Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
17.09.2022 |
|
||
16.09.2022 |
Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.
|
||
14.09.2022 |
|
||
13.09.2022 |
Художник Мыльников и современность
|
||
11.09.2022 |
Подозрение
Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из окружающей действительности в негативную несусветность стали экспрессионисты и ницшеанцы разного рода: постимпрессионисты, фовисты, кубисты… И всюду была некая жёсткость в их живописи. Даже у позитивных (они воспевали прогресс) футуристов сохранялась эта некая жёсткость (прогресс же – с изъянами, вот и приходилось, как бы закусив губу до боли, прогресс воспевать). Футуристы разные научные достижения брали себе для оптимизма. Например, Хлебников был одним из считанных нескольких человек во всей России, кто ознакомился и понял специальную теорию относительности. А в ней нет направленности времени. Всё! Он ухватился… Его мучило поражение русских в Цусимском сражении. И… (Безумие!) Он – и глагола такого не подобрать – прицепил к этому своему знанию теории без стрелы времени мечту о каком-то воскресении погибших моряков. Бобэоби
Заумь была тем самым закусыванием губ до боли, ибо его мучило, что лишь несколько человек на планете поняли специальную теорию относительности: как же ему впрямую выражать свою надежду на прогресс? А революции в физике шли одна за другой, намекали на какое-то иное видение мироустройства. Специальная (1905) и общая (1915) теория относительности, ядерная структура атома (1911), волновая природа рентгеновских лучей (1912), квантовая теория атома водорода (1913), квантованные уровни энергии в атоме (1914). В макромире этому аналог был в свободе воли. Но – очень смутно. И на науку опирались, мол, и большевики. Но акцентировали, пусть и в макромире, не свободу воли, а Порядок. И это выглядело прогрессом. Футуристы и на это прореагировали корёжением натуроподобия (тем самым закусыванием губы до боли). Их вариант незапятнанного прогресса, мол, вот-вот и прорвётся в жизнь под их призывами (как потом у хрипящего из последних сил Высоцкого “вот-вот и взойдёт”). Но – из-за вездесущей периодичности – явились люди и не такого жёсткого склада, а как недавние символисты… Сардан был музыкант. А в музыке есть диссонансы и консонансы… И, если закрыть глаза на возникшую тогда модернистскую музыку, то гармония в музыке преобладает. Так что, - подумалось Сардану (позволю себе предположить я), - если сейчас в жизни как бы преобладают диссонансы (мировая война, революция, гражданская война, желание после неё строить какой-то лжесоциализм), а в физике ТАКИЕ открытия, предполагающие какое-то иное устройство мира, - что если в каком-то сверхбудущем (по-символистски, а не вот-вот, как у футуристов) всё в мире станет хорошо? С помощью науки. То есть жёсткость остаётся (наука ж не расплывчата). Но это – возврат символизма по сути. Сардан. Радиолокация. 1928. Ясно, что советская власть почуяла, что такое чем-то не советским вдохновлено. И прекратила это безобразие. 13 августа 2022 г.
|
||
04.09.2022 |
В Советском Союзе секса не было
|
||
03.09.2022 |
|
||
02.09.2022 |
223-я годовщина рождения Пушкина
|
||
01.09.2022 |
|
||
31.08.2022 |
|
||
30.08.2022 |
Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена
|
||
28.08.2022 |
|
||
27.08.2022 |
Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)
|
||
26.08.2022 |
Что понимает свинья в апельсинах
|
||
25.08.2022 |
В чём русская исключительность? – В неброскости
|
||
24.08.2022 |
|
||
23.08.2022 |
Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь
|
||
22.08.2022 |
Почему был и сплыл Русский художественный союз
|
||
21.08.2022 |
Разгадка явной загадки у художника Мыльникова
|
||
20.08.2022 |
Формалистская дурь иных искусствоведов
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"