Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.09.2022 |
|
02.09.2022 |
223-я годовщина рождения Пушкина
|
01.09.2022 |
|
31.08.2022 |
|
30.08.2022 |
Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена
|
28.08.2022 |
|
27.08.2022 |
Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)
|
26.08.2022 |
Что понимает свинья в апельсинах
|
25.08.2022 |
В чём русская исключительность? – В неброскости
|
24.08.2022 |
|
23.08.2022 |
Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь
И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, чтоб авторы исповедовали формализм, заставляет Кудреватого вставлять и вставлять сомнительные формалистские предложения. Например, об этом портрете: Мыльников. Верочка. 1964. https://www.stydiai.ru/gallery/master-55/ "Её голова размещена в геометрическом центре обрамления, образованного раскрытым окном, которое по своей квадратной конфигурации перекликается с таким же квадратным форматом всего холста”. Может, это занудство, однако квадрата окна нету. А, главное, нет ощущения переклички этих квадратов. Но самое смешное: лицо в центр одного из квадратов просто не помещено. То есть: “Бла-бла-бла”, - говорит искусствовед. Самое плохое, что замеченные им у художника "принципы равновесия и симметрии” (какая-никакая она всё-таки есть тут) никак не связываются формалистом с сокровенным мироотношением художника. "Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха… Симметрия предполагает неизменность…” (https://evan-gcrm.livejournal.com/1553184.html). “Вы достигнете равновесия и композиция будет выглядеть статично и спокойно” (http://zaholstom.ru/?page_id=4528). “…ум концентрируется на любой симметричной фигуре, чтобы утихомирить ментальный поток” (http://ligis.ru/librari/2963.htm). “Симметричные мандалы обычно означают спокойное состояние” (https://zen.yandex.ru/media/mandala_drawing/kak-ispolzovat-simmetriiu-i-assimetriiu-v-mandalah-5e94558e18bc2307840c6c8f). В связи с вспоминанием Кудреватого в связи с Мыльниковым второго периода творчества пробуудистской живописи гохуа (о буддизме, впрочем, у него молчок – мироотношение ж!) для меня наиболее значимы его слова: "Тоньше становится фактура письма, в нем все большую роль начинает играть незакрашенный белый холст или его просвечивание сквозь положенные выше слои краски, что также способствует усилению большей плоскостности изображения”. Я с этим связываю растр в “Верочке”. Если увеличить контрастность и уменьшить освещённость изображения, растр особенно выступит. Можно думать, что белая грунтовка холста, хоть и тонка она, не может выявить устройство холста, не хватает контрастности для проявления одинаково белых микровпадин и микровыступов. То есть один лист книги, ослепительные части стола и подоконника, плечи девочки вообще оставлены незакрашенными. Изображение как бы стремится исчезнуть. – Замечательный образ идеала бесчувствия. Парадокс: это дочь художника. И вполне в соответствии с принципом наибольшего сопротивления материала, именно она взята для выражения идеала малочувствия. Что говорит о подсознательности этого идеала. Тот не дан сознанию, вот оно и не запретило руке вести себя так кощунственно по отношению к дочери. Что всё-таки нарисовано, нарисовано легчайшим касанием кисти с разжиженной краской. В результате углубления холста несут цвет, а на возвышенностях просвечивает белый грунт. Что лишает изображение такого качества, как "материальная весомость" (https://www.stydiai.ru/gallery/master-55/). Что, опять же, выражает идеал малочувствия. О чём искусствоведы предпочитают молчать. Это, конечно, занудство – долбить и долбить, что искусствоведы – формалисты по преимуществу. Но мне ничего не остаётся делать, как обращаться к общественному мнению. До него, мне кажется, легче достучаться, чем до учёных. Особенно – с моей задиристостью. 29 мая 2022 г.
|
22.08.2022 |
Почему был и сплыл Русский художественный союз
|
21.08.2022 |
Разгадка явной загадки у художника Мыльникова
|
20.08.2022 |
Формалистская дурь иных искусствоведов
|
19.08.2022 |
Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу
|
18.08.2022 |
Искусство ли татуировки азовцев?
|
16.08.2022 |
Неожиданная актуальность картины 1946 года
|
15.08.2022 |
«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова
|
13.08.2022 |
|
13.08.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"