TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.02.2022
12:57

Моя китайская месть искусствоведам

    Я во вражде с ними, так как с момента выхода в свет “Психологии искусства” Выготского в 1965 году по сей день я не встретил ни одной работы, руководствующейся . . .

19.02.2022
13:33

По наводке

    Я эту статью начинаю писать по такой наводке: "Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех . . .

18.02.2022
20:02

Одна, но пламенная страсть

    У меня теперь одна, но пламенная страсть: представить себе, почему так тупо хвалят тех художников, кто разрешает себе делать ужасные отклонения от натуроподобия . . .

16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

16.02.2022
11:01

Как Шостакович дошёл до жизни такой

    Я влез в мироотношение Шостаковича времени Второй симфонии его (см. тут). И мне подумалось, что докатиться до такой крайности, как ницшеанство – это ж надо причину…

    А все ужасности отступления от, скажем так, натуроподобия, - если осмелиться так назвать то, что комплиментарно называют новаторством, - начались в конце XIX века с натурализма, которому "одно только и было доступно их наблюдению: “мелким помыслам” и “мелким страстям”, родящимся в “тине нечистой” обыденного мещанского существования” (Плеханов. Литература и эстетика. Т. I, М., 1958. С. 158-159). Никакого сочувствия. Этот натурализм, исчезнув, породил экстремистское искусство: символизм, экспрессионизм и ницшеанство с их крайним искажением натуроподобия.

    На эту мысль меня навёл толкователь Первой симфонии Шостаковича:

    "Первая симфония — это желание отразить жизнь. Первая часть симфонии это музыкальный образ жизни беззаботной, безмятежной. Той не пафосной жизни, которая видна и слышна, если, например, распахнуть окно и выглянуть на улицу, и там эта самая жизнь пахнет и шевелится.

    Начинается первая часть и сама симфония вспомогательной полифонической темой в исполнении трубы с сурдиной, фагота, кларнета, как будто коты за окном прыг-прыг, скок-скок — перекликаются между собой” (https://politota-net.livejournal.com/91076.html).

    Позволю себе описать словами, что я слышу в первой части.

    То там, то сям глазу являются какие-то отдельные предметы. Ничем не связанные, кроме как одновременностью. Не ласкающие глаз. Что-то перебегающее, как пальцы по клавишам, как кошка лапами по кускам черепицы на крыше. А другой кот плавно крадётся. Где-то выше птичка чирикает. Не потому, что увидела кота. Нет. Ей просто так захотелось. А ещё один кот лежит на солнышке. Дремлет. Закрывает глаза. А кто-то прыгает на одной ноге. – Бац! Пацаны мячом окно разбили. – Вопль хозяйки и погоня за пацанами. Они куда-то на недосягаемое залезли и показывают нос. А тут идёт, как балерина, изящная девочка. У пацанов на неё глаза загорелись, слюни потекли. А та на них не смотрит, пританцовывает. Прыг – пробежка, прыг – пробежка. – Появился хулиган с самодовольной походкой. Идёт. Идёт. Победитель. Что-то подфутболил ногой. Девочка испугалась и побежала. Он себе идёт. Все его боятся, выглядывая из-за углов. Но наблюдателю надоело на это смотреть, и он повернулся в другую сторону. Там влечётся старуха. Она хромает, но довольна собой. Идёт. Ей трудно, но идёт. Думает: “Ах, как я порхала в молодости!” А сейчас идёт, влечётся. То болит, сё болит. – А кто там на цыпочках крадётся? Это та девочка, переставшая бояться. Опять стала идти пританцовывая. – Чу? Что-то будет… Что? Нет, ничего. Продолжает пританцовывать. И – размечталась. А хулиган – раз – и набросился. Началась потасовка. Она ему – бац! – пощёчину. Он ей руки ломает. Гвалт! – Начинают сбегаться люди. Хулиган – удирать, торжествуя, что так обратил на себя внимание. И – пустой переулок. Нет. Кто там влечётся? Кто-то идёт себе, в себя погружённый. Хулиган перешёл на торжественный свой шаг. Но тут в переулок ворвалась гнавшаяся за ним толпа. – “Ох, как это скучно”, - думает наблюдатель. И замыслился о тщете всего. Пустота ему как бы отвечает. А кто-то опять появился. Нежащийся на солнце кот? Почесался. Иначе почесался. Уснул.

    Толкователь объясняет отсутствие обычного у молодых романтизма тем, что у Шостаковича была трудная жизнь, ранее взросление.

    "Маленький консерваторский паёк, ранняя смерть отца вынудили молодого Шостаковича работать тапёром в одном из кинотеатров Петрограда”.

    И толкователь продолжает:

    "Вторую часть симфонии можно озаглавить, например, как “жизнь и грёзы” или “жизнь и кинематограф”. Хотя бы потому, что во второй части звучит партия “тапёра” — партия фортепиано, которое само по себе не часто используется в симфонической музыке. Эта фортепианная партия как бы аккомпанирует, как тапёр в немом кино, двум основным темам, одна из которых опять-таки мужская, а вторая лирическая женская. Большая половина второй части симфонии написаны в гротескном стиле, напоминающей всю эту искусственную выдуманную жизнь, которую показывают широкой публике в иллюзионах “фабрики грёз””.

    А что слышу я…

    Не стоит изгаляться. Ясно, что я попал с натурализмом.

    В XIX веке тоже рядом шла борьба рабочего класса и что-то кому-то обещала и вдохновляла. А натуралисты этого в упор не видели. Вот так же и Шостакович с революциями, гражданской войной, победой и перспективой новой жизни. – Разве что "похоронная процессия за окном”, как пишет толкователь.

    "Последняя часть симфонии похожа на постоянное преодоление приступов разочарования и жизнеотрицания. Но это раз за разом преодоление волн пессимизма и отчаянности приводит в итоге к накапливанию жизненной энергии, жизненной отчаянности в смысле смелости, которая взрывается жизнеутверждающим коротким и очень мощным всепобеждающим финалом”.

    А потом он понял, что это самообман. А на самом деле жизнь так далека от победы Добра, что впору взлететь над Добром и Злом – в метафизическое иномирие. Что и делали многие вокруг, и что не было новостью. Что и сказалось во всего лишь иллюстрации во Второй симфонии, что такое ницшеанство.

    А вот осознавал ли Шостакович свой натурализм в Первой?

    Может, и нет, если разобрать и окажется, что у Стравинского и Прокофьева "импрессионизм” (https://fictionbook.ru/author/s_v_venchakova/tvorchestvo_d_d_shostakovicha_i_russkaya/read_online.html?page=3), а не натурализм. – Натурализм был настолько давно, что забылся. И тогда вероятность подсознательности идеала пронзительной до неприятности трезвости окажется очень вероятна.

    Как может сказаться на подсознательности посвящение симфонии Михаилу Квадри?

    Тот был белогвардейцем, не эмигрировал, был выжит из консерватории за своё прошлое. Никакого романтизма (как у Булгакова) в отношении революции у него не было. Не исключено, что это не наговор на него следователю при допросе подельника, что он, Квадри, допрашиваемому заговорщику против советской власти сказал, что пистолет можно купить на таком-то рынке, а отличить офицера от солдата можно по ромбам, чтоб убить именно офицера. Как-то по-детски выглядит жизненная неосведомлённость заговорщика. Но отказ Квадри от этих слов не был принят следствием, и он был расстрелян. И посвящение пришлось Шостаковичу снять. – Неприятие Квадри Октября, ве`домое Шостаковичу, никак не помогает подсознательности идеала незаинтересованной трезвости к окружающему, но и не опровергает.

    7 января 2022 г.

14.02.2022
20:43

Ну в упор не видят и не слышат

    Я только что получил упрёк, что уделяю время художникам, не умеющим рисовать (не стану повторять то ругательство, - аж такого слова я никогда слышал, - какое . . .

13.02.2022
12:31

Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку «Сталина в кресле», выполненного, словно, говорят, Матисс написал?

    Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку “Сталина в кресле” (см. тут), выполненного в 1933 году, словно, говорят, Матисс написал? – Мог. По той же причине, какую я . . .

12.02.2022
21:44

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

    Вот само стихотворение (1934 года): Мне жалко что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе поверь, а другому себе подожди немножко, мы выйдем с собой . . .

11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100