TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

     

     

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не мешала психологическая инерция, навязанная незыблемыми научными догмами. Мир для них был изменяемым. Поэтому они, обзываемые дилетантами, впервые решали разные проблемы, глядя на них с иных, нестандартных для официальной науки позиций.

    В этом можно очень просто убедиться. Например, Николо Отто – изобретатель четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания был конторщиком, Иван Фёдоров – первопечатник России – был дьяконом, голландец Левенгук – изобретатель микроскопа был торговцем, Этьен Монгольфье, один из братьев запустивших воздушный шар, был архитектором, Андерс Цельсий, придумавший единицу разности температур, был архитектором. А великий дилетант – основатель космонавтики, создатель космической философии, изобретатель судна на воздушной подушке и других важных изобретений – К.Э. Циолковский был всего на всего школьным учителем.

    Игорь Кондаков

    В одном перечне признаков дилетанта написано:

    "Из источника "вычитывается" то, чего там нет. И наоборот – то, что там есть недоступно пониманию дилетантов” (https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/10/20/professionaly-i-lyubiteli-v-istoricheskoy-nauke).

    Это очень похоже на меня с такой цитатой из уже неоднократно привлекаемого искусствоведа Кудреватого касательно такой картины.

    Мыльников. Белая ночь. 1963.

    "Линии оконных переплетов играют важную роль и в структуре других женских портретов Мыльникова. В числе таких примеров можно назвать “Портрет жены. Белая ночь” (1963). Здесь главный пластический узел — лицо модели — находится строго в геометрическом центре полотна,

    к нему же стягиваются направления всех основных осевых линий.

    Пересекаясь в центре, все эти линии образуют прочную, симметричную линейную структуру, напоминающую по своей конфигурации типографскую букву Ж. Устойчивость этой формы словно останавливает бег “внутреннего времени” в портрете, фиксируя неповторимость подмеченного художником мгновения, замедляет порывистое движение фигуры, приводит ее в состояние неподвижности, очарованности красотой белой ночи”.

    Так я, наверно, туповатый педант, раз отказываю (второй репродукцией тут) словам "находится строго в геометрическом центре полотна” в истинности. Мне, наверно, не постичь вольного художественного жеста художника и тонкости искусствоведа, учуявшего этот жест, лишённый педантизма. То же, наверно, можно сказать про мою придирку ниже,

    демонстрирующую, что к лицу НЕ "стягиваются направления всех основных осевых линий”.

    Зато в словах "замедляет порывистое движение фигуры, приводит ее в состояние неподвижности”, я, - склонный пытаться сводить весь поиск к открытию подсознательного идеала, если произведение окажется со странностями, “говорящими” об этом подсознательном идеале, или к осознаваемому замыслу, если странностей не окажется, - такой я вижу в этих словах искусствоведа невольный отголосок угадывания пробуддизма, малочувствия. Очень неожиданный, согласитесь, в отношении своей жены. (Есть её портрет 1951 года. В 1963 году уж больше 12 лет они в браке. Мог и остыть…)

    И ведь никто о Мыльникове как пробуддисте не говорит (я, конечно, мизер читал о нём; но искусствоведы так любят повторять сведения; я б наткнулся, если б писали; а вот не входить в определённость касательно мироотношения художника – это так принято у искусствоведов, зачастую склонных к формализму, не терпящему темы ЗАЧЕМ ТАК сделано).

    1 июня 2022 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100