23.12.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
11.11.2010 |
ОТ "СУВЕРЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ" К "СУВЕРЕННОМУ КАТОЛИЧЕСТВУ"?
|
|||||||||||||||||||||||||
07.09.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
18.06.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
24.05.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
30.04.2010 |
Возмущения земные. И небесные.
|
|||||||||||||||||||||||||
29.03.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
20.03.2010 |
Брюс Уиллис с хвостом и примусом Брюс
Уиллис с хвостом и примусом В рамках дискуссии <Литературной газеты>: <Обаяние зла или бессилие добра?> <Быть умным, значит быть добрым>. Это
определение ума принадлежит Достоевскому. Есть и другое, назовём его <тезис
Рокфеллера>, в двух словах оно звучит так: если ты такой умный, почему ты такой
бедный? Можно его дополнить: почему тебя не показывают по телевизору, почему
твоими сексуальными похождениями не забит интернет, почему торговки на рынке до
хрипоты не спорят о твоём очередном разводе (свадьбе)? Два мира Собственно,
это даже не две различные формулировки - это два мира. Первый мир с удивлением
и радостью когда-то открыли для себя наши братья по Христу и России - чуваши. И
Владимир Даль ещё два века назад приводит чувашскую народную пословицу:
<русский человек - добрый человек>. Впрочем, и с более дальнего расстояния
сердцевина русского мира предстаёт той же. И Томас Манн в <Докторе Фаустусе>,
описывая старую немецкую крестьянку, говорит: она была добра, как может быть
добра только русская крестьянка. Другого сравнения у него не находится.
Подобное можно найти и Хемингуэйя, и у Ремарка, не говоря уже о Гамсуне или
Рильке. То есть, заметьте, не презренные славянофилы в лаптях и понёвах, а сплошь
приличные иностранцы в смокингах и со стаканами мохито в руке. Значит
ли, что это добро - вялое бессильное нечто, на закорках которого ездит, кто не
попадя, а оно, добро, только и делает, что улыбается и всех жалеет? Что-то мне
подсказывает, что это не совсем так. Иначе бывший директор ЦРУ не назвал бы
русских <самым непокорным народом в мире>, а Наполеон с Гитлером почитались бы и
сегодня отцами европейской демократии и основоположниками единой конституции.
Но что-то не заладилось. То ли не с той ноги пошли, то ли насморк замучил. Сквозит,
знаете ли, на одной шестой мировой суши. И
сквозит давненько. Например, кто недавно победил на телеконкурсе <Имя России>? Правильно,
святой благоверный князь Александр Невский. Он известен не только тем, что цвет
Тевтонского ордена заразил <рыбьим гриппом> на дне Чудского озера (после чего
орден стал хиреть, слабеть, и, в конце концов, выродился в нынешние
прибалтийские демократии). Александр Ярославович известен и тем, что жестоко
подавлял антимонгольские восстания своих соплеменников. И казнил зачинщиков
лично. Добро ли это? Безусловно, иначе пришли бы монголы и выжгли то, что чудом
уцелело после нашествия. И что же - образ, созданный Николаем Черкасовым, в
фильме Сергея Эйзенштейна слаб и неубедителен? И просвещённые паны рыцари с
проломленными шлемами и отрубленными рогами выглядят убедительней? А были
ведь ещё и святой благоверный князь Дмитрий Донской с чернецами Пересветом и
Ослябей, и святой праведный Феодор Ушаков Не просто герои, а святые - то есть
максимальное воплощение добра для целого народа. Значит, добро может и должно
быть не только с кулаками, но и с копьями, пищалями, гаубицами и <катюшами>. С
передвижными ракетными комплексами <Тополь-М> и танками Т-90. Но при
этом оставаться добром. Потому что невозможно представить себе Дмитрия
Донского, снимающего кожу с пленных татар на перчатки для своей княгини.
Невозможно представить себе Фёдора Ушакова, загоняющего турок в газовую камеру.
А вот старую русскую крестьянку, ту самую, о которой писал Томас Манн,
потерявшую на войне детей и дающую краюху хлеба оборванному завоевателю,
соотечественнику писателя - её представить очень даже можно. Потому что так и
было. И её образ не менее убедителен, чем маршальская бронза Жукова на Красной
площади. Если бы
эту крестьянку снял Сергей Бондарчук, её образ и сегодня был бы убедителен и
мощен. И напротив - если бы Эйзенштейн накануне войны не снял <Александра
Невского>, победа добра была бы серьёзно осложнена, хотя и всё равно неминуема
(потому что крестьянка, отправившая сыновей на войну, воспитала их в добре, с
иконками в красном углу). А
теперь представим себе нынешнего киногероя. Ту же, так сказать, фамилию
(Бондарчука, разумеется, а не Эйзенштейна), но уже в историческом развитии, с
курсом на консервативную модернизацию, подростковый секс и любовь к Родине. Что
больше всего запомнилось в <Девятой роте>? Гениталии из пластита, гарнизонная
шлюха и мокрые штаны будущего героя-десантника. Образы яркие, что и говорить.
Но - из другого мира. И подростки, насмерть забивающие бомжа в подъезде, уже
есть часть другого мира. Гуманитарные бомбардировки Слава
Богу, что всё-таки не <Девятая рота>, а <Брат> и <Брат-2> вызвали наибольшее
сочувствие соотечественников. Хотя по большому счёту это свидетельствует лишь о
плохой демографии, то есть зрелых, воспитанных на других ценностях людей в
России пока ещё много. Но пропасть растёт. И наученные добрыми калифорнийскими дядюшками
из голливудпросвета уже вовсе не так и непредставимы <крепкие орешки>
рязанского происхождения, снимающие скальпы (со злодеев, наверно) и
растворяющие заживо в серной кислоте (маньяка-педофила, предположительно). - Но
это когда-то ещё я Брюс Уиллисом стану, а пока можно и на бомже
потренироваться. Для очистки нашего подъезда от паразитов. Вот папа, он в
милиции работает, тоже очищает наш город от паразитов. Так он на подпивших
журналистах в вытрезвителе тренируется. А недавно брат из армии вернулся - он
тоже на ком-то там тренировался. У нас вся семья натренированная Можно
бы сказать, что дело в семье. Но семья сегодня практически не может защитить от
другого мира: от телевидения, интернета, кино. От школы, куда всё назойливее
лезут персонажи Оруэлла с законодательными инициативами. Вот, к примеру,
последняя новость <из другого мира>: семья евангельских христиан из Германии
получила политическое убежище в США. А на родине их ждал суд. Нет, они не
отрицали Холокост и не пели рождественские песенки перед портретом Гитлера,
просто они не хотели учить детей в государственных школах. Где детям - в обязательном
порядке - преподают <сексуальное воспитание> и <уроки толерантности и
богохульства>. Не хотите пускать в школу? А мы вас родительских прав лишим. На
полном серьёзе и в судебном порядке. И это уже не первая семья, покинувшая
фатерланд по религиозным причинам за последние годы. Это у них <орднунг> такой,
порядок то есть. Сказали <нацизм> - так мы белокурых предков вплоть до
нибелунгов откопаем, сказали <поликорректность> - так обязательно или бабушку с
негром видели, или дедушка - тоже за мир боролся. Пока
ещё можно сбежать в Америку, там евангельская община сильна. Ну, а как и там
вождь разнокожих <орднунг> наведёт? Попробовали недавно библейские ссылки на
прицелы винтовок для войны в Ираке ставить (для точности, что ли?), так скандал
страшный. Крестовыми походами-де повеяло, расовой диффомацией и убийством
Мартина Лютера Кинга. Пентагон за Библию краснел больше, чем за пытки в
Гуантанамо. Партию винтовок, разумеется, изъяли. Послали новую - с картинками
из <Плэйбоя>. Куда
там Оруэллу и Кампанелле! Здесь всё серьёзно: во Франции дети в школах уже
давно не могут носить кресты, из евроконституции убраны все ссылки на христианские
корни европейской цивилизации. А свято место пусто не бывает Точка русскости Воланд
пришёл к нам не из титров сериала Бортко. И желание <быть, как Воланд> возникло
не сегодня. Ещё на заре массового прочтения <Мастера и Маргариты>, подученный
разными интеллигентного вида и образа мыслей дяденьками и тётеньками, посетил я
<нехорошую квартиру>. То есть не квартиру, а <тот самый> подъезд. Раскрашенный
и расписанный (кто помнит) поклонниками то ли Булгакова, то ли самого Мессира и
К. Было полно всякого рода Бегемотов, поменьше Гелл, и даже один Башлачёв. Так
вот - поразило другое, а именно отчаянная надпись: <Воланд, приходи поскорее,
слишком много дряни развелось!> Перестройка была в самом разгаре. Не
знаю, как сложилась судьба просителя. Может быть, он погиб в Октябре 1993-го,
восстав <против дряни>, может, спился, лишившись работы и жилья, а может, стал
менеджером среднего звена и благополучно дожил до мирового кризиса. Но то, что
Воланд вернулся - очевидно. Также
очевидно и другое - ни тогда (накануне падения СССР), ни сейчас - саму
возможность <разобраться с дрянью> уже не связывали и не связывают с
государством. Где утрачена вера в физическое могущество и справедливость,
остаётся уповать на метафизическое. Вот только какое? Ведь настоящим
божеством современного мира является <эффективность>. <Эффективный менеджер>
(две <волги> на один ваучер), <эффективный политик> (<социализм с человеческим
лицом> на танковых гусеницах), <эффективная экономика> (нефтегазовый допинг в
дряблые мышцы <Челси>) и т.д. А тут
<эффективная метафизика> - бац, и оторвали голову мерзавцу, хлоп, и застрелили
негодяя. И всё это с шуточками - куда там твой Петросян. Прям-таки Брюс Уиллис
во фраке и перчатках, с хвостом и примусом. И что
же, в конце концов, <эффективней> для малыша, играющего в бандита - ковровые
бомбардировки или пост с молитвой? Первое - вот оно, результат второго - не так
заметен, если заметен вообще. Да к тому же когда на головы молящихся сыплются
бомбы с надписью <Счастливой Пасхи>, как это было в Сербии. Где натовскими
войсками командовал, кстати, генерал-сатанист (чего особенно и не скрывал). Но это
- отдельная тема: сатанизм как культ и исповедующие его зловещие тайные
общества. Позитивистским сознанием её не объять. Хотя многие <успешные> люди
открыто являются приверженцами этих культов (что тоже как бы подтверждает их <эффективность>). Важнее
другое - в русской культуре, в золотом её сечении - Пушкине, образы зла никогда
не были убедительнее образов добра. Кто убедительнее: Гринёв или Швабрин,
Онегин или Татьяна? И добро у него не бессильно. Всегда - и по-настоящему эффективно
- злу приходит воздаяние. Но без членовредительств и улюлюканья перед костром с
преступником. Даже с состраданием. <И милость к падшим призывал > И
вопрос не в том, смогут ли современные мастера культуры создать убедительные
образы добра, а в том - пройдена ли <точка русскости> или нет? Чтобы было, для
кого создавать. Да и - кому.
|
|||||||||||||||||||||||||
02.02.2010 |
ПОД ЗНАМЕНЕМ "ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
|
|||||||||||||||||||||||||
31.01.2010 |
Союз писателей России подвергся нападению экстремистов
|
|||||||||||||||||||||||||
04.01.2010 |
|
|||||||||||||||||||||||||
15.12.2009 |
|
|||||||||||||||||||||||||
21.10.2009 |
|
|||||||||||||||||||||||||
05.10.2009 |
|
|||||||||||||||||||||||||
16.09.2009 |
|
|||||||||||||||||||||||||
18.04.2009 |
Стойкий оловянный солдатик Тарас
|
|||||||||||||||||||||||||
25.12.2008 |
Полковник Буданов.То же, но пять лет спустя.
|
|||||||||||||||||||||||||
29.10.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||
09.04.2008 |
"Лучше умереть под стенами Рима,чем жить на его развалинах..."
|
|||||||||||||||||||||||||
28.11.2007 |
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"