TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

      Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл. Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, . . .

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

     

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести в ранг подсознательного идеала (ЗАЧЕМ), а потом натыкаюсь на ЧЕМ, никуда не выводящее. Как будто художник писал картину по кускам, успел удовлетвориться каким-то куском картины, но у него остался незакрашенный холст. Ну так он его кое-как закрасил. А искусствовед, не смея это огласить, с важным видом говорит и об этой части, на ходу придумывая, что бы сказать, чтоб выглядело солидно.

    Речь о такой картине.

    Мыльников. Сёстры. 1967.

    И начну – от злости – с дури искусствоведа.

    "…можно отметить <…> характерных приема <…>: "нанизывание”, подобно бусам на нить, отдельных фигур и аксессуаров на линии… формирующие скрытую геометрическую структуру изображения… Наиболее наглядно это проявилось в “Сестрах”, где упругая S-образная линия берега скрепляет собой силуэты трех женских фигур, обеспечивая таким образом правильную навигацию взгляда зрителя в картине” (Кудреватый).

    Смотрим, что тут за линия берега, и где там S.

    Бледно-зелёная линия берега, да, объединяет всех трёх сестёр. Но она не S-образная. А S-образная (жёлтая) объединяет только двух*. – Просто бла-бла-бла!

    А раньше по тексту есть пронзительные слова:

    "Так, уже в работах начала 60-х гг. меняется отношение Мыльникова к пространству и плоскости, к далевому образу, сокращается мера глубинности изображения. Цвет постепенно очищается от избытка полутонов, становится более чистым, декоративным. Тоньше становится фактура письма, в нем все большую роль начинает играть незакрашенный белый холст или его просвечивание сквозь положенные выше слои краски, что также способствует усилению большей плоскостности изображения”.

    Пронзительные они для меня, когда-то давно выведшему пробуддизм нераннего Мыльникова, разочарованного.

    Ведь это образ малочувствия – "сокращается мера глубинности”.

    Что мы видим на картине? Вид сверху вниз. Горизонта нету. Хоть не тесноты ради вышли люди на природу из квартиры, из города. Центральная, мама, сидит на камне, и, по идее, колени её ближе к нам, чем руки и ребёнок. Но нарисовано так, что этого не чувствуется. Они как бы в одной плоскости. Камень, на котором сидит мамочка, нарисован как-то подозрительно. Сквозь него что: правая сестра ноги пронзила? Или камня именно там уже нет? Но почему накидка на него там не нарисована лежащей ниже? Или это вообще не камень? А мамочка просто опёрлась спиной на бёдра левой сестры и полулежит (вид же сверху), согнув ноги в коленях… Левая сестра нарисована бесперспективно, чуть не как фигуры на древнеегипетских изображениях: лицо и туловище как бы в разных поворотах… Поверхность воды как-то не лежит…

    "Цвет очищается от полутонов” – это тоже с богатством чувств не ассоциирует, скорее наоборот.

    И что мы видим?

    Только одна (левая) из четырёх видных нам рук имеет ощутимую круглоту. То же с двумя самыми левыми из шести ног. Красное платье мамочки от талии до колен не имеет никакой полутени. С лицами почти тоже. Особенно с самым правым.

    Впечатление такое, что Мыльников горел когда-то высокими чувствами строительства коммунизма как новости в человеческой сущности (скажем, приматом общественного перед личным или творчества перед рутиной – идеей самосовершенствования, в общем). А Хрущёв коммунизм свёл к материальному потребительству, и Брежнев не опроверг. И стало скучно-скучно Мыльникову. И он как бы приотлетел от мира сего в малочувствие, неосознаваемое, вероятнее всего.

    И мало того, что искусствовед в такую высь не залетает из-за принципиального формализма, он ещё формалистски мутит.

    27 мая 2022 г.

    *- Если нижнюю часть S-образной линии, жёлтой, продлить влево, она достигнет третьей сестры.

    - Да вообще-то и светло-зелёную линию зря я так долго тянул через тела, соединяя линии берега. Она явно не чувствуется линией нанизывания трёх фигур. Поэтому и жёлтая не линия их нанизывания.

    Кудреватый как пример нанизывания называет и “Прощание” (1975), помня, что перед “Сёстрами” обсуждал нанизывание на повёрнутую восьмёрку в “Изобилии” (см. тут). Но смотрите, какая и в “Прощании” натяжка с нанизыванием.

    Или вот текст к такой картине.

    Мыльников. Лето. 1969.

    "В числе разнообразных выразительных средств, примененных художником, следует отметить еще один характерный прием. Его смысл заключается в выделении, обрамлении значимых частей изображения с помощью рамок самых различных конфигураций. Они служат цели активизации зрительского внимания, привлечения его к отдельным участкам плоскости холста, которые могут стать при этом подобием “картины в картине”, построением типа “текст в тексте”. Это своеобразные посредники, медиаторы, необходимые как средство внутренней экспозиции в пространстве холста. Благодаря подобным приемам изобразительной риторики зритель активно вовлекается в освоение живописного текста, предложенного живописцем.

    Обрамления внутри картины могут быть образованы подмеченными в природе или специально выстроенными рас-положениями линейных очертаний предметов. Так, в картине “Лето” действие этого приема проявляется трижды, подобно фокусировке фото или кинокамеры, происходящей в три этапа (так называемый “зум эффект”), в результате чего интересующая нас деталь постепенно приближается к нашим глазам. В данном случае роль первой и самой крупной рамы играет конфигурация неправильной формы, образованная дальней линией горизонта, стволами деревьев, служащих “кулисами” по краям картины и фигурами первого плана.

    Вторая, несколько меньшего размера рама состоит главным образом из очертаний глади озера, линии которого продолжены краем красной ткани на втором плане.

    Наконец, третья рама — это центральная группа купальщиц, образующая пластический центр всего полотна [будто может быть рамой – для самой себя, что ли? – группа!]" (Там же).

    Эти рамы, по-моему, из пальца автора высосаны, а не из картины живописца.

    27.05.2022.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100