Бабеля в образе рассказчика, на глазах улучшение. Начинает рассказчик описывать себя как грубого конармейца, антисемита (хоть сам еврей), а доходит до вырастания этого человека до гуманиста небывалого в истории масштаба – из-за брезжащего скорого наступления социализма: вот уже перешли границу бывшей царской России (реку Збруч – границу с Австро-Венгрией), дойдём до Варшавы, а там и Берлин восстанет, и наступит Мировая революция и потом всемирный социализм. – Получается соцреализм высшей пробы, ибо рождён подсознательным идеалом истины (про рождение социализма в душах). А миф имеет свойство, что о нём рассказывают поэтически. И про плохого интеллигента-повествователя-конармейца (писарь Лютов он, как выяснится в следующих рассказах), и про плохую саму по себе войну, и про противных мещан-евреев… И вот эта странность – поэтичность в прозе – и является той меткой, что произведение рождено подсознательным идеалом, а не замыслом сознания. Сознание просто сдалось под напором слепого вдохновения и разрешило впустить в текст поэтизмы об… ужасном. Смотрите: "Поля пурпурного мака цветут вокруг”. Намёк на кровавость войны. "Тихая Волынь изгибается… и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля”. Она против нашествия чужих войск. "Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова…”. На этой противной войне катятся человеческие головы. "…нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами”. Ужас войны, да, красиво обставляют – штандарты… "Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу”. Прорывается всё же ужас войны, но... красота вокруг. "Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов. Мосты разрушены…”. Плохая война, а зато есть возможность – без мостов – любоваться водоворотами. "Величавая луна лежит на волнах. Лошади по спину уходят в воду…”. А смертельно ж опасно так сходу переправляться, как требует война, но… красиво. "…звучные потоки сочатся между сотнями лошадиных ног. Кто-то тонет и звонко порочит богородицу”. Кому – тонуть, а кому – звучность… "Я нахожу развороченные шкафы в отведенной мне комнате, обрывки женских шуб на полу, человеческий кал и черепки сокровенной посуды, употребляющейся у евреев раз в году — на пасху. — Уберите, — говорю я женщине. — Как вы грязно живете, хозяева…”. Грязь тоже может быть живописной. Но, главное, Лютов не впускает в сознание, что это следы еврейского погрома, а не просто грязь. – Отвратительный тип, подстраивающийся под грубость конармейцев. "Они кладут на пол распоротую перину, и я ложусь к стенке, рядом с третьим, заснувшим евреем”. Распоротая – это красиво как ужасность. А что это след погрома – вытесняется из сознания. – Чтоб озарило, когда уснувший окажется убитым путём (живописно!) разрубания топором лица и вырывания (тоже живописно!) глотки. Чтоб озарило не от вида даже, а… "— Пане, — говорит еврейка и встряхивает перину, — поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру. Но они сделали так, как им было нужно, — он кончался в этой комнате и думал обо мне… И теперь я хочу знать, — сказала вдруг женщина с ужасной силой, — я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец…”. Вы представляете, КАКОЙ силы гуманизм наступит в скором будущем? 25 августа 2023 г.
|
07.12.2024 |
|
03.12.2024 |
Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»
|
28.11.2024 |
|
26.11.2024 |
Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»
|
24.11.2024 |
3-е продолжение уныния с Чеховым
|
23.11.2024 |
|
21.11.2024 |
Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие
|
19.11.2024 |
|
16.11.2024 |
Проследим за логикой искусствоведа
|
14.11.2024 |
|
08.11.2024 |
Наверно, не попала под репрессии картина
|
07.11.2024 |
|
06.11.2024 |
|
04.11.2024 |
|
02.11.2024 |
Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели
|
01.11.2024 |
Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году
|
29.10.2024 |
Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"