TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.12.2024
21:52

Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023

    Словоблудие таково: "Живопись Дмитрия Николаевича Ермолова акцентируется на самом первом и самом ярком впечатлении. Это картины, посвящённые сильной и . . .

11.12.2024
21:43

Вечное повторение на службе у предателей России

    Это можно было предвидеть… Раз Россия, ужаснувшись демократии 90-х, шатнулась в традиционализм, то стихи поэты должны были начать писать преимущественно . . .

09.12.2024
21:00

В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных

     

    Он поверил, что отмена частной собственности на средства производства благотворно влияет на людей: они из плохих становятся хорошими. Это было в значительной мере подсознательным идеалом угадываемой истины. На самом деле это было необоснованной верой: мало ли что можно в марксистских книгах намолоть. То есть, было мифом, сверхъестественным, в которое веришь. Но и это не осознавалось. Так как сознанию предъявлялся (в первом рассказе “Конармии” - “Переход через Збруч”) факт лично его, Бабеля в образе рассказчика, на глазах улучшение. Начинает рассказчик описывать себя как грубого конармейца, антисемита (хоть сам еврей), а доходит до вырастания этого человека до гуманиста небывалого в истории масштаба – из-за брезжащего скорого наступления социализма: вот уже перешли границу бывшей царской России (реку Збруч – границу с Австро-Венгрией), дойдём до Варшавы, а там и Берлин восстанет, и наступит Мировая революция и потом всемирный социализм. – Получается соцреализм высшей пробы, ибо рождён подсознательным идеалом истины (про рождение социализма в душах).

    А миф имеет свойство, что о нём рассказывают поэтически. И про плохого интеллигента-повествователя-конармейца (писарь Лютов он, как выяснится в следующих рассказах), и про плохую саму по себе войну, и про противных мещан-евреев…

    И вот эта странность – поэтичность в прозе – и является той меткой, что произведение рождено подсознательным идеалом, а не замыслом сознания. Сознание просто сдалось под напором слепого вдохновения и разрешило впустить в текст поэтизмы об… ужасном.

    Смотрите:

    "Поля пурпурного мака цветут вокруг”.

    Намёк на кровавость войны.

    "Тихая Волынь изгибается… и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля”.

    Она против нашествия чужих войск.

    "Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова…”.

    На этой противной войне катятся человеческие головы.

    "…нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами”.

    Ужас войны, да, красиво обставляют – штандарты…

    "Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу”.

    Прорывается всё же ужас войны, но... красота вокруг.

    "Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов. Мосты разрушены…”.

    Плохая война, а зато есть возможность – без мостов – любоваться водоворотами.

    "Величавая луна лежит на волнах. Лошади по спину уходят в воду…”.

    А смертельно ж опасно так сходу переправляться, как требует война, но… красиво.

    "…звучные потоки сочатся между сотнями лошадиных ног. Кто-то тонет и звонко порочит богородицу”.

    Кому – тонуть, а кому – звучность…

    "Я нахожу развороченные шкафы в отведенной мне комнате, обрывки женских шуб на полу, человеческий кал и черепки сокровенной посуды, употребляющейся у евреев раз в году — на пасху.

    — Уберите, — говорю я женщине. — Как вы грязно живете, хозяева…”.

    Грязь тоже может быть живописной. Но, главное, Лютов не впускает в сознание, что это следы еврейского погрома, а не просто грязь. – Отвратительный тип, подстраивающийся под грубость конармейцев.

    "Они кладут на пол распоротую перину, и я ложусь к стенке, рядом с третьим, заснувшим евреем”.

    Распоротая – это красиво как ужасность. А что это след погрома – вытесняется из сознания. – Чтоб озарило, когда уснувший окажется убитым путём (живописно!) разрубания топором лица и вырывания (тоже живописно!) глотки. Чтоб озарило не от вида даже, а…

    "— Пане, — говорит еврейка и встряхивает перину, — поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру. Но они сделали так, как им было нужно, — он кончался в этой комнате и думал обо мне… И теперь я хочу знать, — сказала вдруг женщина с ужасной силой, — я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец…”.

    Вы представляете, КАКОЙ силы гуманизм наступит в скором будущем?

    25 августа 2023 г.

07.12.2024
21:17

Озарение Вольфа Шмида

    Стоило мне так долго жить (мне 85), чтоб сегодня, вот, прочесть некоторым образом то, за приятие чего наукой об искусстве я неумело бьюсь уже больше полувека. Текст . . .

03.12.2024
23:06

Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»

    Почему недостойный? – Я ориентируюсь на Пушкина. Он тоже ответил стихотворением “Клеветникам России” на политические речи. Как ответил стихотворением Лоза на . . .

28.11.2024
20:52

Что я себе позволяю

    Прочёл у Вольфа Шмида такую сноску: "На роль физиологии при возникновении и развитии идей в мире Чехова указывает А. П. Чудаков, приводя одну из заметок из . . .

26.11.2024
14:59

Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»

    Я не согласен с теми, кто считает украинцев с русскими одним народом. Теперь особенно ясно, что в политическом (не этническом) смысле это стал вполне другой народ, . . .

24.11.2024
21:30

3-е продолжение уныния с Чеховым

    Читаю всё ту же книгу Катаева “К пониманию Чехова” (2018) – https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19, а огорчает он меня всё по-новому. "Ещё одно направление филологии - . . .

23.11.2024
19:47

Филологический восторг

    Я прочитал рассказ Чехова “Толстый и тонкий” (1883) по наводке теоретика Шмида, самого Шмида не читая, и ничего в рассказе не понял. Вернее, не увидел, как тут можно . . .

21.11.2024
20:59

Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие

    Решетников. Опять двойка. 1952. Ведь семья эта по тому времени очень зажиточная. Один велосипед для малого чего стоит. А часы какие богатые, деревянные. Платяной . . .

19.11.2024
19:47

Провал Льва Толстого

    Он “Смертью Ивана Ильича” опустился к прикладному искусству, осуществив замысел сознания: плохо жить индивидуалистом, надо жить не для себя. Доказательство? – . . .

16.11.2024
21:33

Проследим за логикой искусствоведа

    Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете: Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971. И пользуется сравнением с такими картинами: Салахов . . .

14.11.2024
21:30

Продолжение уныния с Чеховым

    Кто читал начало (тут), знает, что уныние – от беспомощности некоего Катаева адекватно понимать произведения Чехова. И это в довольно свежей книге “К пониманию . . .

08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал . . .

07.11.2024
21:08

Моя китайская месть Губерману

    Месть простая. (Смейтесь, если хотите.) Я ж считаю что человечество когда-нибудь примет моё предложение резко отличать от произведений неприкладного искусства . . .

06.11.2024
15:04

Как «Антифейк» Первого канала не смог искусствоведчески побороться с измышлениями украинских националистов

    Что врут на Украине? "Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века . Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это . . .

04.11.2024
21:21

Мой провал

    Озаглавил после того, как написал до конца. Я пишу для рафинированных любителей искусства. А в России – разделение людей: на Уралвагонзавод и креативный класс . . .

02.11.2024
19:25

Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели

    Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве . . .

01.11.2024
15:56

Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году

    Я немного обижен на мою маму. Когда она умерла, на её лице застыла горькой складкой губ обида. Она в 73 года умерла. Могла б, может, и дольше прожить, если б медицина . . .

29.10.2024
21:46

Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал

      Попалась книга о чеховских произведениях – Катаев. “К пониманию Чехова” (2018). Одной страницей - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19. "Если "Чайка" - это пародия на . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100